Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Статьи сайта / Петербург в «вихре обновлений». Новые объекты культурной среды

Петербург в «вихре обновлений». Новые объекты культурной среды

«Новая Голландия», культурный квартал «Брусницын», «Севкабель» и другие новые культурные пространства недавно выросли в промышленных зонах на месте бывших складов и цехов. Они привлекают горожан не только модными барами и магазинами, но и многообразием художественных проектов и образовательных программ. На месте депрессивных районов возникают центры притяжения, из которых на наших глазах складывается новый облик Петербурга.

Собственно, и дискуссия в рамках фестиваля «Архитектон», заявленная как «Город и художественные практики», с самого начала была направлена модератором Лизой Савиной в русло разговора о роли художественных институций в развитии отдельных районов и городов.

Заведующая отделом художественных программ Северо-Западного филиала ГМИИ им. А. С. Пушкина Наталья Хвоенкова заметила, что новое искусство широкой публике пока малоизвестно и задача институций — включить художников и дизайнеров в процесс обновления города, развитие новых территорий и пространств. В качестве примера Наталья привела арт-объекта «Арка», установленного в парке Политехнического университета.

Совсем недавно в городе так не хватало современных пространств, а сегодня Петербург переживает «вихрь обновлений». «Меняется Васильевский остров, появились “Флагштоки”, “Газпром Арена”, отреставрирован ДК имени Кирова, и это здорово, — отметила Лиза Савина. — У каждого нового пространства — своя функция».

Успешным примером обновления городской среды стало открытие общественного пространства «Левашовский хлебозавод» на Барочной улице. Здание много лет стояло за забором и разрушалось. В 2016 году его приобрела группа компаний RBI, стратегическими партнерами по реконструкции выступили школа Masters и архитектурное бюро ABD Architects. В 2018 году проект был принят, и летом 2023 года памятник советского конструктивизма начал новую жизнь.

В помещении заводской котельной под 18-метровым куполом теперь находится концертный зал, в центральной ротонде первого этажа — экспозиция об авторе здания, создателе хлебозаводов-автоматов инженере Георгии Марсакове. В отдельном помещении располагается мультимедийная экспозиция о блокаде. В годы войны завод выпекал хлеб для ленинградцев и не останавливался ни на один день. При реконструкции бывший хлебозавод очистили от позднейших пристроек, отреставрировали лестничные клетки, бережно сохранили кирпичную трубу и оригинальные потолочные балки и колонны. Сегодня в программе Левашовского хлебозавода — цикл фортепианных концертов Pianissimo, экскурсии по Петроградской стороне с замечательным знатоком архитектуры Глебом Ершовым, исследовательские прогулки с Семеном Некрасовым по объектам стрит-арта, которые накопились за многие годы во дворах и закоулках района, лекции, выставки, кинопоказы редких фильмов и мастер-классы, где подростки строят архитектурные макеты. Теперь у жителей центра и других районов города появился еще один повод регулярно наведываться на Петроградскую сторону.

Рядом с Левашовским хлебозаводом находится знаменитая постройка Эрика Мендельсона — силовая подстанция фабрики «Красное знамя» — редкий для Петербурга образец экспрессионизма в архитектуре. Подстанция строилась в 1925–1926 годах и должна была стать метафорой «корабля, который тянет за собой все производство». Сегодня здание «Красного знамени» восстановлено по проекту архитектурного бюро «Литейная часть-91» под руководством Рафаэля Даянова. Внутри все расчищено, восстановлена кровля со световыми фонарями, убран этаж, построенный в 1956 году. При реконструкции использовали исторические технологии и материалы, для восстановления стен даже применяли старинный способ кладки. Сегодня для «Мендельсона», изнутри похожего на готический костел, необходимо найти новую функцию, и участники разговора поделились с аудиторией своими идеями. По одной из версий, здесь мог бы быть концертный зал для капеллы, по другой — Музей архитектуры.

Вадим Навоенко, генеральный директор фонда «Газпром культурные инициативы», отметил, что в ближайшем будущем «Газпром» завершит реконструкцию оранжерей Таврического сада — на месте некогда заброшенных теплиц там откроется новое круглогодичное уникальное общественное пространство с выставочными площадками и театральным залом, макет которого в этому году показали на Петербургском международном экономическом форуме.

Юлия Петрова, директор Музея русского импрессионизма, удивилась тому, что в Петербурге сначала здание реставрируют, а уже затем подбирают к нему функцию. В Москве процесс организован иначе. Сначала была разработана концепция Музея русского импрессионизма, затем под него подобрали здание и локацию, устраивающее музейщиков, и затем создавали проект. Музей русского импрессионизма, в коллекции которого находятся работы Константина Коровина, Валентина Серова, Станислава Жуковского и Николая Богданова-Бельского, — частный, идея его создания принадлежит коллекционеру Борису Минцу. Музей располагается на территории культурно-делового комплекса «Большевик», в здании, предназначенном для хранения муки и сахара. Эта постройка отличалась от других зданий ансамбля, построенного в конце XIX века. Архитекторы, сохранив цилиндрическую форму хранилища муки, создали здание, похожее на современный арт-объект, поместив кирпичную постройку в сверкающий перфорированный металл, — и превратили склад в музейный комплекс с тремя выставочными залами. В цокольном этаже располагаются зоны интерактивных инсталляций и книжный магазин, на третьем этаже — выход на террасы на крыше музея.

Анна Ялова, директор ЦВЗ «Манеж», заметила, что дискуссия как раз проходит в здании, построенном Джакомо Кваренги для зимней и летней выучки коней. В советское время здесь располагался гараж НКВД. В 1977 году к 60-летию революции его перестроили под выставочный зал. Нынешний вид выставочный зал обрел после реставрации, выполненной архитектурной мастерской «Циркуль» в 2013–2016 годах. «Трансформация — это нормально», — подытожила Анна Ялова. Пространство ЦВЗ «Манеж» устроено как конструктор, и ни одна выставка не повторяет другую.

Лиза Савина заметила, что новые культурные пространства выполняют функции «третьего места», где люди проводят время между домом и работой, поэтому они должны быть изменчивыми и постоянно удивлять. Для этого, например, затеян проект «Музейная линия», который впервые прошел в 2019 году, и его маршрут вдоль «Манежа» был построен из биоморфных скульптур Дмитрия Кавараги «Токсикоз антропоцентризма». Проект со сложным названием и сам был трудным, прошел много согласований, зато был получен опыт и, что главное, им заинтересовались жители города. Современное искусство должно удивлять и трансформировать общественное пространство.

Анна Сирро, руководитель Центра музейной педагогики Музея истории Санкт-Петербурга, развернула диалог к теме взаимодействия города и музея. Туристы, посещающие Петропавловскую крепость, прежде всего хотят увидеть реликвии, казематы, исторические места и не всегда воспринимают современное искусство. Встает вопрос идентичности, взаимодействия традиции и новации. Так, в историческом пространстве Петропавловской крепости проходит ежегодный фестиваль творческих и образовательных проектов «Друзья Петербурга» под эгидой ПАО «Газпром», и подростки имеют возможность приобщиться к культуре через общение с профессионалами реставрационного дела и музейщиками, побывать в мастерских. В текущем году мероприятия Фестиваля объединены центральной темой «Отражение». Она символизирует бережное и созидательное участие ПАО «Газпром» в сохранении уникального историко-культурного наследия имперской столицы России и создании новых центров притяжения. Кроме того, заглавная тема Фестиваля приглашает всех неравнодушных горожан найти свое отражение в Петербурге имперском и Петербурге будущего и призывает к размышлению о том, как каждый из участников может повлиять на развитие города.

Текст и фото Михаила Борисова

22.09.2023, 200 просмотров.

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020