Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2024 / 01 / Приключения мыльницы. Идеи к ведению практических занятий

Образование

Приключения мыльницы. Идеи к ведению практических занятий

Кирилл Козлов,

руководитель архитектурной группы «АРКА», кандидат архитектуры

Практические занятия по дисциплине «Архитектурная типология жилых и общественных зданий» четко регламентированы в рабочих программах и многократно уточнены в персональных планах преподавателей.

Но как не вчитывайся в сухие формулировки соответствующих методических указаний, не удается увидеть истинный творческий процесс, который происходит на этих занятиях.

Иллюстрация_№1

В 1996 году я в составе небольшой группы выпускников архитектурного факультета СПбГАСУ был откомандирован в Институт архитектуры в Роттердаме для прохождения международной летней практики. Студенты, прибывшие со всей Европы, были разделены по группам для решения различных концептуальных конкурсных задач, которые были подготовлены этим институтом. В завершение двухнедельных занятий была проведена общая презентация с совместным обсуждением подготовленных работ. Запомнилось выступление одной студентки из Роттердамского института архитектуры. Ее группа занималась реновацией мусороперерабатывающего завода. Студентка вышла на сцену и в полном молчании зала, без каких-либо планшетов и видеопрезентации начала свое выступление. У нее в руках появилась мыльница, точнее, крышка от обычной пластмассовой мыльницы. Девушка поставила ее себе на голову – и крышка превратилась в кепку, положила на воду – получился кораблик, усадила в нее пластмассового человечка – зал увидел детскую коляску, приложила к груди – брошь. Приключения мыльницы продолжались несколько минут, и в конце были выставлены планшеты, на которых демонстрировались результаты исследования их группы – применение и трансформация мусорных отходов в архитектурные элементы в качестве самостоятельных декоративных приемов.

Прошло уже почти 30 лет, и теперь, будучи не только практикующим архитектором, но и преподавателем, я вспомнил про те студенческие переживания и эмоции, которые позволяли тогда и тем более сейчас находиться в постоянном творческом поиске, каждый день открывать новые впечатления. Эту творческую подвижность я внедряю среди студентов третьего и четвертого курсов в рамках учебной программы по архитектурной типологии. 

В начале учебного года студенты в своих группах самостоятельно разделяются на небольшие команды по 3-5 человек. По мере прохождения лекционного материала выдается творческое задание для подготовки клаузуры по соответствующим общественным объектам в различных локациях. Так, например, были разработаны творческие проектные концепции второй башни Газпрома рядом с возведённым Лахта Центром, СКА-арены, благоустройство Охтинского мыса, Тучкова буяна, концепция многофункционального комплекса в Тбилиси и так далее. В данных работах важно то, что студенты выполняют их не для оценок, но в качестве конкурса с дальнейшей защитой решений перед своими коллегами и выставлением рейтинга путем простого голосования. Таким образом, вырабатывается навык участия в конкурсах, умение задавать вопросы и «держать удар» в архитектурном поединке. Неожиданным образом раскрывается внутренний потенциал студентов. Работа в командах позволяет не просто спрятаться за спины товарищей, но обрести поддержку и снять возможные внутренние стеснения. Перед окончательной презентацией, в которой участвуют все члены команды, проходит консультация с преподавателем, на которой выбирается направление развития предложенного решения.

Самое главное, что участие в подобном конкурсе не влияет на полученный зачет или финальную оценку на экзамене. Важно почувствовать собственную внутреннюю творческую свободу и ответственность. В конце подведения итогов, на основании трех или четырех клаузур, студентов ждет вознаграждение в виде скетчбуков, которые получают в конечном итоге все. Кроме конкурсных клаузур предлагается выполнить работы по архитектурному анализу с предложением возможной реконструкции заданного здания. То есть рискнуть выполнить работы по принципу «и я так могу». Часто в ходе проведения анализа выясняется, что существующие здания не нуждаются в переделке. Тогда студент доказывает однозначность принятого решения. Обсуждение происходит в группе в виде защиты проекта. Так, например, здание БКЗ «Октябрьский» еще никому не удалось видоизменить, но зато здание «Владимирского Пассажа» на Владимирской площади критиковалось беспощадно и выдвигались новые идеи изменения как внешнего вида, так и функционального назначения.

Данная работа по разработке конкурсных клаузур направлена на развитие не только скорости творческой реакции, но и дерзости в принятии решений,  ответственности, основанной на полученных знаниях, и критики со стороны товарищей и преподавателей. 

Так неожиданно пластмассовая крышка, сделав причудливый пируэт из далекого 96-го года, обрела новой смысл в моей преподавательской практике и могла бы и дальше видоизменяться по воле моей фантазии… Но тут в экран компьютера постучался искусственный интеллект, и открылись новые волнительные перспективы творчества.

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020