Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2023 / 01 / Параметрический метод нормирования

Новости градостроительного законодательства

Параметрический метод нормирования

А. Ю. Ананченко,

архитектор, председатель Совета по законодательству и профессиональной деятельности Санкт-Петербургского союза архитекторов

В Гильдии архитекторов и инженеров Петербурга состоялся очередной семинар председателя Совета по законодательству Петербургского союза архитекторов А.Ю. Ананченко.

Эксперт выступил с обзором новостей градостроительного законодательства, основное внимание уделив нормативной базе проектирования.

Одно из важнейших событий уходящего года – вступление в силу с 1 сентября Постановления Правительства РФ № 1417 от 31.08.2023 г «Об утверждении Правил формирования и ведения реестра требований, подлежащих применению при проведении экспертизы проектной документации …, осуществлении архитектурно-строительного проектирования…». Коллеги, наверное, помнят, что 1 сентября 2022 года практически все стандарты и своды правил переведены в разряд добровольного применения, обязательными остались лишь 1 ГОСТ и 4 Свода правил. А раз принят документ о требованиях, «подлежащих применению», мы, очевидно, возвращаемся к «предписывающему» методу нормирования? Но что собой представляет необходимый по Постановлению Правительства РФ реестр «требований»?

С одной стороны, по названному Постановлению «В реестр требований …подлежат включению документы, применяющиеся при проведении экспертизы проектной документации…». Что же «подлежит применению», требования или документы?

С другой стороны, ведение реестра должно осуществляться подведомственным Минстрою учреждением «Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве» [ФАУ ФЦС]. Однако сайт ФАУ ФЦС на 1 декабря 2023 г сообщает: «По запросу «Постановление Правительства РФ от 31.08.2023 № 1417 «Об утверждении Правил формирования и ведения реестра требований…» – результатов не найдено (!). То есть по истечении трех месяцев после вступления в силу Постановления Правительства, ни проектировщики, ни органы экспертизы, не имеют ясности, на основе какой нормативной базы теперь проектировать?

При этом отмечено, что Распоряжением Правительства РФ № 3268-р от 31.10.2022 принята «Стратегия развития строительной отрасли … на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года», где установлено требование о необходимости перехода от предписывающего к параметрическому методу нормирования, с соответствующим пересмотром нормативной базы. Однако, ни этапы, ни конечный срок перехода не установлены. Видимо, придется подождать до 2030 года. Вынужден повторить вопрос: на основе какой же нормативной базы проектировать и работать с экспертизой ближайшие семь лет?

И, кстати, что имеется в виду под параметрическим методом нормирования?

При внимательном анализе идеологии параметрического метода и предложенного Стратегией определения термина совершенно очевидна идея обеспечения безопасности  объекта капитального строительства в пределах допустимой (т. е. официально установленной) величины риска как вероятности причинения вреда, на основе добровольного выбора нормативной базы, подтверждающей безопасность объекта в пределах допустимого критерия (параметра). Мной отмечено, что параметрический метод нормирования успешно применяется с 2009 года в сфере пожарной безопасности, где предельная величина риска обеспечивается добровольным исполнением требований ГОСТов и Сводов правил пожарной безопасности – документов исключительно добровольного применения, а при неисполнении требований этих документов возникает необходимость расчета пожарных рисков, подтверждающих соответствие проектных решений предельным допустимым параметрам.

Таким образом, для перехода на параметрический метод нормирования необходимо определение/установление величин риска для каждого вида безопасности, установленных Техническим регламентом о безопасности зданий и сооружений, 384-ФЗ. После чего, по аналогии с пожарной безопасностью, следует по каждому виду безопасности принять профильный пакет стандартов и сводов правил исключительно добровольного применения, с закреплением права заказчика альтернативного выбора доказательной базы.

Хочется надеяться, что данная идея, предложенная мной и закрепленная Стратегией Союза архитекторов России в 2016 и 2022 гг., найдет адекватное практическое применение раньше, чем через семь лет, может быть даже в наступающем 2024 году.

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020