Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2024 / 01 / Архитектурная школа СПбГАСУ – модель архитектурного образования

Образование

Архитектурная школа СПбГАСУ – модель архитектурного образования

Федор Перов,

доцент кафедры архитектурного проектирования СПбГАСУ

Санкт-Петербург – город исторический, с большими архитектурными традициями, поэтому архитектурная деятельность здесь имеет свои особенности.

Требования к архитекторам у нас значительно выше, чем в других городах.

Совокупность этих факторов складывается в становление и развитие архитектурной школы.

Иллюстрация_№1

Архитектура, или зодчество, – это искусство и наука строить, проектировать пространственную среду для жизни и деятельности человека, включающую здания и сооружения или их комплексы. В архитектуре взаимосвязаны функциональные (назначение, польза), технические (прочность, долговечность), эстетические (красота) свойства объектов и их художественно-образный смысл. Это определение архитектуры, цели и задачи архитектурного проектирования существуют со времен зарождения человечества и практически не менялись. Менялись только потребности людей и технологические возможности их удовлетворения.

СТАНОВЛЕНИЕ И ТРАДИЦИИ

Архитектурный облик Петербурга во многом сформирован архитекторами – выпускниками ИГИ – ЛИСИ – СПбГАСУ. Они построили в нашем городе около 2,5 тысяч зданий. Архитектурный факультет СПбГАСУ продолжает и развивает традиции Института гражданских инженеров. Большинство ведущих архитекторов Петербурга – выпускники ЛИСИ – СПбГАСУ. Бывшие студенты разрабатывали генеральные планы развития Ленинграда – Санкт-Петербурга, являлись главными архитекторами города и районными архитекторами,  возглавляют ведущие архитектурные мастерские нашего города, разрабатывают его важнейшие объекты.

Современный архитектурный факультет СПбГАСУ – прямой наследник крупнейшей российской школы подготовки архитекторов и градостроителей.

ИСТОРИЯ И ПРИНЦИПЫ

История архитектурного факультета СПбГАСУ – не только история развития классического архитектурного образования в Петербурге, но и история создания новой профессии – профессии архитектора. Наряду с архитектурной, студенты получают дополнительную специальную профессиональную подготовку по двум крупным направлениям: по углубленному изучению конструктивных и строительных проблем, а также по темам организационно-юридическим, позволяющим стать государственными чиновниками в архитектурно-строительном деле на просторах всей России.

За 190-летнюю историю университета и архитектурного факультета была создана уникальная методика архитектурного образования и выработаны принципы, которые определяют лицо архитектурного факультета и позволяют говорить о сформировавшейся архитектурной школе. Эти принципы, комплекс учебных дисциплин и заданий являются предметом последовательной эволюции развития архитектурного образования. Пройдя селекцию временем, они образуют уникальную методику архитектурной школы СПбГАСУ.

Принцип 1.
Преемственность методики архитектурного образования СПбГАСУ.

Методика обучения архитектурному проектированию в СПбГАСУ формировалась столетиями и, несмотря на частые изменения приоритетов в драматичные периоды истории страны, во многом сохранила свою преемственность. Архитектурное образование является консервативным процессом, связанным с укладом жизни людей, национальной культурой, которые быстро не меняются. Преемственность методики архитектурного образования СПбГАСУ является той ценностью, которая должна всемерно поддерживаться и сохраняться как наш фундамент, на котором только можно обеспечить качественное архитектурное образование.

Принцип 2.
Основа архитектурного образования в СПбГАСУ – модель архитектора широкого профиля.

В связи с комплексностью стоящих задач архитектурного проектирования, необходимостью перехода от проектирования отдельного объекта к проектированию среды жизнедеятельности в основу архитектурного образования в СПбГАСУ положена модель архитектора широкого профиля. Это значит, что выпускник университета, независимо от направления подготовки, должен иметь основополагающие профессиональные компетенции, позволяющие работать по основным разделам архитектурного проекта, относящимся ко всем направлениям подготовки. Архитектура – это единая сфера, где нельзя отделить друг от друга разделы проекта по генеральному плану, архитектурным решениям, реконструкции зданий или дизайну архитектурной среды. Великие архитекторы прошлого и настоящего знали и работали одновременно по всем разделам проекта. В этом был их талант и успех.  

Принцип 3.
Комплексное архитектурно-инженерное образование архитектурной школы СПбГАСУ.

Комплексное архитектурно-инженерное образование архитектурной школы СПбГАСУ учитывает особенности работы архитектора как координатора деятельности различных специалистов. Методика архитектурного проектирования исходит из специфики архитектурного творчества как комплексной деятельности, включающей компетенции по смежным разделам проекта. Без этих компетенций архитектор не сможет подготовить задания на проектирование специалистов смежных разделов проекта, свести их работу в единый проект, обеспечить сохранение и воплощение архитектурного замысла.

Принцип 4.
Дисциплина «Архитектурное проектирование» – стержневая дисциплина образовательной программы подготовки архитектора.

Концепция объединения теории с практикой в обучении выдвигает архитектурное проектирование в качестве ведущей стержневой дисциплины, вокруг которой формируется система общенаучных и инженерно-технических знаний. Архитектурное проектирование – сфера приложения знаний по всем предметам, их преобразование и интеграция. В ходе архитектурного проектирования происходит объединение теории и практики, научные и технические знания, приобретенные порознь, интегрируются в процессе архитектурной, конструктивно-технической деятельности, грани между раздельными областями знаний стираются, происходит их взаимное и комплексное проникновение. Системно-ориентированный принцип положен в основу подготовки архитектора и его творческого метода, своеобразного единства методов художника, ученого и инженера. В процессе учебного проектирования осуществляются связи логико-методологического, теоретического обучения с творческим, конкретно, образным мышлением.

Принцип 5.
Модель формирования профессионального метода архитектурного проектирования.

Предлагаемая методика архитектурного проектирования является результатом обобщения опыта и эволюции вековых традиций кафедры архитектурного проектирования СПбГАСУ. Предмет методики архитектурного проектирования – воспитание специалиста, владеющего профессиональным методом архитектора. При всем отличии практического проектирования от учебного, в методах преподавания кафедры архитектурного проектирования учитываются реальные условия архитектурной практики, которые требуют определенной последовательности формирования архитектурного замысла на основе комплексного архитектурного анализа площадки проектирования, типологии проектируемого объекта. Неотъемлемой частью архитектурного образования является отработка навыков формирования архитектурной идеи с использованием архитектурного графического эскизирования проектируемых объектов архитектурной среды. Макетирование проектируемых объектов необходимо для четкого представления предлагаемой архитектурной композиции, необходимости выявления и внесения в проект корректировок объемно-пространственного решения. Архитектурное проектирование предполагает выполнение проекта в двух стадиях – Проект и Рабочая документация. Методика предполагает выполнение стадии Проект по дисциплине «Архитектурное проектирование». Дисциплина «Рабочее проектирование» дает компетенции по выполнению и оформлению рабочих чертежей в компьютерной графике с соблюдением требований к формированию файлов листов документации. Компьютерное проектирование, помимо формирования навыков черчения, дает возможность сделать цифровое моделирование объекта. Принципиально важным является необходимость формирования указанных компетенций на примере выполняемых курсовых проектов по дисциплине «Архитектурное проектирование» параллельно с подведением общих итогов выполнения проекта в целом.

Принцип 6.
Принцип параллельного объемного и градостроительного проектирования.

Основной задачей архитектуры является создание качественной пространственной среды для жизни и деятельности человека, включающей общественное пространство города, здания и сооружения (их комплексы). При этом градостроительные задачи и проектирование отдельных объектов неразрывно связаны. Городские общественные пространства – это организованная среда с насыщенными общественными функциями разного уровня, которые осуществляются как в городской среде, так и в связанных с ними жилых и общественных зданиях. Для создания гармоничной среды невозможно проектировать здания без учета идентификационного контекста среды. Соответственно тематика курсовых проектов должна быть последовательна и обеспечивать устойчивое понимание студентами взаимосвязи градостроительных задач проектирования и формирования архитектурных решений отдельных зданий.

ПОЗНАЕТСЯ В СРАВНЕНИИ

За прошедшие десятилетия за счет многочисленных контактов с зарубежными ведущими архитектурными школами мира (Италии, США, Германии, Нидерландов, Испании, Норвегии, Китая) появилась возможность оценить качество архитектурной школы СПбГАСУ. Оно оказалось крайне высоким. Необходимо отметить, что сравнение идет именно с ведущими архитектурными школами.  Это Миланский политехнический университет (PolitecnicodiMilano), Делфтский технический университет (DelftUniversityofTechnology), Мэрилендский университет в Вашингтоне (США) (UniversityofMaryland, CollegePark), Школа архитектуры и дизайна Осло (AHO). Чувство «провинциальности» (в международном масштабе) нашей архитектурной школы просто исчезло. Преимущества СПбГАСУ очевидны и признаются профессорами зарубежных университетов. И это объективно.

Сравнение можно понять, анализируя следующие позиции:

  • Набор студентов на архитектурный факультет.
    В СПбГАСУ студенты приходят со значительной (иногда несколько лет) подготовкой на малом архитектурном факультете СПбГАСУ. При этом существует творческий конкурс – до 20 абитуриентов на одно место. В зарубежных школах творческого конкурса нет, и набор проходит по принципу нашего ЕГЭ.
  • Продолжительность обучения.
    В зарубежных университетах она составляет 3 года бакалавриата и 2 года магистратуры. То есть они дают диплом после 3-х лет обучения. В России продолжительность бакалавриата составляет 5 лет и 2 года магистратуры. При возврате к подготовке специалистов продолжительность обучения до получения диплома будет 6 лет.
  • В зарубежных университетах нет единого учебного плана.
    Студент сам составляет учебный план (траекторию). Его задача заключается в наборе Credits. В европейских вузах уже не встретишь привычных для российского глаза оценок от 2 до 5. Теперь там господствует система перевода и накопления кредитов (ECTS – TheEuropeanCreditTransferSystem). Смысл этой системы состоит в том, что студенты теперь более не сдают общепринятую сессию, а получают «кредиты» по итогам своей работы за учебный год. То есть критериями оценки для преподавателей является количество часов по предмету в неделю как лекционных, так и практических, а также время самоподготовки студента. За успешную сдачу предмета студент получает то количество «кредитов», которыми этот предмет оценен. В результате получается, что студент, который просто не знает профессию архитектора, сам набирает перечень изучаемых дисциплин и при этом не имеет качественной оценки результатов обучения.
  • В зарубежных университетах отсутствует понятие архитектурной мастерской с относительно постоянным составом преподавателей и студентов.
    Каждый семестр возникает новый коллектив, где преподаватели не знают возможности новых студентов.
  • Изменение состава преподавателей затрудняет формирование такой категории, как архитектурная школа.
    Практически отсутствует преемственность формирования учебных программ, учебных проектов, лекционных курсов. Методические материалы накапливаются не в университетах в целом, а у отдельных профессоров.

ЛЮБИТЕ КНИГУ – ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ!

Особенности архитектурной школы СПбГАСУ были собраны в два издания. Книги «Архитектурная школа СПбГАСУ» и «Архитектурная школа СПбГАСУ. Архитектурное проектирование» – первый фундаментальный труд, детально раскрывающий историю эволюционного двухвекового развития архитектурного факультета СПбГАСУ и создания уникальной архитектурной школы. Авторы провели значительные исследования основных этапов истории факультета по следующим периодам: дореволюционный период формирования Института гражданских инженеров, довоенные годы трансформации академической школы России в советскую образовательную систему подготовки архитекторов, послевоенный период подготовки архитектурных кадров в ЛИСИ для радикального пересмотра концепций и целей архитектуры, 60–90-е годы развития и становления современной архитектурной школы, архитектурная школа СПбГАСУ ХХI века.

В изданиях приводится обширный материал, позволяющий возродить забытые имена преподавателей и архитекторов, которые за длительный, противоречивый исторический период создали современную архитектурную школу СПбГАСУ. Воспоминания выпускников ЛИСИ – СПбГАСУ, написанные в неформальном живом формате, позволяют понять академическую атмосферу процесса архитектурного обучения. Второй том книги включает анализ учебного процесса архитектурного образования по историческим периодам. Приведены и исследованы учебные планы подготовки архитекторов, тематика и задания курсовых и дипломных проектов. Книги содержат обширнейший иллюстративный материал, собранный из архивов университета и кафедр, личных архивов выпускников факультета.

Данные труды оказались востребованы не только в университетах России (мы получили более 50 запросов), но и за рубежом. Университеты Флоренции и Милана проявили особый интерес, так как условия проектирования в Петербурге и Италии очень близки. Они отдельно направили свои благодарности.

Нам нужно гордиться историей своей архитектурной школы, прошедшими временную селекцию принципами и методиками обучения. Главное – сохранить все наработанные за столетия качества. Для этого книги и писались.

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020