Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

СРО НП «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Статьи сайта

Статьи сайта

10 июля 2017г.

Виктор Логвинов: От «зеленого строительства» к природоинтегрированной архитектуре. Принцип использования форм. Часть 2

Архитектура не ИЗОБРАЖАЕТ и не отражает действительность. Она её ПРЕОБРАЖАЕТ. И для того, чтобы интегрировать мир архитектуры в мир природы вовсе не обязательно копировать или изображать природные формы. Возможно, более продуктивным для архитектуры является не использование форм, рожденных природой, а использование закономерностей построения форм природы в архитектуре. Связь между архитектурой и природой более тонкая и глубинно сущностная, что доказывает вся история архитектуры, хотя в этой увлекательной истории были самые различные эксперименты, находки новых перспективных путей и тупики развития.

30 июня 2017г.

Градостроительный многогранник

В реализации коммерческих проектов архитекторам и девелоперам найти общий язык проще, чем чиновникам и депутатам в вопросах градостроительной политики. О значимости эстетической составляющей городских зданий говорили участники конференции «Архитектура, закон и бизнес: поиск баланса».

09 марта 2017г.

Никита Явейн: "Архитектура – дело коллективное"

Никита Явейн, заслуженный архитектор России, действительный член Российской академии архитектуры и строительных наук, профессор Санкт-Петербургского Государственного Академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (Академии Художеств), руководитель Архитектурного бюро «Студия 44».

10 февраля 2017г.

Виктор Логвинов: От «зеленого строительства» к природо-интегрированной архитектуре. Принцип взаимосвязи сред

ОТКРЫТОСТЬ – фундаментальное свойство всего живого, обеспечивающее постоянный круговорот между внутренней и внешней средой, без которого биосистема погибает от недостатка необходимых веществ, энергии или жизненно важной информации. Более того – ОТКРЫТОСТЬ – свойство любой сложной реальной физической или социальной системы.

Архитектура, как оболочка, «вторая кожа», «панцирь», отделяющая и защищающая человека от внешней среды, не может быть абсолютно открытой, но и не должна становиться абсолютно закрытой, непроницаемой преградой, между человеком и природой, так как и то и другое таит в себе смертельную опасность.

Именно в этом проявляется ограниченность и противоестественность концепции «Трех Нулей» - идеи создания зданий, которые ничего не выделяют и ничего не поглощают из внешней среды, т.е. идея полной, изоляции находящегося в здании человека от природы. Хотя исторически стремление к закрытости архитектуры имеет очень весомые объяснения и глубочайшие традиции.

12 января 2017г.

Николай Шумаков: Курс «Авторские практики» – инициатива своевременная

Николай Иванович Шумаков, заведующий кафедрой «Комплексная профессиональная подготовка» МАрхИ, президент Союза архитекторов России, президент Союза московских архитекторов, академик Российской академии художеств:

– Наше государство занимает 1/3 часть пространства Евразии, при этом на комплексно освоенные территории приходится менее 1% общей площади России. Мы живем в огромной и все еще недостроенной стране, а многое из того, что построено, уже сегодня нуждается в безотлагательной реконструкции и обновлении в соответствии с цивилизованными нормами жизни людей.

Одна из причин сложившейся ситуации – острая нехватка в России архитекторов. По такому показателю как количество практикующих архитекторов на душу населения мы значительно отстаем от большинства стран Европы и некоторых государств Азии. Это положение усугубляется тем, что далеко не все выпускники отечественных архитектурных вузов идут в профессию и находят себя в ней.

26 декабря 2016г.

Архитектурная концепция православного монастыря как «Града небесного на земле»

Целое тысячелетие неотъемлемой частью русской жизни была православная церковная культура, основные качества которой воплощала жизнь монастырская. Монашеские обители были, есть и будут осуществлением идеи «дома Божия» на земле, средоточием духовного образа православного человека и российского ландшафта, создателями архитектурного облика русской земли.

История русского монастырского строения начиналась в XI веке. К началу XX века на территории России располагалось более полутора тысяч монастырей, пустыней, скитов и общин.

Их неоднократно постигало запустение от людского нерадения и царской немилости, разорение от военных нашествий и ветшание от времени. Менявшиеся художественные вкусы и архитектурные стили тоже сильно влияли на пространственный облик обителей.

26 декабря 2016г.

Павел Алешин: архитектор «150 профессий»

В наше время, когда некоторые братские народы истерически пытаются найти в себе ультимативные отличия, в поисках самостийности и национальной идентичности – затоптать в грязь общую историю, биографии великих отечественных классиков архитектуры всё возвращают на свои места. Их жизнь приводит к общему знаменателю единство судьбы и таланта на просторах двух империй, последовательно сменивших друг друга, и заложивших крутые творческие виражи в судьбе многих зодчих.

Одним из них стал Павел Федотович Алешин – сын киевского плотника, великий русский и украинский архитектор, действительный член Академии архитектуры УССР, почетный член Академии строительства и архитектуры, доктор архитектуры, чье наследие сохранилось в Санкт-Петербурге, Киеве, Краснодаре, Вятке, Казани, Екатеринбурге, Мурманске, Ростове-на-Дону, Грозном, Геленджике, Запорожье, Горловке, Виннице, Харькове, Москве.

В этом году профессиональное сообщество отметило его 135-летие с года рождения. Кстати, его 100-летний юбилей отмечен в календаре ЮНЕСКО! Добавим из международного признания - конструктивисткое здание Дома врача, построенное по проекту Алешина попало в Британскую энциклопедию.

15 декабря 2016г.

Золотые корабли архитектора Захарова

В столице северной томится пыльный тополь,

Запутался в листве прозрачный циферблат,

И в темной зелени фрегат или акрополь

Сияет издали, воде и небу брат.

 

Ладья воздушная и мачта-недотрога,

Служа линейкою преемникам Петра,

Он учит: красота - не прихоть полубога,

А хищный глазомер простого столяра.

 

Нам четырех стихий приязненно господство,

Но создал пятую свободный человек.

Не отрицает ли пространства превосходство

Сей целомудренно построенный ковчег?

 

Сердито лепятся капризные Медузы,

Как плуги брошены, ржавеют якоря -

И вот разорваны трех измерений узы

И открываются всемирные моря!

(Осип Мандельштам, "АДМИРАЛТЕЙСТВО")

 

В этом году исполнилось 255 лет с года рождения великого русского зодчего рубежа 18-19 веков - Андреяна Дмитриевича Захарова. Человека, беззаветно отдавшего себя и свой талант служению её величеству Архитектуре.

01 декабря 2016г.

Копирайт на произведения дизайна и архитектуры

Дизайнер или архитектор, создавая проект, макет, концепцию или иное решение по организации пространства, рассчитывает на то, что именно его имя будет горделиво значиться на экземпляре произведения, и никто другой не сможет самовольно заимствовать результаты его творчества и паразитировать на таланте автора. Авторское право (копирайт) как раз и призвано защищать автора от недобросовестных посягательств на его работы, наделяя его временной монополией на использование созданных им произведений.

Надо сказать, что действие копирайта распространяется на любые произведения науки, литературы и искусства, независимо от их оригинальности или общественной, культурной значимости. При этом авторское право защищает только те произведения, которые, во-первых, созданы непосредственно человеком, а, скажем, не автоматическими действиями компьютерной программы; во-вторых, обладают творческим характером (который предполагается, если не доказано иное); в-третьих, выражены в объективной форме (идеи, методы, концепции, как таковые, не подлежат охране).

В области дизайна и архитектуры к объектам, охраняемым авторским правом, в частности, относятся: здания, сооружения, интерьер, архитектурные проекты, чертежи, изображения, макеты (2D, 3D).

01 декабря 2016г.

Рациональный Шретер русской эклектики

Сегодня многие независимые государства, чьи территории были неотъемлемой частью Российской империи, отрекаясь и поливая грязью имперское прошлое, скромно записали в свой национально-государственный актив уникальное архитектурное наследие.

Мощный и выразительный градостроительный шлейф, который создавался общими усилиями всей страны, и придавший бывшим российским городам столь ожидаемый европейский лоск.

Что объединяет, например, здания Мариинского, Киевского, Нижегородского, Тифлисского и Иркутского театров и Одесского вокзала? Имя и авторство талантливого архитектора, балтийского немца из Санкт-Петербурга, организатора Петербургского общества архитекторов и куратора журнала «Зодчiй» – Виктора Александровича Шретера.

В этом году исполнилось 115 лет с момента его смерти в 1901 году. Поэтому мы решили вспомнить жизнь и творчество этого удивительного человека и зодчего.

Страница 1 из 2   1 | 2 | >  | Последняя >>

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2017