Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2024 / 01 / Академия художеств. Архитектурный факультет. История и современность

Образование

Академия художеств. Архитектурный факультет. История и современность

Николай Смелков,

архитектор-художник, декан факультета архитектуры Санкт-Петербургской Академии художеств имени Ильи Репина

Архитектурный факультет Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина – это не просто территория учебного заведения, где читаются лекционные курсы и проходят занятия по рисунку, живописи и архитектурному проектированию. Это целый метафизический мир, наполненный переживаниями, сомнениями, победами и поражениями. Однажды попав в эту атмосферную творческую среду, человек остается влюбленным в нее на всю жизнь.

Иллюстрация_№1

В здании Академии художеств факультет архитектуры занимает весь третий этаж и включает в себя кабинеты архитектуры и инженерно-строительных дисциплин, имеющие богатые, постоянно обновляемые методические фонды, кабинет истории архитектуры и сохранения архитектурного наследия, творческие мастерские, аудиторию для первого и второго курса «Циркуль», рисовальные классы, компьютерный класс с лабораторией, деканат.

Со времен императорской Академии на факультете сохранились также различные лаборатории, расположенные в полуподвальных помещениях первого этажа, где, кроме антикварного оборудования и древних станков, можно увидеть и изучить современные приборы. Занятия, связанные со специальными направлениями подготовки архитектора и архитектора-реставратора, такими как искусствознание, анатомия и др., проходят в специализированных аудиториях других факультетов, а также в анатомическом кабинете.

В Академии художеств находятся три библиотеки: научная, учебная и художественная. Для изучения доступна богатейшая коллекция изданий различных исторических периодов. Учебный процесс факультета архитектуры в том виде, в котором он существует сегодня, опирается на историческое наследие 1950-х гг. В их основе лежат базовые знания, умения и навыки, которые передавались от учителя к ученику в непростой исторический период двадцатых годов ХХ века, когда руководителем факультета был Л. Н. Бенуа. Поддерживались и бережно сохранялись эти традиции и во время Великой Отечественной войны, и в тяжелое послевоенное время. Именно период 1950-х гг., когда из руин восстанавливались города и с фронта возвращались преподаватели, сотрудники и студенты, принято считать исходной точкой в формировании основных принципов преподавания, заложивших основу академической архитектурной школы.   

Эти принципы актуальны и сегодня. За многовековую историю существования Академия художеств воспитала множество известных зодчих и архитекторов, создавших и сформировавших архитектурный облик не только Петербурга и окрестностей, но и всей России.

В конце ХХ века и начале ХХI века в Академии художеств утвердился тот порядок вещей, который, несмотря на изменения политической системы в стране и смены общечеловеческих ценностей, сохранил преемственность традициям. Несколько раз менялось название учебного заведения. И в итоге, после длительного периода существования в качестве Санкт-Петербургского академического института живописи скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, Академии художеств удалось вернуть свое историческое наименование, которое ассоциируется не только со зданием, расположенным на Университетской набережной, но и с высоким уровнем подготовки выпускников.

В 2012 году под влиянием Болонского процесса несколько факультетов Академии были вынуждены перейти на двухступенчатую систему образования, предполагающую не дисциплинарный, но компетентностный подход к обучению. Факультету архитектуры, подневольно оказавшемуся в числе последователей болонской системы, удалось сохранить основные принципы и методы образовании, но потерялась специализация. Если раньше на факультете выпускник получал квалификацию архитектора-художника, что полностью соответствовало его уровню подготовки, то изменения привели к разделению на бакалавров и магистров, требования к уровню подготовки которых корректируются по настоящее время. Кроме этого появилось деление на два направления, а именно: 07.03.01 «Архитектура» и 07.03.02 «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия».

В процессе всех изменений произошла корректировка учебных планов и программ многих дисциплин. Добавились такие дисциплины, как «Пластическая анатомия», «Аналитический рисунок», «Компьютерная графика» и др., при этом сократились учебные часы, связанные с техническими и профильными дисциплинами.

Переходы от одного федерального стандарта к другому всегда проходят не быстро, а последствия таких переходов зачастую бывают непредсказуемыми. Деканы, руководившие факультетом с послевоенного периода до наших дней, все проходили через эти непростые испытания. В. И. Кочедамов, Г. П. Степанов, М. А. Штример, Б. И. Кохно, В. И. Константинов, М. Ю. Северов и автор данной статьи сталкивались со сложностями корректировки и удержания учебного процесса в исторически сложившейся канве.

В настоящее время учебный процесс факультета архитектуры организован на основе разработок трех кафедр. Кафедра архитектуры под руководством доцента В. А. Григорьева является выпускающей и определяет основные направления в архитектурном проектировании при формировании компетенций молодого архитектора и архитектора-реставратора.

Этой кафедрой руководили такие мастера архитектуры, как профессор И.И. Фомин, профессор Е. А. Жук, профессор В. В. Попов. Профессорско-преподавательский состав кафедры состоит из известных практикующих архитекторов, большая часть из которых защитила свои дипломы на этом же факультете.

Кафедра инженерных и строительных дисциплин под руководством профессора С. Ф. Гришина отвечает за подготовку будущих архитекторов в областях, связанных с конструкциями зданий и сооружений, а также их инженерным оборудованием. Кафедрой руководили такие известные инженеры, как профессор В. Ф. Райлян, профессор Л. С. Авиром, профессор П. Ф. Панфилов, профессор С. М. Клинов, профессор В. Д. Коркин, доцент В. И. Париков.

На кафедре читаются лекции по дисциплинам, связанным с теоретической механикой, архитектурной физикой, конструированием зданий и сооружений, инженерными вопросами проектирования, проводятся производственные практики. Обширный арсенал сопутствующих методических материалов, сохраненных и накопленных за многие годы существования кафедры, приумножился за последнее время.

Корректность преподавателей кафедры, а также опыт, накопленный ими в практической деятельности, позволяют студентам на основе полученных знаний разрабатывать грамотную функциональную часть создаваемых новых художественных образов.

Кафедрой истории архитектуры и сохранения архитектурного наследия руководит профессор Ю. А. Никитин. Ранее, до 2020 года, она называлась кафедрой истории и теории архитектуры, и ее руководителем был профессор А. Л. Пунин.

Профессиональные и общекультурные компетенций будущего архитектора и архитектора-реставратора формируются с участием всех кафедр Академии. Широкий круг изучаемых в учебном процессе вопросов настолько обширен, что только обычное перечисление изучаемых дисциплин займет много места. По философии, истории, социологии, психологии, педагогике и другим смежным направлениям читаются лекции, проводятся семинары и коллоквиумы, ведутся не только теоретические, но и практические занятия с участием высокопрофессиональных преподавателей.

Особенностью обучения на факультете является распределение студентов в индивидуальные творческие мастерские после обучения базовым знаниям и навыкам на младших курсах. На сегодняшний день существует шесть персональных мастерских, в каждой мастерской преподают архитекторы, архитекторы-реставраторы и инженеры высокой квалификации.

Руководители этих мастерских – известные практикующие архитекторы Санкт-Петербурга: доцент В. А. Григорьев, профессор Н. И. Явейн, профессор В. О. Ухов, доцент Е. А. Жук, Ф. В. Буянов, а под моим руководством выполняются задания в мастерской реконструкции и реставрации архитектурного наследия.

На первом и втором курсах занятия проходят в общей мастерской – «Циркуле», с распределением по группам. Начиная с третьего курса студенты имеют право выбора конкретной мастерской.

С 1915 до 1937 года в Академии было три творческих мастерских под руководством Л. Н. Бенуа, М. Т. Преображенского, А. Н. Померанцева. К 1955 году количество мастерских увеличилось до четырех. Руководили этими мастерскими такие известные и значимые для нашего города люди, как И. А. Фомин, Н. А. Троцкий, И. Г. Лангбард,

С. С. Серафимович, Л. В. Руднев, Е. А. Левинсон, А. К. Барутчев, Е. И. Катонин. После Великой Отечественной войны кафедрой архитектуры заведовал И. И. Фомин (должность декана занимал В. И. Кочедамов), затем до 2000 года руководителем кафедры был А. В. Жук (должность декана занимали А. К. Андреев, Г. П. Степанов, Б. И. Кохно, В. И. Константинов, М. Ю. Северов). С 1956 года функционировало уже пять мастерских, в некоторые годы их число увеличивалось до шести.

Это период таких мастеров, как И. И. Фомин, С. Б. Сперанский, С. В. Васильковский, А. К. Барутчев, Л. Л. Шретер, А. В. Жук, А. И. Прибульский, А. К. Андреев, Я. Н. Лукин, В. В. Попов, Ж. М. Вержбицкий, В. С. Волонсевич, В. Н. Щербин, В. О. Ухов.

К 2005 году сформировался основной состав руководителей мастерских, руководивших архитектурными мастерскими более 10 лет, в указанный период на факультете существовало пять творческих мастерских, которыми руководили профессора В. В. Попов, В. О. Ухов, Е. М. Рапопорт, П. И. Юшканцев, О. А. Харченко.

В разные годы на факультете работали и преподавали такие известные деятели в области архитектуры и архитектурной графики, как А. Е. Белогруд, В. А. Щуко, Н. А. Троцкий, А. С. Никольский, Л. М. Тверской, В. Ф. Твелькмеер, М. А. Штример, Ж.М. Вержбицкий, В.С. Волонсевич, А.К. Андреев, А. Ш. Тевьян, Н. З. Матусевич, Г. П. Степанов, А. А. Гавричков, Ю. Ф. Кожин и многие другие.

«Архитектурное проектирование», как профилирующая дисциплина, включает три периода обучения. Поступление в Академию художеств начинается с подготовительного этапа, который включает в себя «Архитектурную графику» – дисциплину первого и второго семестра, и заканчивается практикой по изучению классического наследия. Второй период – начальный этап проектирования, проходит с третьего по четвертый семестр, длится до конца обмерной практики второго курса.

С пятого семестра начинается основной этап, заканчивающийся дипломом и выпускной квалификационной работой.

Начиная с первого курса и до дипломной работы основным является комплексный подход к преподаванию архитектурного проектирования. Это обеспечивает подготовленность будущего специалиста, как к средовым, так и к концептуальным решениям различных поставленных задач.

Близкое расположение факультетов живописи, графики, скульптуры и истории искусств позволяет студентам больше общаться друг с другом и приобретать те знания и навыки, которые смогут пригодиться при выполнении творческих работ. Общение учащихся между собой способствует формированию навыков восприятия синтеза искусств. Это одна из наиболее характерных особенностей Академии художеств, присущая только ей. Способность к анализу проблем взаимодействия искусств и умение находить их гармоничное сочетание в поставленных задачах – важный аспект мастерства архитектора и архитектора-реставратора. Это необходимо не только в областях монументального искусства, но и во всех направлениях архитектурной деятельности. В процессе обучения постоянно развивается композиционное мастерство – одна из главных составляющих любого творчества. Цели при работе с пространством и формой от курса к курсу ставятся более труднодостижимые. Усложнение функционально-планировочных решений изначально закладывается в формулировку курсовых заданий для всех курсов.

Значительную часть времени студенты архитектурного факультета проводят в рисовальных классах, где их обучают мастерству известные и талантливые художники и графики Академии художеств под руководством профессора А. Д. Лукашёнка. Задания, включенные в программу обучения архитектора и архитектора-реставратора, весьма разнообразны и разносторонни, начиная с изображения гипсовой головы и простого натюрморта на младших курсах до сложных художественных и композиционных решений с участием человеческих фигур. Студенты получают полный спектр компетенций, связанных с изобразительным искусством.

Последовательность архитектурных заданий от курса к курсу предусматривает постепенное усложнение как с точки зрения градостроительной ситуации и функционально-планировочных характеристик, так и с конструктивно-технических и образно-композиционных решений. При выполнении каждого нового проекта от студентов требуется создание выразительного художественного образа и профессионального исполнения задуманной идеи при помощи различных средств изображения. Соответственно повышаются требования к составу проектов и их детализации.

Процесс обучения предусматривает вариативность разрабатываемых программ по типологическому признаку. Градостроительные вопросы, включающие планировку микрорайона и планировку поселка, общественные комплексы, большепролетные сооружения, жилые здания различной высотности, малые архитектурные формы и ландшафтное проектирование – это неполный список тематик курсовых работ.

Выполнение однодневных заданий на различные темы в течение всего обучения, которые называются «Клаузура», является важным и неотъемлемым элементом формирования архитектора и архитектора-реставратора. Данное задание позволит научиться концентрироваться и находить в короткие сроки не только профессиональное и одновременно художественное решение, но и способ его творческой реализации.

Каждый учебный год заканчивается коротким заданием, которое называется «Контрольный проект». Это задание является своего рода экзаменом и показывает готовность студента перейти на следующий курс.

На пятом курсе во втором семестре студент должен выполнить дипломный проект. Темы работ определяются кафедрой либо принимаются предложенные студентами после соответствующего рассмотрения и утверждения. Весь семестр с определенной периодичностью проходят промежуточные просмотры, позволяющие скорректировать архитектурную идею проекта и улучшить качество исполнения. Итоговая защита проходит перед Государственной аттестационной комиссией.

Для повышения навыков, знаний и умений при выполнении художественных произведений для поступающих в Академию художеств на факультете архитектуры работают подготовительные курсы. Занятия проходят несколько раз в неделю по следующим направлениям: рисунок (голова, интерьер), живопись (натюрморт), композиция. Занятия проводят профессиональные преподаватели, которые параллельно обучают студентов младших курсов Академии. Занятия проходят в рисовальных классах архитектурного факультета. Это позволяет сохранять традиции академической архитектурной школы. Программа подготовительных курсов ориентирована на требования, предъявляемые на экзаменах при поступлении в вуз, а также с учетом учебных программ первого курса. Программы сформированы таким образом, что каждое последующее задание сложнее предыдущего. Основным критерием для допуска абитуриентов к вступительным экзаменам в Академии художеств является выполнение поставленных задач на высоком художественном уровне.

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020