Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Новости сайта / МЕМОРАНДУМ-2015

МЕМОРАНДУМ-2015

ВСТУПЛЕНИЕ

Цель Меморандума - обобщить и системно изложить консолидированное мнение архитектурного профессионального сообщества по ключевым проблемам профессиональной деятельности архитекторов в РФ. Документ предназначен для ознакомления, постоянного обсуждения  и практического использования, прежде всего, самими практикующими архитекторами. Не в меньшей степени он предназначен для представителей государственной власти, бизнеса и гражданского общества, потому что  реализация целей и задач, изложенных в Меморандуме, соответствует интересам  всех ключевых участников градостроительного процесса. Документ открыт к изменениям и дополнениям.

1. Государственная градостроительная политика:

Стабильная, сбалансированная государственная политика в сфере градостроительства (включающая вопросы отраслевого, стратегического и территориального планирования) во многом определяет судьбу государства.

Непонимание или осознанное противодействие социально-ответственной градостроительной политике приводит к тому, что, используя недостатки градостроительного законодательства, документы по планировке территории делаются исключительно как документы землеустроительного характера. В действующем федеральном градостроительном, земельном, водном, лесном и пр. законодательстве отсутствует иерархия законов по их   значимости для градостроительной деятельности и недостаточно выражена их социальная, общественная ориентация.

В связи с этим профессиональное сообщество архитекторов считает:

1.1.  Необходима модернизация законодательной базы в сфере градостроительной деятельности:

- новая редакция  Градкодекса - нынешняя вызывает обоснованную  аргументированную критику  (см. Приложение 3 – концепция Градкодекса).

- внесение изменений в ряд законов, связанных с градостроительным законодательством (водный, лесной, земельный кодексы и др.).

1.2.  Необходимо создать эффективную структуру управления в сфере государственной градостроительной политики:

а/ Уровень формулирования государственной градостроительной политики:

- создание Совета по градполитике при Президенте РФ;

- создание Советов по градполитике при главах субъектов федерации.

б/  Уровень реализации государственной градостроительной политики

- на федеральном уровне – создание уполномоченного орган по осуществлению   градостроительной политики в структуре Правительства РФ;

- на региональном и местных уровнях – выведение органов архитектуры на местах из подчинения  строительных и других непрофильных комитетов и переподчинение их вновь создаваемой  федеральной структуре в качестве элементов управления градостроительной политикой на местах;

-   руководители региональных и местных органов архитектуры должны получить более высокий статус, лучше всего -  заместителей руководителей местных органов власти.

Ключевым здесь является условие независимости создаваемой структуры управления в сфере государственной градостроительной политики от структур, связанных со строительной деятельностью (в т.ч. Минстрой) в виду их прямой заинтересованности в возможности влиять на градостроительную политику. Землеустроители должны быть подчинены органам градостроительства и архитектуры.

Только при этих условиях государственная градостроительная  политика может быть успешно реализована. 

2. Статус архитектурной профессии:

Проблема низкого статуса архитектурной профессии в нашей стране своими корнями

уходит к известному постановлению ЦК КПСС и Совета министров СССР  от 4 ноября 1955г. №1871 "Об устранении излишеств в проектировании и строительстве", которое поставило архитектурную профессию на колени, полностью подчинив ее строительной индустрии. 

Сегодня прямым следствием существования такой модели  являются:

- высокие цены на  рынке жилья,

- высокая стоимость  строительства других государственных и частных объектов,

- низкое качество строительства и

- чрезвычайно медленное внедрение новейших строительных технологий.

Причина - отсутствие прямого, установленного законом, профессионального контроля деятельности строительных структур, который должен осуществляться архитекторами - профессионалами.

Таким образом,  к настоящему моменту в стране создалась реальная необходимость изменения статуса архитектурной профессии, которая опирается на три фундаментальные предпосылки:

1. Государство отказалось регулировать проектно-строительную деятельность;

2. РФ подписала Болонскую хартию в сфере образования;

3. РФ вступила в члены ВТО.

1. Отказ государства от административного регулирования проектно-строительной деятельности означает смену модели управления отрасли,  переход на чисто рыночные методы управления. Это подразумевает наделение архитектора функциями агента, профессионально подготовленного представителя Заказчика, независимо от того какой это Заказчик - государственный или частный.

2.  РФ подписала Болонскую хартию.

В соответствии с обязательствами, принятыми РФ после подписания Болонской хартии, в России  принят  новый  Федеральный Закон «Об образовании в РФ».

В соответствии с  положениями  нового  закона устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование - бакалавриат;

3) высшее образование- магистратура;

4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации;

5) дополнительное профессиональное образование.

В соответствии с Международными Стандартами профессионализма в архитектурной  практике первые четыре степени являются "академическими", т.е. присуждаются выпускникам средних и высших учебных заведений по результатам получения навыков, знаний и компетенций – академических (теоретических), недостаточных  для осуществления полноценной профессиональной деятельности  в рамках  квалификации.

Россия, присоединившись к Болонской хартии, должна ввести еще одну, профессиональную степень – степень  практического архитектурного образования, предшествующую присвоению физическому лицу квалификации архитектора.  Такая постановка вопроса предполагает создание уполномоченной профессиональной организации архитекторов и наделение ее правом присуждения, после соответствующей процедуры, профессиональной квалификации архитектора.

3. РФ вступила в члены ВТО.

Согласно принятым стандартам ВТО правом ведения самостоятельной  профессиональной деятельности на рынке архитектурно-проектных услуг обладают только квалифицированные архитекторы.

Российские архитекторы в правовом смысле не являются сегодня квалифицированными архитекторами, т.к. в нашей стране отсутствует сама процедура присуждения (подтверждения) профессиональной квалификации.  Это ставит их в заведомо неравные  условия в конкурентной борьбе с иностранными коллегами на рынке архитектурно-проектных услуг. Более того, благодаря этому существует реальная угроза полного уничтожения национальной архитектурной школы, т.к. российские архитекторы рискуют быть полностью вытесненными даже со своего, российского рынка.

Таким образом, в условиях членства России в ВТО переход к  международно-признанной  модели профессиональной квалификации  архитекторов, а, следовательно – и повышения статуса архитектурной профессии в нашей стране,  становится абсолютно необходимой.

Для практического решения этой задачи необходимо:

2.1. Формирование высокого правового статуса архитектора.

- Введение в действующее гражданское законодательство понятия «профессиональной деятельности»;

- Принятие поправок в Градостроительный кодекс РФ;

- Принятие поправок в «Закон об архитектурной деятельности в РФ» на основе проекта поправок, подготовленных САР.

2.2. Введение системы присуждения персональной профессиональной квалификации архитекторов.

Существующую систему саморегулирования юридических лиц, осуществляющих архитектурно-проектную деятельность, необходимо дополнить  (впоследствии, возможно, заменить) системой присуждения персональной профессиональной квалификации физических лиц (архитекторов), которые:

- прошли курс послевузовской практической подготовки (интернатуру);

- прошли процедуру профессиональной квалификации;

-  имеют квалификационный аттестат;

- являются членами уполномоченной  общенациональной профессиональной организацией архитекторов;

-  состоят в национальном реестре аттестованных архитекторов;

 - соблюдают стандарт профессиональной деятельности и кодекс профессиональной этики;   

 - застраховали свою  профессиональную ответственность в соответствии с требованиями действующего законодательства.

2.3. Уполномоченная общенациональная профессиональная организация архитекторов.

Необходимо добиваться передачи государством функции уполномоченной общенациональной профессиональной организации архитекторов Союзу архитекторов России.

2.4. Уполномоченный государственный орган

Необходимо добиваться передачи функции уполномоченного государственного органа по надзору за архитектурной деятельностью государственному уполномоченному «Органу по осуществлению градостроительной политики и контролю за осуществлением архитектурной деятельности в РФ» (см.п. 1 Меморандума).

2.5. Возврат в архитектурно-проектную деятельность практики архитектурных (творческих) конкурсов

В мировой практике творческие архитектурные конкурсы являются основными критериями оценки при выборе архитекторов для выполнения заказов, в т.ч. по государственным контрактам. Архитектурные конкурсы являются одним из наиболее важных элементов для архитектурной профессии, т.к. именно конкурсы являются «локомотивом» развития архитектуры и играют роль профессиональных лифтов в выдвижении молодых и талантливых архитекторов.

Сегодня проводимые в стране архитектурные конкурсы неэффективны, а их результаты вызывают растущее недоверие у публики и профессионалов.

Для возврата в архитектурно-проектную деятельность полноценных архитектурных (творческих) конкурсов необходимо:

- принять закон (возможно, положение) об архитектурных конкурсах, опирающийся на рекомендации международного Союза архитекторов, отечественный опыт и здравый смысл. Конкурсы должны быть, как правило, открытыми, публичными, доступными для молодых архитекторов, что исключает требование внесения больших залогов, избыточный список представляемых документов, необъяснимый состав жюри (конкурсных комиссий).

- считать недопустимой дискриминацию отечественных архитекторов и немотивированное предпочтение организаторами конкурсов иностранцев.

 3. Архитектурное образование

Кризис высшего образования и одновременно его глобализация –   два современных вызова, которые имеют общецивилизационную природу и сегодня становятся предметом общественного обсуждения.  Очевидно, что  формы обучения, принятые в индустриальную эпоху будут меняться на новые формы, характерные для «постиндустриальной эпохи – экономики «услуг», «креативной экономике», «экономике знаний», «производстве инноваций»…Усложнение роли архитектора обязывает  архитектурное сообщество принимать во внимание существование сложных и многосторонних изменений в мире в процессе борьбы за непрерывное усовершенствование Архитектурного Образования.

«И если раньше в эпоху индустриализации ……профессиональный портрет специалиста представлял человека, овладевшего стандартным пожизненным пакетом квалификаций, способного занять стандартную должность, откуда проистекали четкое отраслевое деление профессионального образования, …… то в постиндустриальном обществе производство существенно сложнее и динамичнее. Оно востребует совершенно иной тип образованных людей – людей, способных ставить и решать задачи в рамках сложной деятельности, обладающих профессионально-образовательным опытом. Требования к квалификации (перечень усвоенных знаний и умений) заменяется на требования к компетентности как способности принимать верные решения в динамичных процессах. Организовывать работу свою или свою работу с другими участниками деятельности. И если специальность подтверждается документом об образовании, то компетентность – профессиональными центрами оценки, выявляющими степень готовности человека к выполнению определённого вида деятельности путем ее оценки  в специальных модельных ситуациях – на практике, подтвержденные практическим портфолио и профессиональным экзаменом на квалификацию».

Профессиональный цех выражает глубокую  обеспокоенность  ситуацией в отсутствии в России построения современной цепочки непрерывного образования по развитию архитектурной профессии в динамично меняющемся мире.

Результативность построения эффективной образовательной системы – системы непрерывного образования в РФ - непосредственно связана  с развитием организационно-правовых условий, обеспечивающих повышение качества профессиональной деятельности в области архитектуры и градостроительства и ориентированных на безопасность в строительстве. Перед цехом стоит  целый ряд вызовов, требующих расширения профессиональных знаний, повышения уровня квалификации, продолжение разработки профессиональных стандартов, что, в свою очередь, позволит дать ответ на состоявшееся присоединение России к ВТО.

На повестке дня – гармонизация новых стандартов образования, установленных законом об образовании в РФ,  с профессиональными стандартами архитектурной деятельности.

Исходя их принципов непрерывности профессионального архитектурного образования, установленных в Хартии ЮНЕСКО—МСА Архитектурного Образования и Соглашения МСА по Рекомендованным международным Стандартам Профессионализма в Архитектурной Практике, необходимо легализовать основные позиции, изложенные в Российском Стандарте  профессиональной  деятельности архитектора, на основе которых  будут приняты КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЗОВАНИЮ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ АРХИТЕКТОРА в РФ.

Эти    требования  последовательно включают 8 позиций:  

 3.1.Определение понятия «архитектор» и требования к его квалификационной подготовке. (см. текст Меморандума…)

 3.2. Построение Системы непрерывного архитектурного образования в России (Хартия Юнеско-МСА):

- среднее специальное образование – высшее  академическое профессиональное образование (бакалавр-магистр)- практическая стажировка – сдача квалификационного экзамена на право ведения профессиональной деятельности – получение квалификации архитектор – повышение профессиональной квалификации/дополнительное образование.

 3.3. Принятие мультидисциплинарных целей образования, сформулированных в Параграфе п. 2. Хартии,  которое является важным для адекватного определения структуры, в пределах которой должно развиваться архитектурное обучение.

Чтобы студент мог достичь необходимой компетентности и зрелости,  Хартия предусматривает программу обучения, рассчитанную на полную рабочую неделю в течение 5-ти лет в университетском или эквивалентном учреждении, плюс, по крайней мере, 2 года практического опыта в архитектурном офисе, из которых 1 год может быть до окончания и 1 год - после окончания программы обучения.

Хартия также устанавливает критерии для обучения с целью определения архитектурного проекта как синтеза знания и приобретенных навыков и требует, чтобы преподаватели поддерживали непрерывное взаимодействие между профессиональной практикой и обучением архитектуре.

3.4. Введение практической  послевузовской подготовки выпускников высших учебных заведений (интернатура), как необходимый элемент профессиональной подготовки  архитекторов перед аттестацией.

 В соответствии с Международными Стандартами профессионализма в архитектурной  практике (ACCORD) степень бакалавра и степень магистра являются "академическими", т.е. присуждаются выпускникам ВУЗов по результатам получения навыков, знаний и компетенций – академических,   т.е. теоретических,  недостаточных  для осуществления полноценной профессиональной деятельности,  в рамках  квалификации. Третья степень – «квалифицированный архитектор»,  согласно международным правилам, дает полноценное  право заниматься профессиональной деятельностью и присуждается соискателю уполномоченными профессиональными  организациями (Союзами, Палатами и т.п.) после прохождения кандидатом процедуры аттестации (лицензирования), включающей:

- период  специально направленной практической послевузовской подготовки в течение минимум  2-5 лет в зависимости от имеющейся степени и уровня образования;

- сдачу квалификационных  экзаменов (в различных формах);

- присуждение  профессиональной квалификации и выдача лицензии;

- вступление в члены профессиональной организации.

Введение профессиональной ступени практического архитектурного образования, предшествующей присвоению физическому лицу соответствующей квалификации в развитых странах уже давно является нормой. И Россия, присоединившись к ВТО,  должна  стремиться соответствовать существующим требованиям.

 Политика САР предлагает получение статуса уполномоченной профессиональной организации архитекторов и наделение ее правом присуждения, после соответствующей процедуры, профессиональной квалификации для практической деятельности архитектора.

3.5. Положение о квалификационной аттестации архитекторов (ACCORD (Рекомендуемые стандарты профессионализма в практической деятельности архитектора). (см. Положение о  квалификационной аттестации САР)

3.6. О дополнительном профессиональном образовании (Рекомендуемые стандарты профессионализма в практической деятельности архитектора ACCORD) (Хартия Юнеско-МСА) (Закон «Об образовании в РФ».)

Дополнительное профессиональное образование (в соответствии с Законом «Об образовании в РФ») осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).  Постоянное пополнение знаний и участие в программах (непрерывного) дополнительного архитектурного образования является обязанностью каждого аттестованного (квалифицированного) архитектора. Прохождение программ непрерывного образования является обязательным условием регулярного возобновления архитектурной лицензии. Требования к уровню, содержанию и объёму переподготовки и формам подтверждения участия в программах дополнительного образования разрабатываются и пересматриваются НПА совместно с Советом САР по архитектурному образованию и аттестации. 

3.7. Вопросы  общественно-профессиональной аккредитации учебных программ (Закон «Об образовании в РФ».) (ACCORD Рекомендуемые стандарты профессионализма в практической деятельности архитектора). Формирование независимого  рейтинга архитектурных школ РФ (Закона «Об образовании в РФ».) В соответствии с Законом «Об образовании в РФ»  в России  вводится профессионально-общественная аккредитация образовательных программ, которая представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такую образовательную программу в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающие требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля.

Эта важная для архитектурной профессии норма позволит  профессиональному цеху защитить на основе положений Профессионального стандарта и без того немногочисленные высшие учебные заведения архитектурного профиля от чиновничьего произвола.

3.8. Связь будущего развития профессии с непрерывным совершенствованием методик образовательной подготовки.

 4. Проектный рынок и профессиональная деятельность архитектора

 Текущее состояние рынка архитектурно-проектных услуг характеризуется с одной стороны крайней степенью его монополизации крупными, главным образом, проектно – строительными структурами, с другой – резким падением качества проектирования,  засилием непрофессиональных и полупрофессиональных проектных фирм, а так же отсутствием системы жесткого квалификационного отбора участников профессиональной архитектурной деятельности. В результате под угрозу поставлено само существование национальной архитектурной школы в нашей стране.

Для исправления ситуации необходимо решить три ключевые проблемы

1. Несмотря на принятие  ФЗ №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» у подрядных и иных непрофильных компаний остается возможность участвовать в тендерах на проектные работы. Опираясь на свои финансовые возможности, они используют демпинговые цены и выигрывают торги. При этом разница в цене позднее компенсируется за счет удорожания строительных работ. Независимые архитектурные мастерские не могут позволить себе работать по бросовым ценам. Отсутствие профессионального контроля над подрядчиком со стороны архитектора приводит к  росту стоимости строительных работ и падению  их качества. Об архитектуре здесь говорить уже не приходится.

2. Одной из ключевых  проблем  на рынке государственного проектного заказа являются обязательные залоги - требование абсурдное и абсолютно неподъемное для независимых архитектурных мастерских, т.к. архитектурно-проектные мастерские, будучи субъектами прежде всего профессиональной, а не коммерческой деятельности, как правило не имеют необходимого количества свободных оборотных средств и имущества, достаточного для получения банковских гарантий.   

Следствием такого положения вещей является практически полная изоляция наиболее профессиональных, наиболее состоятельных в творческом плане архитектурных  мастерских от рынка государственного заказа, объем которого       составляет по разным  оценкам от 50 до 85% общего объема заказов на проектные  работы в стране.

3. Третьей ключевой проблемой деятельности архитекторов на российском проектном рынке являются расценки на проектные работы. Существующая практика проведения тендеров на понижение цены, как было показано выше, ведет проектный рынок к полной дезорганизации и ставит под сомнение обеспечение безопасности проектируемых объектов. Ведь именно на стадии проекта  закладываются все ключевые архитектурные, конструктивные, технические  характеристики, т.е. закладывается уровень безопасности будущего здания. Очевидно, что существующая модель формирования проектной цены противоречит самой идее безопасности.  Следовательно, необходимо установить минимальные расценки на проектные работы, основанные на трудозатратах и обеспечивающие минимальный качественный уровень исполнения проекта, а, следовательно,- и безопасность будущего объекта капстроительства. Цены ниже этого уровня должны квалифицироваться как демпинговые, а структуры или специалисты, предлагающие их на проектном рынке – подпадать под санкции, вплоть до лишения допусков и права работы в профессии. 

Для эффективного решения этих проблем необходимо:

4.1.  Выведение архитектурной профессии из-под давления строительного бизнеса

-  в антимонопольном законодательстве необходимо закрепить норму,  запрещающую  совмещение  функций архитектора и подрядчика, застройщика и подрядчика в одном лице.

- в действующем законодательстве закрепить норму, запрещающую ведение  архитектурно-проектных работ подрядными, непрофильными и аффилированными с ними структурами.

-   ввести запрет на проведение тендеров на проектные работы совместно с тендерами на изыскательские  работы (или устанавливать в качестве обязательного условия участия в тендере требования  проведения архитектором изыскательских работ) и подрядные работы.

-  на рынке государственного заказа ввести законодательный запрет на залоги и предоставление банковских гарантий для архитектурно-проектных мастерских при проведении торгов на проектные работы и ввести обязательную процедуру предквалификации и(или) творческих конкурсов в качестве главных критериев оценки при подборе архитекторов для практической работы.

- считать порочной практику борьбы не за качество проектных решений, а за снижение

сроков и стоимости проектных работ. Дешевое проектирование прямо ведет к многократному увеличению сроков и стоимости строительства. В перспективе – добиваться полной отмены тендеров  на проектные работы на рынке государственного и частного заказа.

- ввести минимальные (по трудозатратам) расценки на проектные работы для обеспечения минимального уровня безопасности объектов капстроительства в РФ. Цены ниже этого уровня должны квалифицироваться как демпинговые, а структуры или специалисты, предлагающие их на проектном рынке – подпадать под санкции,  вплоть до лишения допусков и права работы в профессии.

4.2. Возврат в архитектурно-проектный процесс необходимых проектных стадий

1. ТЭО – технико-экономическое обоснование  – определение основных экономических и технических параметров будущего объекта капстроительства;

2. Эскизный проект – определение основных объемно-пространственных и объемно-планировочных характеристик будущего объекта капстроительства;

3.  Проектная документация (существует) – разработка комплекта проектной документации для прохождения экспертизы;

4. Тендерная документация – разработка комплекта проектной документации необходимой и достаточной для проведения тендера на строительный подряд;

5. Рабочая документация (существует) – разработка комплекта рабочих чертежей для ведения строительства;

6. Авторский надзор – ввести в качестве обязательной стадии – для осуществления надзора за качеством, сроками и порядком ведения строительных работ, координировать функции авторского и технического надзора;

7. Прием объекта в эксплуатацию – с обязательным подписанием акта приемки архитектором – автором проекта – процедура, удостоверяющая, что объект построен в полном соответствии с утвержденным проектом и с надлежащим качеством.

Профессиональное сообщество архитекторов уверено, что реализация  вышеуказанных предложений  значительно оздоровит ситуацию на проектном рынке и позволят архитектурной профессии свободно развиваться.   

 5. Техническое регулирование и нормирование в сфере  градостроительных отношений

  До начала 2000-х годов в России действовала нормативная база СССР, включавшая:

  - государственные стандарты (ГОСТ);

  - строительные нормы и правила (СНиП);

  - ведомственные и отраслевые документы  (ВСН, НПБ, СанПиН и т.д.).

Обязательность применения нормативных документов определяла общий для всех субъектов проектно-строительной деятельности уровень ответственности, а известная строгость требований – также единый уровень качества.

 С выходом  закона «О техническом регулировании» структура нормативных отношений кардинально изменилась. Важнейшим принципом закона является двухступенчатая модель технического регулирования:

обязательные требования устанавливаются техническими регламентами;

- реализация обязательных требований осуществляется с помощью документов стандартизации добровольного применения – стандартов разного уровня (межнациональных, национальных, стандартов предприятий и саморегулируемых организаций и т.п.), и сводов правил. 

Принцип добровольности  успешно реализован в области нормирования пожарной безопасности. Но для остальных сфер регулирования приняты правила обязательного исполнения нормативных требований, что разрушает базовый принцип закона «О техническом регулировании». Это создает не просто юридический нонсенс, но затрудняет диалог проектировщиков и строителей с надзорными и властными органами, и препятствует гармонизации российского и международного законодательства.

С другой стороны, сегодня в России действует противоречивая и неработоспособная двухветвевая система нормирования градостроительных отношений:

- техническое регулирование - технические регламенты обязательного применения и документы стандартизации декларативно-добровольного, а на практике в большинстве обязательного применения;

- санитарное нормирование - санитарные правила обязательного без исключений применения.

 Профессиональное сообщество архитекторов уверено, что нужно приводить нашу нормативную базу в соответствие с международными требованиями. Для гармонизации национальных правил в соответствии с международными требованиями необходим порядок на внутригосударственном уровне. Национальная нормативная база должна быть понятна и российским субъектам градостроительных отношений, и зарубежным специалистам и инвесторам. Поэтому:

5.1. Необходима реализация принципа добровольности в области стандартизации, применяемого ко всем сферам нормирования, рассматриваемого и как основной инструмент гармонизации российского законодательства, и как необходимое условие технологического  и творческого развития.

5.2. Необходимо объединение технического регулирования  и санитарного нормирования в цельный нормативный блок. Санитарные правила должны быть отнесены к документам области стандартизации, по аналогии со СНиПами, имеющими статус сводов правил.

5.3. Для завершения цельной модели объединенного нормирования необходима четкая вертикальная структура:

- закон «О техническом регулировании»;

- основополагающий Технический регламент «О безопасности зданий и сооружений»;

 - профильные Технические регламенты по нормируемым видам требований (действующий сегодня перечень видов, разумеется, может расширяться);

 - профильные комплекты стандартов и сводов правил к каждому техническому регламенту, по аналогии с уже действующей схемой нормирования пожарной безопасности.

     Технические регламенты по определению устанавливают требования обязательные, стандарты и своды правил призваны на добровольной и альтернативной основе регулировать все частные вопросы.

5.4. Связная модель технического регулирования полноценно обеспечит требования безопасности и должна включать:

- типологические нормативы (жилые, общественные, производственные и иные объекты);

- стандарты по специализированным видам деятельности (архитектурная, конструкторская, технологическая, инженерная и иные виды деятельности). Такие стандарты, относимые ко всем требованиям безопасности и эффективности, обеспечат взаимосвязь между профильными техническими регламентами, и, тем самым, единый уровень качества.

При совершенствовании системы нормативных отношений требуется четкая взаимосвязь норм технического и санитарного регулирования  и нормативов градостроительного проектирования. Градостроительным законодательством должны быть однозначно установлены сферы применения нормативов градостроительного проектирования и статус их действия.

 5.5.  Государство должно организовать работу по оптимизации модели нормирования с участием всех заинтересованных сторон.

Национальная нормативная база должна создаваться и совершенствоваться на основе государственного заказа, с выбором лучших специалистов на конкурсной основе. Исключительно важно, с учетом несовершенства законодательства о государственных закупках, разработать механизмы, исключающие:

- участие в работе непрофессионалов;

- лоббирование интересов отдельных ведомств и лиц;

- иных коррупционных проявлений.

При разработке национальной нормативной базы необходима всемерная поддержка нормотворческой деятельности силами профессиональных организаций и объединений. Роль профессиональных и общественных организаций может заключаться в:

- обеспечении квалифицированными кадрами;

-  экспертных оценках проектов документов, в том числе на взаимное соответствие;

- выработке единой общепринятой терминологии;

- постоянном контроле качества.

 

Профессиональное сообщество архитекторов убеждено: российская архитектура и строительство нуждаются не в западных «типовых» проектах, и не в создании зон, свободных от отечественного нормирования, а в выходе из технологического и организационного тупика. Ключ к быстрому и профессиональному решению проблем нормирования вопросов градостроительных отношений - в системном подходе и в привлечении к нормативному творчеству опытных профессионалов-практиков.

 6.  Экоустойчивая архитектура

Создание здоровой, экологически ответственной, эффективной  среды неразрывно связано с экоустойчивой архитектурой, опирающейся на концепцию Устойчивого развития, которое предполагает развитие общества без ущерба будущим поколениям. Принципы и нормы экоустойчивой архитектуры стали основным направлением развития архитектуры, строительной отрасли и девелопмента недвижимости в современном мире.  Ведь продуманное объемно-пространственное проектирование, вместе с выбором эффективных материалов и технологий, могут на 50-80% снизить негативное влияние на окружающую среду.

1.  В этой сфере Россия заметно отстает даже от своих ближайших соседей – Белоруссии и Казахстана, причинами чего являются:

- "сырьевая экономика",

-  отсутствие национальных стандартов экоустойчивого строительства,

- несовершенное законодательство,

-  крайне консервативная нормативная база.

На сегодняшний день в нашей стране из всего спектра экоустойчивых мероприятий акцент делается только на энергоэффективности, что явно недостаточно. Преобладающий инженерный подход заключается в опоре на технические возможности и рационализм и не рассматривает всю сложность человеческого поведения. Инженерным возможностям недостает социально-культурных отправных точек и стратегий для достижения цели. Все мероприятия, реализуемые сегодня по сути являются оптимизацией отдельных аспектов строительства, в то время как требуется внедрение концепции всеохватывающих экоустойчиво-ориентированных принципов планирования, в которых экономические, экологические и социальные аспекты рассматриваются во взаимном влиянии друг на друга.

2.   Профессиональное архитектурное сообщество уделяет особое внимание этим вопросам и поддерживает все начинания по развитию экоустойчивого строительства. С этой целью Союз архитекторов России учредил:

-  междисциплинарное Некоммерческое партнерство "Содействие устойчивому развитию архитектуры и строительства - Совет по "зеленому" строительству" (НП СПЗС) (2010г.)

- координационный совет в области "зеленого строительства" (2013г.).

В их состав  вошли многие научные, экологические, производственные, учебные организации, в том числе Российская академия архитектуры и строительных наук (РААСН), МГУ, МГСУ, МАРХИ. Были созданы региональные отделения НП СПЗС в Центральном, Северо-Западном и Южном Федеральных округах.

3.  К началу 2015г. НП СПЗС:

-  разработало национальные Стандарты экоустойчивой архитектуры. Они опираются на взаимодействие технологической инженерно-направленной деятельности и социально-культурных запросов, базирующихся на ценностных показателях. Отличительной особенностью является ориентация на жизненный цикл объекта строительства.

- Стандарты экоустойчивой архитектуры зафиксированы в Системе добровольной сертификации (СДС) "Оценка экоустойчивости среды САР-СПЗС".

- СДС САР-СПЗС была зарегистрирована в Федеральном агентстве по метрологии и стандартизации (Росстандарте) в 2013г.

Архитекторы более других участников строительного процесса заинтересованы в поиске эффективных решений, в постоянном обновлении материалов и технологий, в прозрачности полученных результатов, которые недостижимы без разработки и внедрения концепции всеохватывающих экоустойчиво-ориентированных принципов планирования. Эти принципы необходимо развивать в трех направлениях:

6.1. Информирование - вести широкое оповещение общества, профессионалов, бизнеса и власти о преимуществах экоустойчивой архитектуры, которая способствует не только эффективному сбережению ресурсов, сохранению природы и созданию дружелюбной среды, но и развитию архитектурного формообразования и современных методов строительства, внедрению инновационных материалов и созданию новых рабочих мест;

6.2. Регулирование - содействовать внедрению экоустойчивых стандартов в практику проектирования, строительства и управления недвижимостью, вводить систему оценки жизненного цикла в строительстве, законодательно разделить профессиональную архитектурную деятельность и строительный бизнес, принять законы по стимулированию экоустойчивого строительства;

6.3. Образование - разрабатывать учебные программы по экоустойчивому подходу для архитектурных и строительных вузов, создавать центры повышения квалификации для профессионалов и постоянно действующие демонстрационные залы для пользователей.

Лучшим аргументом в пользу экоустойчивой архитектуры могут стать реализованные проекты таких зданий и поселений. Профессиональное архитектурное сообщество призвано объединить вокруг себя всех участников этого процесса.

 7.  Сохранение и Реставрация памятников архитектуры

08.04.2015, 2885 просмотров.

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020