Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2015 / 05 / Формообразование как инструмент архитектора

Теория и практика

Формообразование как инструмент архитектора

В.Э. Лявданский,

доцент СПб ГАСУ, вице-президент Санкт-Петербургского союза архитекторов России

Иллюстрация_№1

Рецензия на учебное издание академика МААМ, члена-корреспондента РААСН, доктора архитектуры, профессора СПбГАСУ Юрия Ивановича Курбатова «Очерки по теории формообразования»

Отмечу главное. В этом новаторском издании формообразование было впервые предъявлено как системный инструмент архитектора для «перевода» программы на проектирование в проектную модель архитектурной формы.

 «Инструмент» анализируется как взаимодействие трех системных блоков.

 Первый блок: факторы и задачи, определяющие форму и программу на ее разработку, ограниченную типом того или иного здания и его контекста.

 Второй блок: главный метод зодчего по решению творческих задач в процессе перевода «программы» в произведение искусства архитектуры. Особое внимание уделяется творческому процессу архитектора по управлению взаимодействием противоречивых факторов: внутренних, воздействующих на форму «изнутри» и внешних – контекстуальных, воздействующих на форму «извне».

 Отмечается важнейшее средство такого управления – определение авторской иерархии (значимости) формообразующих факторов. Показано, что управляемое взаимодействие факторов всегда имеет характер искусства и никогда не может быть заменено логической суммой решенных задач – факторов. В процессе творчества факторы выступают не самостоятельно, а в неразрывной взаимосвязи и взаимных опосредованиях.

 Третий блок – анализ формы как результата творческого процесса получения конечного проектного продукта архитектурной деятельности. Автор напоминает, что наглядным выражением соподчинения внутренних «сил» с контекстуальными служит полноценная структура внутренней структуры формы и ее материальной «оболочки». Они (эти структуры) решают многочисленные противоречивые задачи. Их анализ позволяет автору считать конфигурацию полноценной формы «границей» или линией динамического равновесия между полями «внутренних» и «контекстуальных» сил.

 Взаимодействие трех системных блоков инструмента формообразования детализируется связями формы с ее определителями по схеме:
форма-функция;
пространственная структура формы – свет;
форма-конструкция;
форма-контекст.

 В тоже время автор показывает значимость субъективного фактора – творческой воли архитектора. Ибо полноценные качества архитектурной формы закладываются в процессе взаимодействия не только того, «Что надо» по объективным причинам, но и того, «что хочет архитектор как творец».

 Кроме того, автор предлагает рассматривать архитектурную форму как коммуникационный объект, обладающий своим специфическим зрительным языком, который относится к группе знаковых или семиотических систем.

 Такой взгляд на форму весьма полезен и конструктивен, ибо полноценная форма – не только результат решения объективных, практических задач, но и следствие определенного управления образной, языковой ипостасью формы. А именно управление ее метафорами, синтаксисом (геометрией), семантикой ее элементов.

 Авторская концепция очерков по формообразованию прошла серьезную апробацию в результате последовательного и целеустремленного внедрения в учебный процесс подготовки архитекторов.

 В 1970-е годы Юрий Иванович читает курс лекций по основам формообразования на архитектурном факультете Института им. И.Е. Репина АХ СССР. Далее уже в 1980-е Юрий Иванович продолжает читать этот курс в ЛВХПУ им. В.И. Мухиной (теперь Академия дизайна). Наконец, эти лекции с 1990 года слушают студенты архитектурного факультета СПб ГАСУ.

 Характерная особенность издания уместное и необходимое количество авторских моделей и конкретных примеров их овеществления. Это позволяет автору сделать содержание «Очерков» более доходчивым и понятным, связанным с решением конкретных задач.

 С 2015 года лекции по формообразованию будут читаться не только студентам, но и магистрам. Для них будут полезны не только вербальные и графические модели формообразования, но и блок научных работ, которые были использованы автором для придания теории глубинного смысла.

 Уверен, издание будет востребовано не только практикующими архитекторами, но и теми специалистами, которые занимаются осмыслением творческой практики.

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020