Информационно-аналитический бюллетень
Союза архитекторов Санкт-Петербурга,
Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,
Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»
Олег Романов,
профессор кафедры архитектурного проектирования СПбГАСУ, кандидат архитектуры, почетный президент Союза архитекторов Санкт-Петербурга
Любая статья, касающаяся проблем практики и теории, должна начинаться с актуальности, постановки цели и, соответственно, решения задач. Кроме этого, необходимо заявить ключевой постулат: «Архитектура – это искусство» и как производное – «Архитектурное образование».
Данная статья не претендует на всеобъемлемость в сфере архитектурного образования, а предлагает обмен мнениями для сохранения гуманистических принципов в одной из важнейших профессий человеческого общества.
В указе Президента РФ об основах государственной культурной политики упоминается весь перечень архитектурных специализаций. Ключевой тезис в этом документе – «Государственная поддержка архитектурного творчества, признание архитектуры социально значимым видом искусства». Но фактически до сих пор творческая составляющая Архитектуры игнорируется, и даже в официальных документах Госдумы профессия «Архитектор» не числится творческой. Отзвуки этого прослеживаются в упорном многолетнем стремлении чиновников не принимать закон «Об архитектурной деятельности». В современной системе архитектурного образования, тяготеющей сегодня к принципам непрерывного архитектурного обучения, в период введения в нашей стране Болонской школы выявился ряд недостатков. Болонская система неоднократно подвергалась профессиональной оценке по всем минусам и плюсам и станет историей уже в следующем году.
Эта система, принятая в эпоху перемен, соответствовала нашему ослабленному в социально-экономическом отношении государству. Ряд исследователей справедливо связывают уровень образовательных процессов с политико-экономическим состоянием страны, ее значимостью в мировом масштабе. Характерно, что в советский период сверхдержавы систему образования СССР начинали копировать в ряде ведущих стран Запада. Как часто бывает, при процессах реформирования необдуманно и скоропалительно «выплескиваются» ценности и явные достижения. То же произошло и с образовательной системой в нашей стране, в частности, по архитектурной специализации. Не рассматривая весь спектр утрат, хочется остановиться на одном из главных аспектов образовательной системы – кадры и методы обучения студентов-архитекторов.
Горделиво заявленное Министерством образования РФ положение, что образование – это только «услуга», дает сбои и постепенно разрушает высокие цели гуманистического воспитания молодежи. Ориентир на бюрократизацию образовательных процессов, «цифровизация» со знаком минус, масса отчетных документов, непродуманные схемы развития, неоднократные попытки так называемой оптимизации, в том числе попытки соединения архитектурной специальности со строительной, наносят значительный ущерб даже Болонской системе. В основе лежит явное непонимание специфики архитектурного обучения студентов.
Начнем с кадровых вопросов и методики обучения. И здесь всплывает забытый термин «Наставничество» – исторически апробированная передача опыта от старшего поколения младшим. Сегодня это положение почему-то рассматривается только в производственной сфере, то есть имеется в виду рост и обучение молодых внутри проектных и строительных компаний. В отношении современных образовательных процессов по этой теме – полное молчание, потому что под флагами и лозунгами «омоложения» происходит «вымывание» опытных специалистов.
Профессиональная жизнь, в частности, в советскую эпоху, показала, что значительный возраст специалистов-педагогов не мешал, а наоборот повышал уровень обучения в сторону авторитета, реального опыта и статуса обучения в профессии. Характерно, что сегодня, в отличие от вышеуказанного положения «передачи опыта только на производстве», в архитектурной сфере – в проектных бюро, архитектурных мастерских, институтах и т.п., фактически требуются готовые проектанты. На их «доучивание», как это было в советскую эпоху, сегодня нет времени. Поэтому участие опытных, в том числе «возрастных», педагогов в процессе обучения проектантов обязательно. Привлечение почасовиков в реальности не дает значительного эффекта ввиду их текущей занятости на местах постоянной работы.
Необходим пересмотр «кадровой сетки». В частности, следует отменить рекомендации по возрастным ограничениям для преподавателей, имеющих большой педагогический стаж работы со студентами и опыт практической архитектурной деятельности, снять акценты на обязательные публикации научных статей в рецензируемых и наукометрических базах данных Scopus, Webofknowledge и пр. Научные исследования (но не эксперименты) в сфере искусства не должны быть приоритетными по отношению к багажу полиэдрических знаний преподавателя в области архитектуры и расчетов т.н. «часов занятости», целевого привлечения контингента педагогов.
Возвращаясь к теме «наставничества», хочется обратиться к яркой эпохе расцвета культурного и художественного развития человека. Эпоха Возрождения – это образцовая эпоха культа человека с гуманистическими принципами. В те времена система «учитель-ученик» давала мощные плоды, в том числе в мультипрофессиональной направленности: художник, скульптор, поэт, архитектор, строитель. Игнорирование сегодня связки «учитель-ученик» наносит огромный ущерб образовательному процессу в профессиональном и культурологическом отношении.
Методология образования – это организационно-творческий срез с обучения, связанный с социально-экономическими изменениями, происходящими в стране. Существуют разные мнения по теме методики, но ключевыми остаются вопросы студентов: Что? Как? Зачем? Почему? Представляется, что цель обучения студентов в вузах – это не только подготовка грамотных проектантов, но и думающих архитекторов-художников в своей сфере искусства, коей является Архитектура.
Недостаточно указывать студентам на ошибки и недостатки в их проектах. Важно научить их мыслить и отвечать себе на вопросы: «зачем» и «почему», ставить перед собой сверхзадачу, на пути реализации которой возможно достижение интересного в архитектурно-художественном отношении результата. К сожалению, у значительного процента студентов существует так называемое «аналоговое мышление». Обычно, это скорый поиск аналогов своего проекта в интернете и приспособление к своему техническому заданию. Либо другой вариант: понравившаяся декоративная отделка – и происходит процесс «танцев от печки». Конечно, на первый взгляд в этом нет ничего предосудительного. Но в этом варианте проектного подхода отсутствует глубинное понимание сути объекта, философии концептуального авторского подхода. Такие понятия как «концептуальность», «ассоциативность», «идентичность», как правило, туманны и размыты в сознании либо совсем отсутствуют.
Как отмечают многие исследователи процессов архитектурного образования, с одной стороны аналоговое мышление студентов и существующие со стороны некоторых педагогов требования «делай как я!» формируют только исполнителей и повторителей по линии творчества. В качестве творческого многообразия и эффективного подхода к обучению студентов хочется вспомнить ВХУТЕМАС. Это не только разнообразные архитектурно-художественные направления поисков, но и разнообразные лаборатории по изучению «света и тени», «взаимодействия объемных композиций» и многое другое. Результаты тех лет дали вспышку талантливых архитектурных решений, выдающихся архитектурных произведений. А выпускники уже в анналах архитектурной истории.
В качестве отступления от основной темы статьи хочется рассказать об экспериментах, проводимых на кафедре Архитектурного проектирования СПбГАСУ в рамках существующей программы «Архитектурная графика» со старшими курсами студентов-архитекторов.
Один раз в месяц проводится часовой графический тренинг с использованием музыкальных произведений. Почему именно музыка? Потому что семь нот с множественностью вариаций и многозначной сакральностью – это «абстрактность» высшего уровня, некие отзвуки «опытов» Чурлениса. Первичная установка – лист А3 и способы графического изображения, наиболее характерные для того или иного студента (карандаш, перо, акварель, пастель). Музыка – от классики до сугубо современных мелодий. Интересны наблюдения после первых «сеансов». Часть студентов в своих ощущенческих рисунках изображали предметы, животных, людей. И только примерно 30 % студентов изображали истинно абстрактные, свободные графические композиции. В дальнейшем, после высказанных педагогами пожеланий, этот процент абстракции значительно вырос.
Результат налицо – обозначился прогресс в образном отношении в объемных композициях в курсовых проектах и, конечно, в части дополнительного развития неотъемлемого в профессии графического мастерства.
Кроме этого, на кафедре используется обязательное требование сопровождения – набросков и поисков не только на стадии «Клаузура» с предъявлением альбома. Срабатывает идентичность абстрактных тренингов и намерений в отношении композиций в конкретных проектах. Все чаще на стадии «Клаузура» присутствует «зрительный ряд» поисков архитектурных форм. Слово «образ» архитектурного произведения встает на первое место.
Но вернемся в сферу современной системы образования.
Бацилла стандартизации сегодня проникла и в нее. Множащиеся инструкции минобрнауки направлены во многом на контроль за процедурой образования, а не на повышение истинного качества образовательного процесса. Индивидуализация работы со студентами архитектурно-художественной направленности совершенно не учитывается в основных образовательных программах (ООП) и в федеральных государственных образовательных стандартах, ориентированных на формирование у будущих архитекторов многочисленных обезличенных профессиональных компетенций в «программах» и «кадровой сетке». Стандартизация в профессии «Архитектор», проводимая заинтересованными министерствами, например, Министерством труда, оправдана в производственном отношении при необходимом определении должностных категорий. Но стандартизация в сфере обучения ущербна и пагубна.
Могут быть возражения – это не современно, не соответствует мощно развивающейся теме цифровизации, скоростному развитию информации. Но стремление без разбора применять и использовать Искусственный интеллект, особенно не задумываясь о том, где это уместно и необходимо, может привести к деградации личностного творческого мышления и других реалий сегодняшней жизни. Как убедительно показывает история, при превалировании в определенные отрезки эпох новых направлений, всегда существовала некая «классика» в философском смысле слова. Вероятно, это касается и современных тенденций в методологии образования.
Что же делать? В тезисном формате можно определить и выделить четыре основных положения, обязательных независимо от принятой системы образования.
Завершая тему, хочется заметить, что, не исключая требований современной жизни и на фоне грядущих изменений в системе высшего образования, не следует забывать гуманистические принципы образовательных процессов: систему «учитель – ученик», индивидуализацию воспитания студентов архитектурно-художественной направленности, человеческие принципы обучения, с учетом «рукотворных» особенностей профессии «Архитектор».
© «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020