Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2024 / 01 / Большое видится на расстоянии

Памяти мастера

Большое видится на расстоянии

Личность заслуженного архитектора РФ Николая Надёжина, долгие годы успешно работавшего в Ленинграде – Петербурге, незаслуженно редко упоминается сегодня в профессиональной журналистике и городском архитектурном сообществе. Это прискорбно и неправильно, потому что его творчество, запечатленное в многочисленных проектах и постройках, великолепного качества и говорит само за себя. Здания, построенные по его проектам, уже давно стали органичной частью городской среды, которая давно признана своей, питерской. В жилых домах и общественных зданиях живет и работает не одно поколение горожан.

Иллюстрация_№1

Николай Николаевич Надежин родился 95 лет назад в Пскове. В 20-годы будущие родители зодчего вынуждены были уехать из Петрограда в Псков, где познакомились в творческом кружке, а в 1924 году поженились. Николай Васильевич, глава семьи, в 1941 году ушел на фронт, а семья эвакуировалась в Казахстан. После войны они вернулась в Псков. После школы Николай поступил в реставрационную мастерскую под руководством замечательного реставратора Ю. П. Спегальского и занимался обмерами разрушенных памятников зодчества. Это определило его круг интересов и дальнейшую судьбу.

В 1947 году Н. Н. Надёжин поступил на архитектурный факультет ЛИСИ. Его учителями были А. А. Оль, А. С. Никольский,

Б. В. Муравьёв, В. И. Пилявский и др. Под руководством В. И. Пилявского он написал работу «Восстановление памятников архитектуры в Пскове», получившую высокую оценку министерства высшего образования СССР. Диплом Николай защитил на «отлично» проектом гостиницы на 600 мест. В 1954 году после окончания вуза Н. Н. Надёжин был распределен в Ленпроект, где сразу получил интересную самостоятельную работу – музей Октябрьской революции. Сложную задачу объединения двух особняков – Кшесинской и Бранта – со строительством нового здания между ними удалось очень тактично реализовать.

В шестидесятые годы проектируется и строится несколько жилых домов, получивших одобрение коллег и общественности, в том числе девятиэтажная точка. Она вскоре становится типовой и возводится в разных районах города, пригородах и позже по всему СССР.

В 1969–1972 годах Н. Н. Надёжин вместе с арх. Е. Д. Лохановой работал над проектом Высшей профсоюзной школы культуры ВЦСПС (теперь Гуманитарный университет профсоюзов) на ул. Фучека. Эта огромная работа была, пожалуй, главной в творческой биографии мастера. Строительство началось в 1974 и закончилось в 1995 году.

В центре города Надёжину удавалось мастерски вписать свои постройки в существующую историческую среду. Следует отметить проект детского сада в Сапёрном переулке (совместно с арх. Е. В. Капраловой), строительство которого завершилось в 1981 году.

С 1979 по 1981 годы, будучи уже известным мастером, Надёжин совместно с арх. Л. Д. Гутцайтом и А. В. Шприцом проектировал здание агентства «Союзпечать» на Миргородской ул.

В короткой статье невозможно объемно рассказать о громадности наследия Николая Николаевича. Хочется верить, что плоды его трудолюбия, тонкого вкуса и тактичности в выборе творческих идей не только останутся украшением Петербурга, но и будут отличной школой для подрастающего поколения архитекторов нашего времени.

Владимир Ривлин,
архитектор

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020