Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Статьи сайта

Статьи сайта

27 декабря 2018г.

«На что мы размениваем музей блокады»

«Фонтанка.ру» опубликовала статью Владимира Петровича Яковлева «Почему я против музея блокады на Смольной набережной». Первое, что бросилось в глаза при чтении этого текста, – это обилие фактических неточностей.

24 декабря 2018г.

Архитектор Владимир Попов: "Мы зависели от власти даже в эпоху Возрождения"

Почему архитектура больше не чистое искусство, кого винить в градостроительных ошибках и куда уходят выпускники архитектурных вузов — обо всем этом и о жизни в целом "ДП" рассказал народный архитектор РФ Владимир Попов, который празднует в этом году свое 90–летие.

Архитектура сегодня — это искусство или бизнес?

— К сожалению, бизнес. Говорю "к сожалению", потому что мне довелось работать в те времена, когда архитектура была настоящим искусством и с теми мастерами, которые составляют золотой фонд нашей архитектуры. Сейчас, как и любой другой человек, архитектор старается зарабатывать деньги. И этому стремлению подчинено все остальное, в том числе и искусство, и талант. Есть исключения — те, кому удается совмещать одно и другое.

Когда я начинал архитектурную практику, были совсем иные устои. Представить было невозможно, чтобы все условия архитектору диктовал застройщик. Заказчиком было государство, главенствовали четко определенные правила. В послевоенное время, о котором многие из нас знают только понаслышке, архитектура в нашей стране являлась очень престижной и поощряемой государством профессией.

Ситуация резко изменилась с выходом в 1955 году совместного постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР "О преодолении излишеств в архитектуре и строительстве". В основе своей оно было прогрессивным, но то, как оно понималось и проводилось, было резко отрицательным. Дело не только в том, что были отняты сталинские премии, ранее присужденные за крупные и действительно выдающиеся произведения, снесены колонны с уже построенных сооружений и положены на полку многие достойные проекты. Страшнее то, что ценности, которыми архитекторы по праву гордились, были ошельмованы и оплеваны, а архитектор из творца в один момент превратился в чертежника. Последствия были катастрофические: ликвидирована Академия архитектуры, и сама архитектура перешла в роль подчиненного строительству. Главным управляющим органом стал Главстрой в масштабах Советского Союза и строительные организации на местах. В бытность в ГлавАПУ я на своей шкуре испытал жуткий гнет Главленинградстроя.

13 декабря 2018г.

Архитектурная ворчалка

Смотрю на застройку Катара,  Сингапура, да и на Москва-сити тоже. Зародыши Катара вижу и в нашем Лахта - центре. Пока только зародыши. Задаю себе вопрос: это градостроительство? Это подчиняется законам планировки, проверенным временем? Это искусство архитектуры? Нет!

  А тогда как назвать этот хаос из стекла и бетона? Ближайшее сравнение - это оппозиция лес - парк. Парк возникает по законам красоты, лес возникает как зеленый хаос, игнорируя любые законы. На чьей же стороне должен находиться архитектурный гомо-сапиенс? Если мы за архитектурный лес, тогда мы предали градостроительную науку, которой следовало до нынешних времен все человечество.

30 ноября 2018г.

В России надо возрождать инженерную школу, иначе через два-три года будет рушиться все

Комов Алексей, член Правления Союза архитекторов России

В стране мно­гое ру­шит­ся, вклю­чая мо­сты (по­след­ний слу­чай – 21 но­яб­ря в Во­ро­не­же), по­то­му что мы до сих пор «про­еда­ем» со­вет­ское на­след­ство и не об­нов­ля­ем ин­фра­струк­ту­ру, ко­то­рая из­но­ше­на. Мы го­во­рим, что нет средств на ком­плекс­ное об­нов­ле­ние, но в то же вре­мя тра­тим бе­ше­ные день­ги на ла­ки­ров­ку, на «при­пуд­ри­ва­ние по­лутру­пов» и за­ни­ма­ем­ся «бор­дюр­ной би­жу­те­ри­ей».

Дру­гое дело, ко­гда ру­шат­ся кон­струк­ции, ко­то­рые по­стро­е­ны недав­но. Та­кие вещи про­ис­хо­дят, по­то­му что у нас пол­но­стью утра­че­ны ин­же­нер­ная и ар­хи­тек­тур­ная шко­лы: че­рез два-три года у нас во­об­ще не бу­дет смеж­ных в этой об­ла­сти про­фес­сий, по­то­му что та­ких спе­ци­а­ли­стов прак­ти­че­ски уже не го­то­вят. И даже пе­ре­ход на но­вей­шие циф­ро­вые тех­но­ло­гии ни­че­го не ре­шит, по­то­му что мы утра­тим воз­об­нов­ля­е­мость кад­ров, ко­то­рые по­ни­ма­ют, что из чего со­сто­ит. Еще один мо­мент – объ­ек­ты, мо­сты ру­шат­ся, по­то­му что их непра­виль­но экс­плу­а­ти­ру­ют, не уме­ют их экс­плу­а­ти­ро­вать, к тому же и на это нет средств. Шко­ла экс­плу­а­та­ции та­ких объ­ек­тов у нас тоже пол­но­стью раз­ру­ше­на.

30 ноября 2018г.

Что объединяет архитектурное сообщество

Никита Игоревич Явейн, руководитель архитектурного бюро «Студия 44», лауреат Премии «Хрустальный Дедал» (2001, 2004, 2012)

Сообщество российских архитекторов сейчас переживает период крайней раздробленности. Вся система связей, которая существовала в советский период: съезды, смотры, конференции, учебы и так далее, фактически, перестала функционировать. Архитекторы, работающие в различных регионах и городах, не имеют, да и не стремятся получить информацию о деятельности своих коллег. В каждом регионе выстраивается своя иерархия. Профессиональный цех дошел до состояния атомизации. Каждый выживает, как может.

Это состояние опасно не только тем, что не позволяет отстаивать интересы профессии и выстраивать консолидированную позицию в экономических и юридических вопросах, но и самое страшное - приводит к размыванию качественных стандартов. Абсолютно исчезли критерии оценки архитектурного качества, что хорошо, что плохо. Что, в свою очередь, приводит к катастрофической провинциализации отечественной архитектуры.

19 октября 2018г.

Андрей Тимофеевич Болотов – основоположник отечественной органической архитектуры и урбоэкологии как науки

Не секрет, что природа являлась источником вдохновения не только для художников, поэтов и писателей. Архитекторов и строителей во все века интересовала проблема создания различных строительных конструкций, похожих по своим внешним и внутренним качествам на природные объекты.

В текущем, 2018 году, исполняется 280 лет со дня рождения Андрея Тимофеевича Болотова (1738–1833). Андрей Тимофеевич пережил трех цариц, двух царей, восстание Пугачева, нашествие Наполеона, несколько переворотов и крупных войн, дожив до 95 лет.

28 сентября 2018г.

Кому и зачем нужна малоэтажная Россия

Малоэтажное жилье – перспективное направление жилищного строительства, весьма уверенно захватывающая современную строительную сферу. «По социологическим опросам, большинство граждан отдает предпочтение именно малоэтажному строительству», – отметил Владимир Путин на совещании в Новом Ступино.

31 августа 2018г.

Архитектор Владимир Щуко: классик неоклассики

В этом году исполняется 140 лет с момента рождения русского/советского архитектора и театрального художника Владимира Щуко, чьё имя навсегда вплетено в историю отечественной архитектуры – в знаковых объектах неоклассицизма первой половины 20 века.

Но начать стоит с неожиданного поворота - властей современной профашисткой Украины, взявших курс на десоветизацию страны и ликвидацию "проклятого прошлого"... Широко и одиозно известный Совет безопаности Незалежней (СБУ) в Киеве располагается в здании бывшего Дома губернского земства, спроектированного будущим классиком советской, фактически сталинской неоклассики, автором библиотеки имени Ленина и памятника вождю пролетариата у Финляндского вокзала и участником проектирования грандиозного Дворца Советов в Москве. То есть штаб-квартиру СБУ следовало бы снести….

Как говорится, от великого до смешного – один Майдан.

16 августа 2018г.

«Месмахер отказался целовать руку великой княгине — за что был лишен гонорара» – правнук архитектора о династии

Sobaka.ru продолжает рассказывать о наследниках больших фамилий. В этом выпуске –  Михаил Кондиайн, правнук лучшего петербургского архитектора эпохи историзма Максимилиана Месмахера и коллега своего прадеда. Автор Новой сцены Александринского театра объяснил, почему первый директор Училища Штиглица эмигрировал из царской России.

04 мая 2018г.

Пресс-релиз по итогам выставки Design&Decor St. Petersburg

С 17 по 19 апреля 2018 года в КВЦ «ЭКСПОФОРУМ» состоялась 6-я Международная выставка предметов интерьера и декора Design&Decor St. Petersburg.

В выставке приняли участие 62 компании. Участники представили более 1 000 наименований дизайнерской мебели, предметов интерьера и декора (вазы, зеркала, картины, посуда и аксессуары для оформления стола, изделия из фарфора, хрусталя и стекла), интерьерного текстиля и света (люстры, светильники и световые решения), декоративных материалов и другой продукции.

Страница 1 из 3   1 | 2 | 3 | >  | Последняя >>

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2018