Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2015 / 05 / Что и кому должен ГИП

Теория и практика

Что и кому должен ГИП

А.Ю. Ананченко,

архитектор, советник РААСН

О должностных обязанностях главного инженера/главного архитектора проекта с точки зрения действующего законодательства

До 2008 года проект для строительства должен был включать документ, известный в профессиональной среде под характерным названием «Клятва ГИПа».  Теперь это называется «заверение проектной организации о том, что проектная документация разработана в соответствии с …» [1], и далее ряд документов, соответствие которым оценивается.

 Акценты несколько смещены, но, как и раньше, все понимают, насколько ответственна и всеобъемлюща роль главного инженера и/или главного архитектора проекта – ГИПа и ГАПа.

 Информационные базы сегодня предлагают целый ряд образцов должностных инструкций и договорных форм, формулирующих одними и теми же словами круг обязанностей ГИПа/ГАПа. Откуда берутся в этих формах требования к руководителям проектного процесса?

 С наступлением в 2010 году эпохи саморегулирования в строительстве функции и ответственность лица, осуществляющего подготовку проектной документации (генерального проектировщика), установлены и закреплены федеральными законами и документами министерств и ведомств [1] [2] [3] [4]. В то же время СНиП 1985 года «Положение о главном инженере (главном архитекторе) проекта» [5], устанавливавший на основе законодательства СССР права, обязанности и ответственность названных лиц, не был включен в перечни документов стандартизации как обязательного, так и добровольного применения, и тем самым с 2010 года утратил статус.

 При поиске действующих сегодня нормативно-правовых актов, описывающих функции, права, обязанности и ответственность ГИПа/ГАПа, информационные ресурсы адресуют нас к двум источникам:
- Постановление Министерства труда и социального развития РФ 1998 года «Об утверждении квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих» [6];
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ 2008 года «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» [7].

 Оба акта действуют, при этом бросается в глаза идентичность названий. Документы содержат разделы об обязанностях главного инженера и главного архитектора проекта.

  Оба документа устанавливают только должностные обязанности и квалификационные требования, причем одними и теми же словами.

 При внимательном прочтении обнаруживается, что Минздрав России десятилетием позже (в 2008 году) почти слово в слово повторяет компиляцию Минтруда 1998 года со СНиПа 1985 года, в части, посвященной обязанностям  главного инженера/архитектора проекта, а в прошлом году оба министерства день в день (12.02.2014) «актуализировали» свои документы, так же не заменив в соответствующих разделах ни одного слова по существу! Вызывает недоумение стереотипное дублирование, на которое, очевидно, потрачены немалые государственные ресурсы. Справедливости ради отметим, что, хотя слова и целые фразы указывают на первоисточник, но благодаря частичной перестановке местами упрек в плагиате был бы несостоятелен.

 Поскольку Министерство труда, так же как и Минздрав, не дали себе труда создать новый документ, соответствующий текущему моменту, или хотя бы актуализировать должным образом, сегодня мы по-прежнему пользуемся калькой со СНиПа 1985 года. Чтобы вспомнить, какие же функции в обязательном порядке исполнялись ГИПами и ГАПами тридцать лет назад, и, по мнению министерств, должны обязательно исполняться сегодня, придется процитировать постановление Минтруда (а по сути все три названных акта).

 Главный инженер, главный архитектор проекта:
- «Осуществляет техническое руководство проектно-изыскательскими работами при проектировании объекта и авторский надзор за его строительством, вводом в действие и освоением проектных мощностей;
- принимает меры, направленные на повышение качества проектно-сметной документации;
- готовит данные для заключения договоров с заказчиками на разработку (передачу) научно-технической продукции;
- участвует в работе комиссий по выбору площадок (трасс) для строительства, в подготовке заданий на проектирование и в организации инженерных обследований для разработки проектно-сметной и другой технической документации;
- организует ее разработку по закрепленным за ним объектам, участвует в составлении комплексных планов-графиков выполнения научно-исследовательских, проектных, конструкторских и технологических работ;
- составляет календарные планы выпуска научно-технической продукции;
- формирует задания субподрядным организациям на выполнение поручаемых им работ и обеспечивает эти организации необходимыми исходными данными. Решает вопросы, возникающие у них в процессе разработки документации;
- осуществляет контроль за техническим уровнем принимаемых проектных, градостроительных и архитектурно-планировочных решений, экономичным расходованием средств на проектно-изыскательские работы, сроками разработки проектно-сметной документации;
- гарантирует соответствие разработанной проектно-сметной документации государственным стандартам, нормам, правилам и инструкциям;
- обеспечивает проверку на патентную чистоту и патентоспособность впервые примененных в проекте или разработанных для него технологических процессов, оборудования, приборов, конструкций, материалов и изделий;
- проводит защиту проекта в вышестоящих организациях и органах экспертизы;
- участвует в рассмотрении и согласовании генеральной подрядной строительной организацией проектно-сметной документации;
- решает вопросы, возникающие в процессе проектирования, строительства, ввода в действие объекта, освоения проектных мощностей;
- организует работу по устранению обнаруженных дефектов проектно-сметной и другой технической документации, а также по учету расходования утвержденных смет;
- подготавливает предложения руководству проектной организации и заказчику о внесении в рабочую документацию изменений, связанных с введением новых нормативных документов, с учетом фактического состояния строительства;
- согласовывает обоснованные отступления от действующих норм, правил, инструкций с органами государственного надзора и другими организациями, утвердившими их;
- обеспечивает анализ и обобщение опыта проектирования, строительства и эксплуатации построенных объектов и подготовку на этой основе предложений по повышению технического и экономического уровня проектных решений;
- подготавливает отзывы и заключения на рационализаторские предложения и изобретения, проекты стандартов, технических условий и других нормативных документов, связанных с проектированием и строительством;
- принимает участие в экспертизе проектов, подготовке публикаций и составлении заявок на изобретения, в работе семинаров и конференций по своей специальности».

 Насколько перечисленные обязанности соответствуют действующим нормативно-правовым актам о градостроительной деятельности, о саморегулировании и техническом регулировании? Значительная часть вышеизложенных пунктов законодательству противоречит как терминологически, так и по существу, и не может исполняться на обязательной основе.

 Рассмотрим по порядку позиции, вызывающие вопросы с точки зрения обязательности.
1. Техническое руководство проектно-изыскательскими работами при проектировании объекта и авторский надзор за его строительством, вводом в действие и освоением проектных мощностей.

 Согласно Техническому регламенту О безопасности зданий и сооружений [8], с 2010 года авторский надзор отнесен к добровольным формам оценки соответствия, и выполняется при соглашении сторон по решению застройщика (технического заказчика). Конечно, авторский надзор необходим при создании произведений архитектуры – как неотъемлемая составная часть творческого процесса и элемент защиты авторских прав. Также без авторского надзора отсутствует доказательная база ответственности генпроектировщика за соответствие построенного объекта капитального строительства проектной документации, что разрушает пирамидальную концепцию ответственности в условиях саморегулировании. При этом без авторского надзора не может быть ни обязательного, ни добровольного участия генпроектировщика, и конкретно ГИПа или ГАПа, в решении вопросов строительства, ввода в действие объекта, и освоения проектных мощностей.

 Отметим, что названным Техническим регламентом [8] определены лица, ответственные за процедуры ввода объекта капитального строительства в эксплуатацию: генподрядчик, застройщик и/или технический заказчик, лица, осуществляющие строительный контроль и государственный строительный надзор. Возможно, это несправедливо, и неправильно с точки зрения взаимосвязанной ответственности за результаты проектирования и строительства, но ни генпроектировщик, ни тем более ГИП/ГАП, при вводе объекта в эксплуатацию действующими правилами не упоминаются.

 До тех пор, пока авторский надзор определен законодательством как добровольный элемент строительного процесса, он не может вменяться в обязанности какого-либо лица нормативно-правовым актом, однако при необходимости эти отношения могут регулироваться внутренней должностной инструкцией организации.

 Сказанное полностью относится и к п.5. (Решает вопросы, возникающие в процессе проектирования, строительства, ввода в действие объекта, освоения проектных мощностей).

 Терминологические поправки:
(1). В сфере градостроительных отношений не используется термин «проектно-сметная документация», но используется понятие «проектная документация», в состав которой входит раздел 11) Смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства.
(2). С 2004 года в соответствии с Градостроительным кодексом [2] вместо слов «ввод в действие объекта» следует употреблять понятие «ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства».
(3). Градостроительным кодексом [2] понятие «освоение проектных мощностей» не используется.
2. Участие в работе комиссий по выбору площадок (трасс) для строительства, в подготовке заданий на проектирование и в организации инженерных обследований.

Здесь уместно вспомнить об обязанностях застройщика или технического заказчика, установленных Градостроительным кодексом [2]: «застройщик или технический заказчик обязан предоставить (генпроектировщику):
1) градостроительный план земельного участка или в случае подготовки проектной документации линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории;
2) результаты инженерных изысканий…;
3) технические условия…».
И далее: «Подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или технического заказчика».

 Таким образом, и выбор площадок для строительства, и подготовка заданий на проектирование, и организация инженерных изысканий (а не обследований) являются сегодня не должностной обязанностью ГИПа или ГАПа, как это было тридцать лет назад, а функциональной обязанностью  застройщика или технического заказчика. Особенно наглядно функциональные обязанности  застройщика или технического заказчика представлены при проведении тендеров на проектирование на основе законодательства о государственных закупках. Названные исходные данные составляют в этом случае пакет тендерной документации, формируемый заказчиком, и участие в их подготовке ГИПа или ГАПа, по определению представляющего генпроектировщика, расценивается как нарушение антимонопольного законодательства.
3. Гарантирует соответствие разработанной проектно-сметной документации государственным стандартам, нормам, правилам и инструкциям.
В соответствии с Постановлением Правительства «О составе разделов проектной документации…» [1], оценка соответствия проектной документации требованиям законодательства осуществляется в форме «заверения проектной организации о том, что проектная документация разработана в соответствии с градостроительным планом земельного участка, заданием на проектирование, …, техническими регламентами, …, и с соблюдением технических условий». Как видим, обязанность в этой части возложена не на сотрудника организации, а на организацию-генпроектировщика, что справедливо в условиях саморегулирования, необходимости членства генпроектировщика в профильных партнерствах, и материальной ответственности в рамках компенсационных фондов этих партнерств. И, как видно из цитаты Постановления Правительства [1],  перечень документов, соответствие которым оценивается, с 2008 года совершенно другой, чем ранее.
4. Согласовывает обоснованные отступления от действующих норм, правил, инструкций с органами государственного надзора и другими организациями, утвердившими их.

 Следует обратить самое серьезное внимание на принципиальное положение действующего Градостроительного кодекса [2]: «Не допускается требовать согласование проектной документации, заключение на проектную документацию и иные документы, не предусмотренные настоящим Кодексом». Среди заключений, требуемых кодексом [2], указаны заключения экспертизы, государственной экологической экспертизы для установленного круга объектов, и историко-культурной экспертизы для объектов культурного наследия.

 В случае необходимости отступления от требований нормативных документов, сегодня следует придерживаться правил, установленных Техническим регламентом О безопасности зданий и сооружений [8]: «…если для подготовки проектной документации требуется отступление от требований, установленных … национальными стандартами и сводами правил, …, подготовка проектной документации … осуществляются в соответствии со специальными техническими условиями».
И снова Постановление Правительства «О составе разделов проектной документации…» [1]: «…разработке (проектной) документации должны предшествовать разработка и утверждение в установленном порядке специальных технических условий». Иными словами, специальные технические условия (СТУ) являются материалом предпроектной подготовки, т.е. исходными данными для проектирования. Таким образом, согласование отступлений от нормативных требований действующим законодательством не предусматривается, а разработка СТУ (документа, узаконивающего отступления от требований нормативных документов при выполнении определенных требований), является функциональной обязанностью застройщика или технического заказчика.

 Итак, можно констатировать, что действующие документы касательно обязанностей ГИПа/ГАПа неудовлетворительны, поскольку цитируют устаревшие нормы тридцатилетней давности, и не учитывают современные требования градостроительного законодательства, правил технического регулирования и саморегулирования в строительстве. Попытки создания методических документов несостоятельны до тех пор, пока опираются на указанные устаревшие нормы.  Например, недавно подготовленная для информационной системы Консультант плюс (2015 год) Форма Должностной инструкции главного инженера проекта, упорно возвращает нас к положениям 1985 года. Противоречивые оценки требований провоцируют конфликтную атмосферу в отношениях между застройщиками, генпроектировщиками и конкретными специалистами.

 Необходимость наведения порядка в рассматриваемой сфере время от времени осознается институтами власти. В 2012 году, незадолго до вступления России в ВТО, рассматривался проект несостоявшихся поправок в градостроительный кодекс и другие нормативно-правовые акты, по вопросам введения института главного инженера и главного архитектора проекта. Предлагалось дать определение терминам ГИП и ГАП, установить круг обязанностей и квалификационные критерии в однозначном соответствии непосредственно с градостроительным кодексом. Одновременно рассматривался вопрос закрепления персональной ответственности ГИПа и ГАПа, с включением в административный и уголовный кодекс соответствующих статей с весьма суровыми наказаниями за нарушение должностных обязанностей: штрафы в размере 18-месячного заработка, тюремное заключение до семи лет…

 Можно предположить, что институт ГИПа/ГАПа был бы разрушен еще до своего создания, в случае принятия таких законодательных инициатив. С одной стороны, сегодня ответственность за нарушение правил проектирования возложена на генпроектировщика с помощью инструментов саморегулирования, компенсационных фондов и страхования рисков. С другой стороны, уголовный кодекс и сейчас имеет достаточный санкционный набор в случаях причинения вреда имуществу, здоровью или жизни. Но есть и третья сторона вопроса: действующее законодательство достаточно противоречиво, терминологически недостаточно, плохо согласовано и между различными ветвями регулирования, и тем определяет невозможность исполнения его требований без существенных исключений. Следуя принципам социальной справедливости, разумно говорить об установлении ответственности, по крайней мере, административной, также и при разработке и принятии противоречащих друг другу (и, следовательно, неисполнимых) нормативно-правовых актов. Только при логичном, непротиворечивом, взаимно согласованном по всем областям законодательстве, возможно его добросовестное соблюдение, а нарушение может оцениваться доказательно.

 Очевидно, необходимы полноценные и комплексные документы, достоверно определяющие права, обязанности, квалификационные требования, и ответственность Главного инженера/Главного архитектора проекта – ключевых фигур проектного процесса, на основе современных правовых и профессиональных требований. Ответственность, скорее всего, должна рассматриваться в неразрывной связи всех субъектов градостроительных отношений, законодательной и исполнительной власти. Для выработки консолидированного мнения по столь острому и некорректно освещенному сегодня вопросу, полезно было бы проведение широкой профессиональной дискуссии, результаты которой могут стать основой пакета необходимых изменений и, при необходимости, разработки новых нормативно-правовых актов.

Документы, упоминаемые в тексте:

[1]Постановление Правительства Российской Федерации № 87 от 16.02.2008 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»  (ПОЛОЖЕНИЕ О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию).
[2]Федеральный закон Российской Федерации №190-ФЗ от 29.12.2004 «Градостроительный кодекс Российской Федерации».
[3]Федеральный закон Российской Федерации №315-ФЗ от 01.12.2007 «О саморегулируемых организациях».
[4]Приказ Министерства регионального развития РФ № 624 от 30.12.2009 «Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства».
[5]СНиП 1.06.04-85 «Положение о главном инженере (главном архитекторе) проекта
[6]Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 21.08.1998  №37 «Об утверждении квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих». Раздел II., ч.2. «Должности руководящих и инженерно-технических работников проектных, конструкторских, технологических и изыскательских организаций», п. «Главный инженер проекта. Главный архитектор проекта».
[7]Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.04.2008 №188 «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов архитектуры и градостроительной деятельности». Ч.5. «Проектирование», п.5.1. «Должности руководителей. Главный инженер проекта».[8]Федеральный закон Российской Федерации №384-ФЗ от 30.12.2009 «Технический регламент О безопасности зданий и сооружений».

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020