Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Новости сайта / С кого спрос на стройке: архитекторы против строителей

С кого спрос на стройке: архитекторы против строителей

Идеальная стройка с точки зрения ее участников —это когда клиент обратился к архитектору, составил вместе с н6им развернутое техническое задание, посчитал бюджет, составил смету, провел тендер, им с полной документаций вышел на строителей. Далее составляется график строительства и финансирования, и все вместе двигаются к цели. Однако проблема в том, что такой портрет идеальной стройки реализовать невозможно. В жизни этому препятствует ряд трудностей, и воссоздать проект, придуманный архитекторов, в точности таким же, представляется невозможным.

С кого спрос

Самый главный камень преткновения между автором проекта и строителями —это ответственность за ошибки. Кто виноват, если треснул бетон — «кривые» руки строителей или неточности в просчетах архитектора, в особенности, когда дефекты проявляются уже после завершения стройки? Такая ситуация может возникнуть по ряду причин - например, архитектор сделал довольно поверхностный эскиз и не прописал детали, и строители, не представляя, как это правильно реализовать, делают, как получится.

«Архитектор должен чувствовать конструкцию здания, он должен понимать высоты балок, толщины перекрытия и прочее. Это должно быть на уровне эскиза проработано, в этом и проявляется план архитектора. Это должен быть не просто полет фантазии, он должен быть реализуемым. Еще и бюджет надо точно назвать клиенту», — замечает архитектор и основатель бюро Boos architects Виктор Боос.

Нивелировать такие ситуации поможет тесное общение между двумя сторонами, когда заведомо проговариваются все нюансы, и обе стороны заинтересованы в реализации проекта, причем с малой кровью для всех причастных. «Любая недосказанность, когда нет конкретики, вызывает вольную интерпретацию, и начинаются эти разборки», — говорит генеральный директор компании СТМК Кирилл Корнеев.

Но зачастую бывает, что компания подрядчик получает от заказчика только проект, без конкретики, деталей и знакомства с его автором. Это связано с тем, что не каждый клиент финансово может потянуть архитектурный надзор, обеспечивающий полный контроль всех этапов стройки со стороны «маэстро». По словам Виктора, архнадзор не является проблемой для тех, кто строит дома выше 350 кв. метров, но для остальных эта услуга часто выходит за рамки бюджета.

Так что же делать строительным организациям в случае, когда общение с архитектором отсутствует? Правильным решением будет промежуточный контроль документации. В компании СТМК эту проблему решили созданием собственного конструкторского бюро, рассказал Кирилл Корнеева, которое будет проверять проекты архитектора на факт возможных неточностей и устранять ошибки. То есть, по сути, строители сразу берут на себя полную ответственность за полный цикл стройки.

«Вопрос заказчика будет всегда к строителю, заказчик скажет: «Вы же профессионалы, почему вы приняли проект и не подсказали, что что-то не так». Поэтому наша компания выбрала модель, которая включает и констуктив, и технологов, и руки в одной лодке. То есть это все — наша зона ответственности. Потому что, когда приходят от архитектора документы, то зачастую это просто непроработанные эскизы, но мы уже понимаем, что с этим надо работать», — рассказывает эксперт.

А если кто-то «топит» проект

В том случае, если архитектор в стройке участвует, он должен находиться в плотном контакте с теми, кто ее реализует. По мнению архитектор, управляющий партнер K.U.B. House Алексея Олещенко, в проекте участвует вся команда, и если кто-то «троит», то надо ему честно об этом сказать, не бояться поднимать этот вопрос и ставить всех в известность. А еще лучше — сразу распределить зоны ответственности и заверить это юридически.

«Я когда начинаю авторский надзор, у меня помимо договора есть еще регламент, в котором прописано, кто что делает и какая зона ответственности у архитектора, поставщика, каждого члена строительной бригады (начальника участка, прораба, исполнителей локальных видов работ, бригадиров этих видов работ), менеджеров проектных и строительных организаций, генерального подрядчика и пр., — рассказывает архитектор Виктор Боос, — Также на стройку можно привлекать технодзоры с разных сторон: со стороны строителей строительный контроль, со стороны заказчика технический надзор, архитектурный контроль. И все эти акты клиенты подписывают заранее».

Бывают моменты и когда архитектор, ведущий контроль за строительством, увольняет рабочих или бригаду. По словам Бооса, это сделать непросто, но возможно в случае, если люди не реагируют на замечания и не стараются устранить проблемы, на которые указывает автор проекта. «Если вы наперед видите какие-то потенциально возможные «косяки» со стороны строителей, вы просто протоколируете это письмом и направляете клиенту, то есть предупреждаете наперед, что возможно будут у нас проблемы», — поясняет архитектор.

Финансовый вопрос

Разграничивая зоны ответственности, важно заранее определить, кто будет покупать материалы, в частности. «Я считаю, проблему закупки материалов надо решать по договоренности. При этом смета должна быть максимально открыта, потому что ты должен показать заказчику весь список материалов, что ты берешь и по какой цене. Вопрос торга, вопрос торговой наценки. Но что покупается и как покупается, в какие сроки, должно быть на берегу все прописано», — считает Алексей Олещенко.

Если решается, что закупкой черновых материалов займется заказчик, то для строителей это может стать как благом, так и большой проблемой в случае, если будет куплено не то, и придется производить замену. «Но решение простое — осуществлять входящий контроль строительных материалов так же, как и входящий контроль документации архитекторов», — считает Виктор Боос.

Казалось бы, каждый процесс на стройке возможно и реально задокументировать и закрепить юридически, однако и исполнители, и авторы проектов сходятся в одном - это не работает. Даже имея на руках документ, подписанный заказчиком, приходится идти на компромиссы и вносить изменения, если последний имеет такое желание. И тут уже и строители, и архитекторы оказываются в одной лодке.

«Этап «коробки» — это та дистанции в забеге, которую пробегают практически все. Самое интересное начинается, когда начинаются всякие сетевые вещи и появляются корректировки, связанные с дизайном: когда у нас всякие вентиляционные установки, камины начинают двигаться по домам, после заливки бассейна на полметра надо все перенести. Это все нервов треплет намного больше», — заключает Олещенко.

Мария Шевцова для сайта: https://www.radidomapro.ru

28.07.2021, 581 просмотр.

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020