Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2024 / 01 / Академическая архитектурная школа

Образование

Академическая архитектурная школа

Владимир Григорьев,

президент Санкт-Петербургского союза архитекторов, заведующий кафедрой архитектуры Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина

Академическая архитектурная школа в России возникла в XVIII веке в результате европеизации страны.

Активное строительство новой столицы по европейскому подобию потребовало большого количества зодчих. Был приглашен ряд мастеров из Франции и Италии, но необходимо было сформировать свою собственную, российскую архитектурную школу.

Иллюстрация_№1

При Петре I в России была организована «Академия наук и курьезных художеств», в которой начали формироваться азы преподавания различных искусств. Преподавание живописи и скульптуры было введено в Академии наук при Екатерине I, однако рисовальные классы академии были предназначены исключительно для обслуживания научных целей. Самостоятельная школа художественного образования была учреждена лишь при Елизавете Петровне.

В 1757 г. обер-камергер граф И. И. Шувалов обратился в Сенат с предложением об учреждении в России «Академии трех знатнейших художеств» (живописи, скульптуры, архитектуры), и 6 (17) ноября последовал правительственный указ об учреждении Академии.

Обучение в Академии осуществлялось в «классах» по различным направлениям или, иначе говоря, «по видам искусства». Рисунок играл важнейшую роль в процессе обучения, это касалось воспитанников всех трех начальных «классов». Изучение античных архитектурных памятников и законов построения композиций было обязательным элементом программы учеников-зодчих. Кроме этого, в основу образования были заложены теории классических ордеров и трактаты мастеров эпохи Возрождения. Обучающиеся выполняли различные задания, создавали проекты, которые последовательно усложнялись при переходе с одной ступени обучения на другую. По итогам обучения за лучшие работы присваивались медали. Ученикам, получившим наивысшую медаль «первого достоинства», или большую золотую медаль, присваивалось звание художника архитектуры, что позволяло пройти обучение за границей «для усовершенствования в искусствах».

К концу XVIII века академическая школа достигла высокого уровня, многие архитекторы стали соискателями почетных академических званий. Президент Академии А. Н. Оленин утверждал: «Петербургская Академия художеств чистотой вкуса и изяществом не уступает ни одной из иностранных школ».

К началу XIX столетия учебный процесс стал ориентироваться на градостроительные задачи Санкт-Петербурга, которые были актуальны на тот момент. Проекты этого периода демонстрировали «стремление к благородству и величественности штиля во вкусе древних сооружений», обращение к классическому наследию считалось среди профессорско-преподавательского состава Академии эстетическим идеалом школы.

На тот момент Академия художеств была единственным в России высшим учебным заведением, все последующие учебные заведения в области архитектуры в той или иной степени являются ее преемниками. Кризис классицизма середины и конца XIX столетия привел к появлению романтических настроений, позволявших осуществлять более свободное использование архитектурных форм. В Академии, в отличие от новых сформировавшихся школ, сохранялась преемственность классических методов обучения «не произволом, но вкусом», но при этом влияние эклектики присутствовало. Одним из важнейших направлений академической школы стала борьба с проявлением дилетантизма. Проведение серьезных исследований памятников древнерусского зодчества для решения проблемы национального стиля и применение этих принципов на практике принадлежит именно Академии художеств. Экспедиции по изучению и фиксированию архитектурного наследия продолжаются на факультете архитектуры вплоть до настоящего времени.

Многие десятилетия принципы, заложенные на начальных этапах развития Академии художеств, корректировались и совершенствовались. Учебные задания по проектированию продолжали следовать традиционным методикам композиционного мастерства. В основе этих принципов находился базис, заключавшийся в высоком уровне графического мастерства и изучении памятников разных эпох. Все это позволяло ученикам легко ориентироваться в исторических стилях, свободно использовать их формы и детали. Педагоги Академии художеств адекватно оценивали запросы того времени, с начала XIX века обучение стало уделять больше внимания не только теоретической, но и технической подготовке будущих зодчих. Со второй половины XIX века и до начала XX века постоянно совершенствовались формы и методы учебной работы, осуществлялся поиск наиболее гармоничного сочетания высокой художественной культуры с основательными инженерными знаниями. Инженерно-строительные дисциплины и практические знания, непосредственно связанные со строительством, стали составлять значимую часть подготовки выпускников Академии.

Академическую архитектурную школу в XX веке постигли многократные и значительные потрясения. Попытки архитектурных «новаторов» отреагировать на запросы времени и организовать, откорректировать, изменить школу в соответствии с унифицированными рамками подготовки советских архитекторов и, соответственно, реформировать и реорганизовать архитектуру в рядовую отрасль общего строительного производства повлияли на учебный процесс. Сложности возникли при сохранении самобытности и достоинства Академии в периоды, когда в архитектуре происходила борьба с «архитектурными излишествами».

Уникальные, сохраняемые многими поколениями традиции обеспечили академической архитектурной школе жизнестойкость и профессиональный потенциал. Важной частью стало умение встроиться в современный архитектурный процесс, неотъемлемыми элементами которого являются востребованность и признание.

Только перечень имен, чей вклад в развитие архитектурной школы Российской Академии художеств неопровержимо значимый, служит подтверждением огромных ее заслуг в истории отечественного зодчества.

Начиная с первых учителей в Академии, среди которых были авторы ее величественного здания А. Ф. Кокоринов, Ю. М. Фельтен и Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот, а первыми учениками – В. И. Баженов и И. Е. Старов, множилась творческая плеяда архитекторов Академии художеств. Воспитанниками школы начинали творческий путь большинство крупных зодчих страны. От А. Д. Захарова и А. Н. Воронихина до П. Ю. Сюзора и Л. Н. Бенуа, они внесли огромный вклад в российскую архитектуру. В XX веке над обликом городов и архитектурой

в разных частях страны трудились такие выпускники Академии художеств, как А. В. Щусев, И. В. Жолтовский, И. А. Фомин, В. А. Щуко, И. Г. Лангбард, Л. В. Руднев, а также выпускники советского времени Н. А. Троцкий, А. И. Гегелло, Е. А. Левинсон, И. И. Фомин, А. К. Баручев, С. Б. Сперанский, А. В. Жук и другие.

Как и сейчас, многие из мастеров были не только учениками, но и профессорами Академии художеств. Среди профессорско-преподавательского состава основной кафедры факультета архитектуры есть много выпускников, совмещающих наставничество с активной архитектурной практикой.

Изменения, происходящие в современном мире, не сильно повлияли на классический опыт академического архитектурного образования, и оно не утратило своей ценности. Этот опыт призван быть залогом развития творческой составляющей индивидуальности будущих архитекторов. Основой здесь является традиционное углубленное художественное воспитание, графическое мастерство и обучение законам гармонии, основанным на примерах высокого искусства. Это позволит успешно использовать новые технические средства, такие как искусственный интеллект и нейросети, лишь в качестве инструмента, и не позволит им ни заменять самих создателей архитектурных произведений, ни предлагать им готовые заимствованные решения.

А. Н. Бенуа принадлежит высказывание на исторической выставке архитектуры в 1911 г.: «Возвращаться к искусству минувших времен есть один из видов дилетантизма. Для новой жизни нужно и новое искусство. Но образовывать свой вкус полезно на изучении искусства прошлого». Эти слова как нельзя лучше характеризуют те процессы, которые проходят и будут проходить на факультете архитектуры Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина. Как в ближайшем будущем, так и в долгосрочной перспективе.

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020