Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2024 / 01 / Главный архитектор императорских театров. К 185-летию со дня рождения В. А. Шретера

История

Главный архитектор императорских театров. К 185-летию со дня рождения В. А. Шретера

Виктор Александрович Шретер – зодчий и педагог, оставивший заметный след в истории и культуре Санкт-Петербурга. По его проектам построено множество зданий разного назначения, им воспитано немало архитекторов, участвовавших в формировании облика города на Неве. В небольшой статье невозможно осветить творческий путь этого крупного мастера архитектуры. Остановимся на двух работах зодчего, одна из которых осталась в чертежах, другая не дошла до наших дней.

Иллюстрация_№1

В 1872–1874 годах В. А. Шретер при участии И. С. Китнера построил на Петербургской стороне, возле Сытного рынка, на углу Кронверкской и Сытнинской улиц, деревянную лютеранскую церковь Св. Марии. В храм вело высокое крыльцо с двухмаршевой лестницей. По сторонам входа возвышались квадратные в плане башни с шатровыми покрытиями. В этих башнях, словно бы охранявших вход, находились лестницы. За башнями веером раскрывался церковный зал, узкой своей частью примыкавший к алтарю, над которым возвышалась 32-метровая колокольня.

Архитектор В. А. Шретер в журнале «Зодчий» так описывал конструктивные особенности здания: «По кирпичным стенкам… положены основные горизонтальные венцы, с подкладкой из асфальтового каменного толя, а по ним установлены главные конструктивные части стен: стойки с прогонами, схватками и раскосами. Смотря по месту, стойки поставлены или одинокие, …или двойные, или, наконец, кустами (в углах колокольни и стен)… Примененный в данном случае способ постройки совершенно схож с системой фахверковых сооружений, с той лишь разницей, что заполнение пустот между конструктивными частями делалось не из кирпича, а из двойного ряда трёхдюймовых, поставленных стоймя, досок».

Церковь, вне всякого сомнения, долгое время была доминантой этого уголка Петербургской стороны, застроенной здесь по большей части малоэтажными деревянными домишками. В 1930-е годы здание было передано под клуб, в блокадное лихолетье церковь разобрали на дрова…

Теперь – о грандиозном проекте В. А. Шретера, которому не довелось осуществиться. На чертежах – огромное здание под высоким куполом, с рустованными стенами, полуциркульными проемами, обилием колонн и скульптуры. Главный вход, обращенный к просторам Невы, выделен ризалитом с мощными рустованными колоннами в нижнем ярусе и циклопической полуциркульной нишей во втором. На аттике ризалита – фигура Аполлона с лирой. По сторонам входа, на пьедесталах – белоснежная аллегорическая скульптура, немало скульптуры и во втором, третьем ярусах. На боковых пониженных куполах – гении Славы расправили крылья, готовые отправиться в путь, чтобы сообщить миру, какой величественный театр появился в Петербурге...

История этого интересного проекта такова. В 1884 году в столице Российской империи закрылся Большой театр, который позже будет перестроен для нужд Петербургской консерватории. Обследование театрального здания выявило необходимость его капитального ремонта, но достаточных средств изыскать не удалось, поэтому под руководством архитектора В. А. Шретера, служившего в Дирекции императорских театров, были осуществлены самые минимальные строительные работы, сделавшие здание пригодным для мало-мальски комфортного и безопасного пребывания.

Еще в 1883 году зодчий приступил к реконструкции Мариинского театра, и перед Дирекцией ребром встал вопрос постройки нового театра для оперных и балетных представлений. Была учреждена особая комиссия для выработки детального проекта, и в 1888 году архитектор Дирекции В. А. Шретер представил таковой проект на рассмотрение.

Для строительства нового театрального здания была отведена северная часть Марсова поля (Царицына луга), главный фасад планировалось обратить на Неву. Чтобы сделать и без того грандиозное здание еще величественнее, предполагалось повысить строительную площадку путем подсыпки грунта на 1 сажень (2,13 м). Построенное из кирпича театральное здание планировалось облицевать натуральным камнем, а украшения сделать из мрамора (вероятно, здесь речь шла о скульптурах) и бронзы (очевидно, подразумевались светильники, фонари).

В театр должны были вести тринадцать входов-выходов, из которых пять предназначались для прибывших в экипажах, а восемь – для пеших посетителей. Значительное число входов и выходов было необходимо не только для комфорта зрителей, но, в первую очередь, для их безопасности. В случае пожара театралы, направляемые администраторами театра, могли оперативно покинуть здание.

Зрительный зал подковообразной формы был рассчитан на 2070 зрителей. Однако в случае необходимости, при использовании откидных сидений, в зале могли разместиться 2800 театралов. В ложах, для улучшения видимости, полам планировалось придать уклон.

Сцена проектировалась площадью 292 квадратные сажени (более 1300 кв. м) и высотой в 20 саженей (более 42 кв. м). Обширность сцены позволила выделить на ней места для декораций и кулис – на случай частых перемен. Опытный в театральной архитектуре зодчий спроектировал машинную и декорационную части в так называемом «горизонте», ограничив видимую часть сцены и создав иллюзию «неба» на огромной панорамной завесе, крепящейся на вертикальных валах. При этом установленные под сценой гидравлические подъемники позволяли быстро менять высоту и наклон подиума. Здесь В. А. Шретер ориентировался на подобные конструкции, уже опробованные в некоторых европейских театрах.

Техническое оснащение театра было передовым. Отопление здания предполагалось паровое, вентиляция нагнетательная с эффектом увлажнения воздуха, освещение электрическое, посредством трансформаторов. Было уделено пристальное внимание пожарной безопасности. Помимо многочисленных входов-выходов, на безопасность в пожарном отношении работали несгораемые конструкции здания, а также многочисленные пожарные краны и дополнительные резервуары с водой, помещенные в технических башнях.

В начале 1889 года для рассмотрения проекта собралась представительная комиссия, состоявшая из директора императорских театров Ивана Александровича Всеволожского, ректора Академии художеств Давида Ивановича Гримма, директора Центрального училища технического рисования Максимилиана Егоровича Месмахера, архитектора Леонтия Николаевича Бенуа. В отзыве было отмечено: «Выбранный для наружных фасадов стиль (Возрождения), вполне отвечая назначению здания и общему характеру построек города С.-Петербурга, не обременен излишеством архитектурных украшений», и облицовка здания натуральным камнем вполне соответствует его архитектуре. Планировка была, в целом, признана приемлемой, отмечено «удачное расположение» помещений и их «красивые размеры». Некоторые коррективы предлагалось внести лишь в расположение лестниц.

Проект театра был «одобрен к исполнению» императором Александром III, однако до строительства из-за недостатка средств (сметная стоимость строительства определялась в значительную по тем временам сумму 424 тысячи рублей) дело так и не дошло, и одна из наиболее грандиозных работ архитектора Виктора Александровича Шретера в сфере театрального зодчества осталась в чертежах.

Александр Чепель,
заведующий кафедрой истории Санкт-Петербургского морского технического университета

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020