Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2024 / 01 / Памяти коллег

Памяти мастера

Памяти коллег

Иллюстрация_№1

Юрий Земцов

11 мая 2024 года ушел из жизни выдающийся Архитектор и замечательный Человек – Юрий Исаевич Земцов. Академик архитектуры, профессор института им. Репина, лауреат двух государственных премий и премии правительства России Юрий Исаевич был скромным, интеллигентным и бесконечно преданным профессии человеком. Более 60-ти лет своей жизни он отдал любимому делу. Десятки реализованных проектов и сотни выпускников Академии художеств стали результатом его многолетнего труда. Обладая безупречным вкусом, огромным опытом и талантом, он пользовался заслуженным уважением и авторитетом среди коллег, друзей и студентов.
В 1989 году Юрий Исаевич организовал первую в Ленинграде частную архитектурную мастерскую, в которой 30 лет был бессменным руководителем.
Его высокие человеческие качества, отзывчивость и деликатность останутся для всех нас примером. Я благодарен Юрию Исаевичу за 45 лет совместной творческой работы плечом к плечу.
Он оставил яркий след в каменной книге архитектуры Ленинграда, Петербурга, Омска и в наших сердцах...
Михаил Кондиайн

Первый раз я увидел Юрия Исаевича лет 50 назад еще школьником. Он пришел к нам домой, и они с папой обсуждали какие-то проектные вопросы. Он поразил мое воображение: одет был элегантно, со вкусом и весь излучал гармонию и уверенность в себе. «Кто это?» – спросил я папу потом. И услышал в ответ: «Архитектор, причем один из самых талантливых». Оглядываясь назад, могу сказать, что эта встреча повлияла на мой выбор профессии, я тоже захотел быть архитектором.
Все прошедшие годы мы виделись много раз. Сначала у нас дома, где Юрий Исаевич с супругой Галиной Александровной были частыми гостями на наших семейных праздниках, потом в Союзе архитекторов, на Градостроительных советах и в последнее время – в Академии художеств.
Каждая наша встреча была овеяна теплотой и живым участием, профессиональные вопросы обсуждались взвешенно, с расположением к собеседнику. К его мнению всегда прислушивались, поскольку он был далек от конъюнктуры и тенденциозности, с прекрасным чувством юмора, но без иронии. Мне кажется, он всегда улыбался, мне не довелось видеть его раздраженным и вспыльчивым.
Он был мастером, он умел решать сложные задачи своим единственно правильным способом. Его архитектура лишена излишеств и украшательства, но она неповторимо изящна, как был он сам. Пожалуй, он единственный ленинградский архитектор, по проекту которого построено здание в Европе. На конкурсе в Дюссельдорфе он победил всех, включая местных немцев.
Он построил замечательные здания и оставил по себе выдающиеся проекты. Они не похожи на другие. Архитектура их смелая, но абсолютно к месту, они не нарушают контекст, но, напротив, формируют его, обогащают. Он критически относился к вариантам, считая, что хорошим может быть только один. И действительно, глядя на его здания, кажется, что в этом месте могло бы быть только это.
Жаль, что он не успел реализовать свои последние проекты. Жаль, что он ушел. Как все хорошие люди, раньше срока…
Владимир Григорьев

Анатолий Столярчук

Грустный выдался год для архитекторов Петербурга. Сразу несколько коллег покинули нас. Среди них и Анатолий Аркадьевич Столярчук – Толя, как его звали друзья.
Вспоминая ушедшего архитектора, главное – отдать дань его творчеству, его вкладу в бесценную коллекцию строений и фрагментов окружающей среды, которых не было бы без него или они стали бы другими. Творчество архитектора Анатолия Столярчука для меня это прежде всего архитектура здравого смысла – архитектура экономная, строгая, без ненужного напряжения.
Прежде всего, вспоминается Дом на улице Красного Курсанта – уместный, рациональный. Торговый центр на Добролюбова – небольшой, но удерживающий огромное пространство. Школа со строгим, почти классическим порталом. Торговый центр «ПИК», декларирующий право поколения петербуржцев на развитие своего города без робкой оглядки на сделанное ранее. Наконец, большая серия новых общественных пространств – гипермаркетов «Лента», где будничный процесс покупки продуктов в дом превращается в праздник консьюмеризма…
Эти и много других замечательных, оцененных современниками построек и проектов Анатолий Аркадьевич сделал, окружив себя коллегами-единомышленниками.
Полагаю, что многие, как и я, испытывали симпатию к Анатолию, всегда позитивно настроенному, ироничному, часто улыбающемуся. Толя любил поднимать настроение окружающих, рассказывая классные одесские анекдоты с еврейским акцентом. На потеху публики симулировал деланную зависть к друзьям, у которых случилось в жизни что-то хорошее, фразой: «КОМУ-ТО – Все!...» Зависть как рукой снимало!
В Академию, где я чаще всего видел Толю, он всегда приходил в изумительно начищенных ботинках, от того казавшихся миллионерскими. Толя выкладывал на кафедральный стол модную барсетку темной кожи и снисходительно выслушивал подтрунивания друзей на тему, что де это его кошелек.
А после этого из раза в раз включался в постоянный процесс передачи своих замечательных профессиональных качеств новому поколению. Сейчас этот процесс, к великому сожалению, прервался, но Анатолий успел не только многое сам сделать, но и свои умения ученикам передать.
Святослав Гайкович

С Анатолием Аркадьевичем мы были знакомы четверть века, сдружились в последний десяток лет.
Мне очень импонировали его многим известные качества: принципиальность, деликатность, великодушие. Он был своего рода моральным камертоном архитектурного сообщества. При этом обладал отменным чувством юмора и ни капли не был ханжой, ему напрочь претили чванство и тщеславие.
Существенную часть своей жизни Анатолий Аркадьевич посвятил воспитанию нескольких поколений архитекторов, совмещая руководство своим бюро со служением alma mater – Академии художеств, в первой мастерской архитектурного факультета, в последние годы, возглавляя её.
Память о нем останется со мной навсегда.
Феликс Буянов

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020