Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2011 / 01 / Практикум для генпроектировщика

Мастер-класс

Практикум для генпроектировщика

А.Г. Шашкин

Архитектор в буквальном переводе с греческого – главный строитель. Все существующие проектные специальности родились от архитектора и служили, чтобы помочь ему в стремительно растущей сфере  технических знаний. Помощники настолько преуспели, что иногда из процесса проектирования стал выпадать сам архитектор. Так бывало в приснопамятные советские времена, так случается и сегодня. Но все же в современном мире архитектору удается вернуть себе исходную функцию – стать генеральным проектировщиком. Вот здесь-то и подкарауливают его те опасности, о существовании которых он мог и не догадываться.

Архитектор в буквальном переводе с греческого – главный строитель. Все существующие проектные специальности родились от архитектора и служили, чтобы помочь ему в стремительно растущей сфере  технических знаний. Помощники настолько преуспели, что иногда из процесса проектирования стал выпадать сам архитектор. Так бывало в приснопамятные советские времена, так случается и сегодня. Но все же в современном мире архитектору удается вернуть себе исходную функцию – стать генеральным проектировщиком. Вот здесь-то и подкарауливают его те опасности, о существовании которых он мог и не догадываться.

Прежде всего, теперь архитектор несет ответственность ЗА ВСЕ! Ведь он – генпроектировщик. Он отвечает за точность расчетов, в том числе в любезной моему сердцу геотехнической области. Очень мало здесь может утешить то обстоятельство, что первый в очереди в тюрьму – автор ошибки в расчетах. Убытки прежде всего взыщут с генпроектировщика. Особую прелесть ситуации придает система саморегулирования. Теперь роковая ошибка может погубить не одну организацию, а всю СРО. Для того это и затевалось нашим правительством: расхлебывайте свои проблемы сами, не прячьтесь за СНиП, как за индульгенцию, выданную государством, платить за ваши ошибки государство больше не будет!

С 1 июля 2010 года вступил в силу документ, значение которого до сих пор еще не осознано. Это Федеральный закон 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Если бы мы с нашими коллегами из «Геореконструкции» задумали написать такие нормы, чтоб никто кроме нас не смог бы выполнить, – мы все-таки постеснялись бы написать такое. Кто, например, в подлунном мире в состоянии рассчитать взаимодействие здания и основания, да еще в нелинейной постановке? Это по силам всего нескольким командам в России и за рубежом. По счастью, мы успешно занимаемся такими расчетами последний десяток лет, учим этому американцев, индусов и австралийцев. Почему бы не помочь согражданам?

Другая засада заключается в том, что проектировщик должен сам оценивать достаточность исходных данных для проектирования, в том числе и по геологическим изысканиям. Как тут быть архитектору, если геолог хочет сделать как можно больше изысканий, а заказчик – как можно меньше? Принимай, архитектор, соломоново решение и отвечай за него перед законом. Кстати, закон требует учитывать в расчете реологические свойства грунта. Я думаю, читателю будет интересно выяснить, что эти свойства невозможно достоверно определить ни в лаборатории, ни «в поле» (так геологи называют те испытания, которые проводят на свежем воздухе). Мы потратили двадцать лет для того, чтобы определить реологические свойства коварных питерских грунтов по данным длительных натурных исследований. Мы не держим эту ценную информацию в тайне – все опубликовано. Но вот беда: ни одна компьютерная программа не в состоянии учесть реологию грунта. Как говорится, не от хорошей жизни нам пришлось разрабатывать свой программный комплекс FEM models, способный решать все возможные грунтовые задачи (кстати, он сегодня единственный, который не только сертифицирован на соответствие всем грунтовым нормам, но и верифицирован, то есть проверен на объектах, утыканных датчиками).

Было бы еще полбеды, если бы проектировщики решали привычные задачи, опробованные на множестве объектов. Но сегодня в повестке дня стоит строительство высотных зданий и устройство подземных сооружений, и что самое опасное – на застроенных территориях. Тут нет ни опыта, ни интуиции. Нужны знания. Мы готовы ими поделиться. На страницах этого специального издания мы могли бы предложить провести мастер-класс для генпроектировщика по вопросам геотехнического проектирования в историческом городе на слабых грунтах. Не будем говорить о деталях, интересующих расчетчиков. Сконцентрируемся только на главном, необходимом генпроектировщику. Вот перечень некоторых тем:
• Как избежать неоправданных рисков при устройстве подземных объемов в условиях плотной городской застройки?
• Каковы особенности проектирования высотных зданий в условиях нашего города?
• Имеются ли простые способы контроля достоверности изысканий?
• Как оценить достоверность расчетов, не будучи специалистом?

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020