Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2024 / 01 / Есть ли будущее у архитектурного образования?

Образование

Есть ли будущее у архитектурного образования?

Елена Баженова,

вице-президент Союза архитекторов России, кандидат архитектуры, заведующая кафедрой «Архитектурная практика» МАРХИ

С 2025 года в системе высшего образования России не будет ни бакалавриата, ни магистратуры, ни специалитета.

Предусмотрены три ступени обучения:

  • Базовое (основное) высшее образование.Эта ступень заменит бакалавриат и специалитет.
  • Специализированное высшее образование. Срок обучения – один или два года. Поступить на него можно будет на конкурсной основе после окончания первой ступени.
  • Академическое образование (аспирантура, или адъюнктура). Эта ступень будет доступна тем, кто получил специализированное высшее образование.

Планируется увеличить срок обучения с 4 до 5,5 лет, поскольку «для качественной подготовки специалистов в некоторых областях недостаточно существующего периода».

О составляющих качественной подготовки архитекторов независимо от системы высшего образования – экспертные мнения в рубрике «Образование».

«Наука архитектора основана на многих отраслях знания и на разнообразных сведениях, при помощи которых можно судить обо всем, выполняемом посредством других искусств. Эта наука образуется из практики и теории. Практика есть постоянное и обдуманное применение опыта для выполнения руками человека работ из любого материала по данному чертежу. Теория же заключается в возможности показать и обосновать исполнение в соответствии с требованиями искусства и целесообразности».
М.  Витрувий, «10 книг об Архитектуре»
«Архитектор учится всю жизнь». 
И. В. Жолтовский

Статья написана по итогам обсуждения на апрельском VIII пленуме Правления САР (12.04.2024) вопроса о текущем состоянии отечественного образования архитекторов и перспектив его развития. Вопрос не поднимался очень давно.

Еще в октябре 2010 года в Москве на V Пленуме Правления СА России, где главной темой стало обсуждение проблем отечественного архитектурного образования, участники согласились с тем, что «центральной проблемой отечественных архитектурных школ стало отсутствие непрерывного профессионального образования и что система преемственности (в образовании) стремительно разрушается».

Спустя почти 15 лет многие практикующие архитекторы неудовлетворительно оценивают качество профессиональной подготовки студентов-архитекторов во всей системе высшего образования страны, что подчеркивает актуальность и некоторую болезненность проблемы.

Совет по образованию САР в начале текущего года провел через региональные и межрегиональные объединения союза анкетирование организаций с целью выявления основных проблем архитектурного образования России и определения путей их решения. В частности, коллеги предлагают следующие меры:  введение в образование стажировки после окончания вуза (не менее трех лет, после чего присваивать специалисту ту или иную квалификацию), увеличение количества дисциплин подготовки (включая курсы инженерных дисциплин, экономики, социологии, экологии и т.д.), господдержка организаций, в которых осуществляется прохождение производственной практики студентов, создание Центров по переподготовке, обеспечение дополнительного профессионального образования, повышение квалификации в сфере современных технологий (не реже одного раза в три года). Также отмечается, что в настоящий момент практически отсутствует взаимодействие между образовательными учреждениями и практикующим архитектурным сообществом. Содержание вузовских программ не регламентировано Министерством образования и науки (регламентируется только перечень компетенций, которыми должен овладеть студент), и каждый вуз свободно формирует программу обучения, достаточно формально ориентируясь на появившиеся в стране Профессиональные стандарты. А профессиональные общественные организации почти не участвуют в формировании образовательных программ, поскольку такое участие не закреплено законодательно.

В то же время меняющиеся требования технического прогресса и социальной среды влекут за собой изменения в структуре и организации существующих профессий, в том числе и в профессии архитектора. В соответствии с «Хартией МСА-Юнеско по архитектурному образованию» современное образование архитекторов ввиду постоянного усложнения архитектурной практической деятельности – это пожизненный процесс, начинающийся в высшей школе (или ранее – в колледже) и продолжающийся на протяжении работы в профессии.  Поддержка выпускника на пути к полноценной профессиональной квалификации – доступу к профессии – предусматривает каналы взаимодействия между академическими образовательными учреждениями и профессиональным практикующим архитектурным сообществом, фактически – между работодателями и теми, кто готовит эти кадры.

Первый важный момент такого взаимодействия связан с процедурой профессиональной квалификации архитекторов. Обретение профессиональной компетентности в мировом архитектурном сообществе в общем случае предполагает как минимум пятилетнее академическое образование и двухгодичный стаж практической работы под наблюдением практикующего архитектора-профессионала, результатом чего является подготовка и сдача квалификационного экзамена и получение лицензии/квалификационного аттестата на проектную деятельность.

Другой аспект взаимодействия – это участие высшей школы в организации непрерывного профессионального послевузовского образования, позволяющего архитектору успешно работать в быстро меняющейся среде. В этих условиях стандарты профессии все больше начинают определять стандарты образования, а встраивание цепочки практической подготовки архитектора в структуру непрерывного образования как никогда нуждается в переосмыслении.

За последнее десятилетие как в образовании, так и в процедурах доступа к профессии в нашей стране произошел ряд существенных изменений.

Образование. Вместо существовавшей ранее процедуры завершения высшего образования выдачей выпускникам архитектурных вузов и факультетов диплома с присвоением квалификации «архитектор» в соответствии с Болонской системой осуществлен переход на двухуровневую образовательную модель бакалавриата и магистратуры с введением академических степеней: «бакалавр архитектуры», «магистр архитектуры».

Преподавателям высшей школы потребовалось очень много работы и сил, чтобы выверить методики преподавания, векторы актуальных для наших дней практик исследований. Магистратура дала возможность формирования мировоззрения будущих архитекторов на основе научных подходов. В образовательный процесс были включены новые дисциплины и направления обучения, в том числе в сфере менеджмента и введения в профессию, компьютерных технологий, «зеленых» стандартов и т.п., которые расширили базу теоретической подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности. Сегодня магистерские исследования охватывают широкий круг проблем: от чисто научных до проектных, предоставляющих возможность внедрения архитектурных инноваций в практическую сферу. И здесь архитектурная школа как никогда нуждается в поддержке практикующего цеха. Так почему же, несмотря на вполне приличные результаты, профессиональный цех отмечает неготовность большинства магистров и бакалавров к эффективной практической работе?

Важным этапом подготовки выпускников после завершения академической части архитектурного образования должна была бы считаться (в соответствии с той же Болонской системой) практическая часть архитектурного образования – стажировка выпускника (интернатура) продолжительностью 2–3 года для магистра и 4 года – для бакалавра, которую стажер проходит в процессе работы (полный рабочий день) в архитектурной мастерской под руководством практикующего квалифицированного архитектора, предваряющая этап  экзамена на получение профессиональной квалификации «архитектор». «Была бы» – потому что этот этап практической подготовки сегодня не фиксируется нормативно-правовыми актами в сфере образования.

«Практическая подготовка – форма организации образовательной деятельности при освоении образовательной программы в условиях выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций по профилю соответствующей образовательной программы» – говорится в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Законодательством РФ для выпускников архитектурных вузов и факультетов не установлена обязательная норма практической стажировки (интернатуры) вне образовательного процесса в среде практической деятельности после окончания высшего учебного заведения, при том что принята норма «практической подготовки» в рамках учебного процесса. Академический учебный процесс архитектурных вузов и факультетов дополнен рядом краткосрочных (каждая – около месяца) учебно-ознакомительных и проектных практик, как форм образовательной деятельности. Однако, как показывает опыт их проведения, эти краткосрочные «отработки» в мастерских не дают возможность студентам полноценно окунуться в процессы проектирования и получить необходимый реальный опыт подготовки проектной документации и реализации проекта.

В мире Болонской системы национальные союзы и палаты архитекторов разрабатывают и утверждают программы таких стажировок. В них входит обязательное ознакомление выпускников со всеми этапами разработки проекта – от начальной стадии до авторского надзора и сдачи объекта в эксплуатацию. По истечении положенного срока выпускник-стажер готовит отчет о полученных практических знаниях за период практики, который необходим для предъявления перед сдачей квалификационного экзамена.

В профессиональной деятельности архитекторов РФ между тем также происходят кардинальные изменения. Вслед за разработкой «рамки профессии», включающей в себя Профессиональные стандарты «Архитектор», «Ландшафтный архитектор». «Архитектор-реставратор», «Архитектор-дизайнер» (проф-

стандарт «Архитектор-градостроитель» «застрял» на этапах согласования), появились и квалификационные экзамены в виде процедуры независимой оценки профессиональной квалификации.  С введением квалификационного экзамена ответственность за результат архитектурной деятельности в соответствии с Градостроительным кодексом РФ переносится с юридического на физическое лицо, от которого требуется совокупность знаний и умений, необходимых в практической деятельности.

Именно этот момент сегодня обостряет опасность для общества отсутствия должной практической подготовки выпускников, получивших академическое архитектурное образование. Сегодня в среде управления образованием необходимо понимание, что процесс подготовки грамотных архитекторов нуждается в дополнительном периоде полноценной адаптации на практике.

В образовательных традициях СССР практическая «доготовка» выпускников архитекторов первые несколько лет после окончания вуза проходила в государственных проектных институтах. Каждый выпускник-стажер или младший архитектор на первом месте своей работы находился под непрестанной опекой практикующего (сейчас мы бы сказали «квалифицированного») ГАПа или руководителя мастерской, в течение нескольких лет получая неоценимый опыт работы в проектной команде. Этот период «практического обучения», которое велось почти по средневековой системе «ученик – подмастерье – мастер», считался нормой.

Сегодня большинство студентов архитектурных вузов и факультетов вовлечены в практическую «самоподготовку», сочетая дневное обучение и работу в проектных мастерских разного профессионального уровня. Качество такого «параллельного» образования трудно оценить положительно.

Несмотря на многолетние попытки Союза архитекторов России ввести в Закон об образовании в РФ отдельную статью «Особенности реализации профессиональных образовательных программ архитектурного образования», как это сделано для медицинского и фармацевтического образования, эти усилия пока не увенчались успехом. Отправной точкой для выработки предложений по совершенствованию подготовки архитекторов может стать положение Закона об образовании в РФ, в котором сказано, что «федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки».

Поскольку в соответствии с законодательством РФ «система образования включает в себя объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования», данную проблему необходимо решать коллегиально всем заинтересованным сторонам.

Апрельский VIII Пленум правления САР проголосовал за предложение президента САР Н.И. Шумакова «организовать и провести специальный пленум Правления Союза архитекторов России, посвященный вопросам архитектурного и градостроительного образования, с участием представителей Российской Академии образования, Российской Академии архитектуры и строительных наук, НОПРИЗ, Министерства образования РФ, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Министерства культуры РФ, а также ректоров вузов и колледжей, осуществляющих подготовку специалистов по укрупненной специальности «Архитектура».

Вопросами для обсуждения могут стать:
1. Разработка системы профессиональной стажировки выпускников архитектурных вузов, в том числе:
- отбор проектных организаций, готовых принимать выпускников на работу при отсутствии у них практического опыта (основой могут стать архитектурные и проектные организации – члены профессиональных СРО, таких как ГАРХИ и др.), и формы поощрения таких организаций через систему НОПРИЗ;
- информирование студентов о рекомендуемых местах прохождения послевузовской практической подготовки;
- содержание практической стажировки с обязательным прохождением выпускником всех этапов подготовки и реализации проекта;
- дополнение квалификационного портфолио, необходимого для сдачи квалификационного экзамена, кратким отчетом о прохождении практической подготовки.
2. Программы подготовки архитекторов градостроительного профиля и профессиональный стандарт «Архитектор-градостроитель».

Ввиду анонсированного выхода РФ из Болонской системы высшее образование в стране опять находится «на переломе». Будет ли у нашего профессионального цеха шанс воспользоваться «окном возможностей» при очередной реорганизации системы образования в РФ – покажет время.

Основываясь на принципах непрерывности и  преемственности процесса  архитектурного образования, сохранения и развития традиций российской высшей школы в качестве основы для  подготовки квалифицированных архитекторов в России, необходимо приложить все усилия архитектурного сообщества для сохранения  интегрированной  модели «школа – вуз (двухступенчатая – трехступенчатая подготовка) – послевузовская практическая стажировка» и последующая процедура экзамена на присвоение квалификации,  при  развитии профессиональной системы  регулярного повышения квалификации.

Модель должна включать возможности переподготовки и получения дополнительного образования». В этой модели структуры и процессы академического и профессионального образования должны взаимодействовать так, чтобы на каждом этапе или ступени достигалась относительная завершенность как академического, так и профессионального образования, способная удовлетворить запросы экономики в квалифицированных кадрах, а общества – в гуманной и гармоничной среде жизнедеятельности. 

«Хартия МСА-Юнеско по архитектурному образованию» в редакции 2023 г.:

«... для архитекторов должны быть созданы системы непрерывного профессионального развития, поскольку архитектурное образование никогда не следует рассматривать как закрытый процесс, но как процесс, в ходе которого происходит обучение в течение всей жизни». 

N 273–ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»:

« Квалификация – уровень знаний, умений, навыков и компетенций, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности».

«уровень образования – завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований».

«Практическая подготовка – форма организации образовательной деятельности при освоении образовательной программы в условиях выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций по профилю соответствующей образовательной программы».

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020