Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2013 / 01 / Поднять профессию с колен

Актуальная тема

Поднять профессию с колен

В.Э. Лявданский

архитектор

В АП №6(16) было опубликовано Обращение VIII съезда Союза архитекторов России к президенту РФ В.В. Путину. Ввиду чрезвычайной важности вопросов, затронутых в этом обращении, редакция АП печатает интервью с вице-президентом СПб Союза архитекторов, председателем Коллегии СРО НП ГАИП В.Э. Лявданским, опубликованное в газете СА №3(28)2012. Интервью является комментарием к основным тезисам обращения, печатается без сокращений.

16-17 октября в Колонном зале в Москве прошел VIII съезд Союза архитекторов России. Одним из важных его итогов стало обращение к Президенту Российской Федерации В.В.Путину. Какова цель этого обращения?

 В обращении «озвучены» основные, наиболее актуальные «болевые точки», существующие сегодня в  архитектурной профессии, которые требуют безотлагательного решения. Прежде всего, это отсутствие стабильной, сбалансированной государственной политики в сфере градостроительства, включающей вопросы стратегического и территориального планирования. В стране с такой громадной территорией, как Россия, существование государственной градостроительной политики абсолютно необходимо. Ее наличие становится фактором, во многом определяющим стабильность и безопасность государства. Но даже если градостроительная политика продекларирована, ее практическое осуществление невозможно без архитекторов-профессионалов. И все попытки государства, бизнеса и общества обойтись без участия архитекторов при выработке и осуществлении градостроительной политики заведомо обречены на неудачу. Причина кроется в самой природе профессии архитектора. Ведь одна из основных ее функций – это поиск и согласование сбалансированных решений, учитывающих интересы государства, бизнеса и общества в целом. Поэтому отсутствие диалога, именно диалога, а не монолога, между государством и архитектурным сообществом является одной из ключевых проблем сегодняшнего дня. Это порождает все законодательные и организационные коллизии, существующие вокруг профессии.

В обращении говорится об инициативе Союза по внедрению квалификационных аттестатов для практикующих архитекторов. Что даст профессии и стране внедрение этих аттестатов?

 Сама идея внедрения квалификационных аттестатов для практикующих архитекторов возникла в архитектурном сообществе давно. Несколько раз Союз архитекторов выходил в правительственные структуры с этой инициативой, но каждый раз встречал непонимание. Парадоксальность этой ситуации заключается в том, что по сути дела речь идет о внедрении чисто рыночного механизма управления профессией. Данный механизм работает, в тех или иных модификациях, во всех странах – членах ВТО. Фактически, провозглашая рыночную модель в экономике, государство отказывает архитекторам в полноправном функционировании в рамках этой модели!

 Так было до недавнего времени. Но сегодня, после вступления РФ в ВТО, ситуация резко поменялась: создалась правовая коллизия, суть которой состоит в том, что с точки зрения стандартов, действующих в этой организации, деятельность российских архитекторов на собственном внутреннем рынке становится нелегитимна. Подробно я говорил об этом в статье «Пропуск на рынок» в газете СА №2(27)2012. Последствия такого положения могут стать катастрофическими для архитектурной профессии. В связи с этим в письме предлагается принять поправки к закону об архитектурной деятельности в редакции, предложенной Союзом архитекторов, которые до сих пор лежат «под сукном» в Минрегионе. Эти поправки как раз и предполагают внедрение модели регулирования профессии аналогичной моделям, принятым в странах – членах ВТО.

Что конкретно предусматривает внедрение этой модели?

 Прежде всего – это наличие самого закона об архитектурной деятельности, адекватного рыночным реалиям сегодняшнего дня. Именно в нем должен быть прописан основной понятийный аппарат и прописан механизм функционирования профессии. Как я уже сказал, проект такого закона уже разработан Союзом архитекторов и находится в Минрегионе. Плюс к этому,- создание Национальной палаты архитекторов (НПА) – инструмента управления архитектурной профессией.

 Как вы знаете, 16 октября, во время проведения VIII съезда Союза архитекторов, прошло учредительное собрание НПА, т.е. начался процесс практической реализации и этого элемента модели. Палате будут присущи две основные функции: во-первых, аттестация практикующих архитекторов и ведение федерального реестра и, во-вторых, разработка, внедрение и надзор за соблюдением архитекторами национального стандарта профессиональной деятельности.

 Наличие национального стандарта, в котором сформулированы требования, соблюдение которых является для профессионала абсолютно необходимым условием для получения права работы на проектном рынке, и есть главное условие сохранения профессии в условиях свободного рынка и защиты общества и государства от непрофессиональных действий в сфере архитектуры и градостроительства.

В числе затронутых в обращении к президенту РФ В.В. Путину вопросов – защита авторских прав архитектора. Как вы видите решение этой задачи?

 В контексте письма эта проблема совершенно справедливо ставится более широко. Вот уже более 50 лет архитектурная профессия находится под гнетом строительного комплекса. Известное постановление «Об излишествах…» в свое время фактически поставило профессию на колени. Но если тогда такую ситуацию можно было хоть как-то оправдать: в стране существовала экономика мобилизационного типа и государство пыталось решить громадные по масштабу социально-политические задачи (обеспечение жильем и т.п.), – то сегодня такое положение архитектурной профессии оправданий не имеет. Сегодня строительный бизнес явочным порядком «подмял» под себя архитекторов и инженеров-проектировщиков и превратил их в обслуживающий персонал строительных подразделений. Тем самым сознательно нарушена классическая, международно признанная модель управления проектами, где архитектор, помимо всего прочего, выполняет функции контроля не только за качеством и объемом строительных работ, но и, от имени и по поручению заказчика, осуществляет контроль за расходованием средств на строительство. Без подписи архитектора подрядчик не имеет возможности получить ни рубля за выполненные работы. В этом, на мой взгляд, корень противоречий, существующих между архитектурным и строительным сообществами.

 Строительный бизнес всячески избегает какого-либо контроля «со стороны». Для этого он создал огромное количество «карманных» проектных мастерских, которые обслуживают его интересы. Отсюда мы имеем «перегретый» рынок жилья и гипертрофированные сметы на строительство различных объектов, отсюда – низкое качество строительства и чрезвычайно медленное внедрение инноваций и новейших строительных технологий. Вышеизложенная схема административно закреплена в структуре, в которой архитекторы и строители подчинены одному и тому же уполномоченному органу (до недавнего времени – Минрегиону), где влияние строительного бизнеса абсолютно и непререкаемо. Такое положение вещей консервирует ситуацию и лишает архитектурную профессию каких-либо перспектив, а страну – современной, инновационной архитектуры. Поэтому архитектурное сообщество видит единственный возможный выход из создавшейся ситуации в передаче функций взаимодействия государства с архитекторами в другой уполномоченный орган, например в Министерство культуры (реставраторы уже сегодня получают там лицензии) или в какую-либо другую, специально созданную структуру. Таким образом, архитекторы и строители будут «разведены» по разные стороны баррикад и проектно-строительный рынок начнет эффективно функционировать. Тогда и только тогда могут быть решены и проблемы авторских прав архитектора.

Что вы можете сказать по поводу предложения восстановить муниципальные архитектурные службы, изложенного в письме?

 Эта тема непосредственно связана с темой государственной градостроительной политики. Муниципальная архитектурная служба - это элемент управления, призванный практически реализовывать эту политику на местах. Сегодня органы архитектуры, как правило, входят в состав строительных комитетов – структур абсолютно непригодных для осуществления хоть сколько-нибудь осмысленной градостроительной политики. В последнее время наметилась тенденция к понижению их статуса уже внутри самих комитетов, – подчинение главных архитекторов специалистам по геодезии или по вопросам землепользования. Так это существует в Санкт-Петербурге, так это недавно стало в Москве. То есть система построена с точностью до наоборот. Прежде никому не пришло бы в голову ставить геодезиста или землеустроителя над архитектором. Это все равно что если бы медсестра в больнице начала командовать врачом. Поэтому сегодня вопрос о муниципальных архитектурных службах – это вопрос, прежде всего, о статусе главного архитектора города. При осуществлении государством градостроительной политики, т.е. политики учета и координации прав и интересов государства, бизнеса и гражданского общества, статус главного архитектора должен быть не менее вице-мэра. Только тогда он получит реальную возможность проводить градостроительную политику в жизнь, разумеется, совместно со всеми муниципальными службами.

И заключительный вопрос. В письме затронута тема влияния 94-го закона на профессиональную деятельность архитекторов. Какова позиция профессионалов по этой проблеме?

 Проблема 94-го закона в приложении к архитектурной практике является едва ли не ключевой. Это не только вопрос об экономическом и социальном статусе архитекторов, не только вопрос о качестве, читай – безопасности, – объектов капитального строительства, но и, что, может быть, самое главное, – вопрос о будущем отечественной архитектуры.

 Мы знаем, что сегодня практически единственным критерием выбора архитектора для проектирования того или иного объекта является цена проекта. Этим вовсю пользуются подрядные и иные непрофильные компании, профессиональный уровень которых в большинстве случаев вызывает, мягко говоря, сомнение. Опираясь на свои финансовые возможности, они опускают цены на торгах ниже всяких разумных пределов и таким образом выигрывают. Этим они решают одновременно две задачи. С одной стороны, отсекаются профессиональные архитектурные мастерские, которые не могут позволить себе работать по бросовым ценам, с другой – «привязывают» заказчика к себе, т.к. проект выполняется под конкретного подрядчика и строительный подряд, а именно он является истинной целью любого строителя, практически автоматически выигрывается. При этом, разумеется, страдает качество и вырастает стоимость строительных работ. Об архитектуре тут уже говорить не приходится.

 Единственный выход – вывести архитектурно-строительное проектирование из-под действия 94-ФЗ, что означает законодательный запрет на проведение торгов на проектные работы и введение процедуры предквалификации и творческих конкурсов в качестве единственных критериев оценки при подборе архитекторов для практической работы. Творческие конкурсы являются здесь наиболее важным элементом для профессии, т.к. в мировой архитектурной практике именно конкурсы являются «локомотивом» развития архитектуры и играют роль профессиональных лифтов в выдвижении молодых и талантливых архитекторов.

 Кроме того, нужно разработать и утвердить минимальные расценки на проектные работы, основанные на трудозатратах и обеспечивающие минимальный качественный уровень исполнения проекта, а следовательно, безопасность будущего объекта капстроительства. Цены ниже этого уровня должны квалифицироваться как демпинговые, а структуры или специалисты, предлагающие их на проектном рынке, – подпадать под санкции, вплоть до лишения допусков и права работы в профессии.

 И последнее – необходимо ввести законодательный запрет на ведение проектных, а в особенности – архитектурных, работ подрядными и иными непрофильными и афилированными с ними структурами.

 Все эти меры значительно оздоровят ситуацию на проектном рынке и позволят архитектурной профессии развиваться.

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020