Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

СРО НП «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Статьи сайта

Статьи сайта

09 марта 2017г.

Никита Явейн: "Архитектура – дело коллективное"

Никита Явейн, заслуженный архитектор России, действительный член Российской академии архитектуры и строительных наук, профессор Санкт-Петербургского Государственного Академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (Академии Художеств), руководитель Архитектурного бюро «Студия 44».

10 февраля 2017г.

Виктор Логвинов: От «зеленого строительства» к природо-интегрированной архитектуре. Принцип взаимосвязи сред

ОТКРЫТОСТЬ – фундаментальное свойство всего живого, обеспечивающее постоянный круговорот между внутренней и внешней средой, без которого биосистема погибает от недостатка необходимых веществ, энергии или жизненно важной информации. Более того – ОТКРЫТОСТЬ – свойство любой сложной реальной физической или социальной системы.

Архитектура, как оболочка, «вторая кожа», «панцирь», отделяющая и защищающая человека от внешней среды, не может быть абсолютно открытой, но и не должна становиться абсолютно закрытой, непроницаемой преградой, между человеком и природой, так как и то и другое таит в себе смертельную опасность.

Именно в этом проявляется ограниченность и противоестественность концепции «Трех Нулей» - идеи создания зданий, которые ничего не выделяют и ничего не поглощают из внешней среды, т.е. идея полной, изоляции находящегося в здании человека от природы. Хотя исторически стремление к закрытости архитектуры имеет очень весомые объяснения и глубочайшие традиции.

12 января 2017г.

Николай Шумаков: Курс «Авторские практики» – инициатива своевременная

Николай Иванович Шумаков, заведующий кафедрой «Комплексная профессиональная подготовка» МАрхИ, президент Союза архитекторов России, президент Союза московских архитекторов, академик Российской академии художеств:

– Наше государство занимает 1/3 часть пространства Евразии, при этом на комплексно освоенные территории приходится менее 1% общей площади России. Мы живем в огромной и все еще недостроенной стране, а многое из того, что построено, уже сегодня нуждается в безотлагательной реконструкции и обновлении в соответствии с цивилизованными нормами жизни людей.

Одна из причин сложившейся ситуации – острая нехватка в России архитекторов. По такому показателю как количество практикующих архитекторов на душу населения мы значительно отстаем от большинства стран Европы и некоторых государств Азии. Это положение усугубляется тем, что далеко не все выпускники отечественных архитектурных вузов идут в профессию и находят себя в ней.

26 декабря 2016г.

Архитектурная концепция православного монастыря как «Града небесного на земле»

Целое тысячелетие неотъемлемой частью русской жизни была православная церковная культура, основные качества которой воплощала жизнь монастырская. Монашеские обители были, есть и будут осуществлением идеи «дома Божия» на земле, средоточием духовного образа православного человека и российского ландшафта, создателями архитектурного облика русской земли.

История русского монастырского строения начиналась в XI веке. К началу XX века на территории России располагалось более полутора тысяч монастырей, пустыней, скитов и общин.

Их неоднократно постигало запустение от людского нерадения и царской немилости, разорение от военных нашествий и ветшание от времени. Менявшиеся художественные вкусы и архитектурные стили тоже сильно влияли на пространственный облик обителей.

26 декабря 2016г.

Павел Алешин: архитектор «150 профессий»

В наше время, когда некоторые братские народы истерически пытаются найти в себе ультимативные отличия, в поисках самостийности и национальной идентичности – затоптать в грязь общую историю, биографии великих отечественных классиков архитектуры всё возвращают на свои места. Их жизнь приводит к общему знаменателю единство судьбы и таланта на просторах двух империй, последовательно сменивших друг друга, и заложивших крутые творческие виражи в судьбе многих зодчих.

Одним из них стал Павел Федотович Алешин – сын киевского плотника, великий русский и украинский архитектор, действительный член Академии архитектуры УССР, почетный член Академии строительства и архитектуры, доктор архитектуры, чье наследие сохранилось в Санкт-Петербурге, Киеве, Краснодаре, Вятке, Казани, Екатеринбурге, Мурманске, Ростове-на-Дону, Грозном, Геленджике, Запорожье, Горловке, Виннице, Харькове, Москве.

В этом году профессиональное сообщество отметило его 135-летие с года рождения. Кстати, его 100-летний юбилей отмечен в календаре ЮНЕСКО! Добавим из международного признания - конструктивисткое здание Дома врача, построенное по проекту Алешина попало в Британскую энциклопедию.

15 декабря 2016г.

Золотые корабли архитектора Захарова

В столице северной томится пыльный тополь,

Запутался в листве прозрачный циферблат,

И в темной зелени фрегат или акрополь

Сияет издали, воде и небу брат.

 

Ладья воздушная и мачта-недотрога,

Служа линейкою преемникам Петра,

Он учит: красота - не прихоть полубога,

А хищный глазомер простого столяра.

 

Нам четырех стихий приязненно господство,

Но создал пятую свободный человек.

Не отрицает ли пространства превосходство

Сей целомудренно построенный ковчег?

 

Сердито лепятся капризные Медузы,

Как плуги брошены, ржавеют якоря -

И вот разорваны трех измерений узы

И открываются всемирные моря!

(Осип Мандельштам, "АДМИРАЛТЕЙСТВО")

 

В этом году исполнилось 255 лет с года рождения великого русского зодчего рубежа 18-19 веков - Андреяна Дмитриевича Захарова. Человека, беззаветно отдавшего себя и свой талант служению её величеству Архитектуре.

01 декабря 2016г.

Копирайт на произведения дизайна и архитектуры

Дизайнер или архитектор, создавая проект, макет, концепцию или иное решение по организации пространства, рассчитывает на то, что именно его имя будет горделиво значиться на экземпляре произведения, и никто другой не сможет самовольно заимствовать результаты его творчества и паразитировать на таланте автора. Авторское право (копирайт) как раз и призвано защищать автора от недобросовестных посягательств на его работы, наделяя его временной монополией на использование созданных им произведений.

Надо сказать, что действие копирайта распространяется на любые произведения науки, литературы и искусства, независимо от их оригинальности или общественной, культурной значимости. При этом авторское право защищает только те произведения, которые, во-первых, созданы непосредственно человеком, а, скажем, не автоматическими действиями компьютерной программы; во-вторых, обладают творческим характером (который предполагается, если не доказано иное); в-третьих, выражены в объективной форме (идеи, методы, концепции, как таковые, не подлежат охране).

В области дизайна и архитектуры к объектам, охраняемым авторским правом, в частности, относятся: здания, сооружения, интерьер, архитектурные проекты, чертежи, изображения, макеты (2D, 3D).

01 декабря 2016г.

Рациональный Шретер русской эклектики

Сегодня многие независимые государства, чьи территории были неотъемлемой частью Российской империи, отрекаясь и поливая грязью имперское прошлое, скромно записали в свой национально-государственный актив уникальное архитектурное наследие.

Мощный и выразительный градостроительный шлейф, который создавался общими усилиями всей страны, и придавший бывшим российским городам столь ожидаемый европейский лоск.

Что объединяет, например, здания Мариинского, Киевского, Нижегородского, Тифлисского и Иркутского театров и Одесского вокзала? Имя и авторство талантливого архитектора, балтийского немца из Санкт-Петербурга, организатора Петербургского общества архитекторов и куратора журнала «Зодчiй» – Виктора Александровича Шретера.

В этом году исполнилось 115 лет с момента его смерти в 1901 году. Поэтому мы решили вспомнить жизнь и творчество этого удивительного человека и зодчего.

19 января 2016г.

Интервью А. Бокова с Е. Летвинцевой «Профессиональная деятельность архитектора - не предпринимательство»

- Каким был уходящий год для архитектурного сообщества? Был ли он богат на события, какие из них представляются Вам наиболее важными?

- Если речь о событиях в мире, то они находят отражение на главных информационных ресурсах, которым принято доверять: CNN, Bloomberg Business, ВВС. Это по-прежнему то, что было построено в Европе, США, ОАЭ, Китае, Корее, на Тайване Херцогом и де Мерон, Захой Хадид и Жаном Нувелем. Приятной неожиданностью стало присуждение Притцкеровской премии чилийцу Алехандро Аравене за доступное жилье.

Что касается России, то, пожалуй, главным нашим успехом является выступление Никиты Явейна на World Architecture. Итоги этого фестиваля сопоставимы по значимости с Притцкеровской премией. Но его цель - не столько отметить конкретного архитектора, сколько выстроить «картину мира» и назвать те работы, в которых она наиболее точно и убедительно предъявлена. Это не столько формирование тренда, сколько попытка ответить на вопросы, что есть архитектура, что есть город. «Студия 44» Никиты Явейна представила две свои работы - Школу балета имени Эйфмана и конкурсное предложение по центру Калининграда, и обе они заняли первые места в соответствующих номинациях. Явейн заслуженно обошел звезд вроде BIG, и это обнадеживающий, «знаковый» для всех нас результат.

Можно вспомнить и о позитивной реакции публики на участие России в Международной Биеннале урбанистики и архитектуры UABB в Шеньжене. И если на World Architecture предметом внимания являлся архитектурный объект, дом, здание, то в Китае была представлена градостроительная, урбанистическая программа, подготовленная Андреем Асадовым.

21 августа 2015г.

О биеннале «Архитектура Петербурга 2015» рассказывает В.А. Григорьев

В Петербурге одновременно происходит множество разных событий. И многие из них, даже самого высокого международного уровня, проходят незаметно для большинства горожан. Так многие горожане пропустили интереснейшее событие – биеннале «Архитектура Петербурга 2015», целую неделю, с 14 по 20 апреля, проходившее в Мраморном зале Этнографического музея.

Биеннале «Архитектура Петербурга 2015» собрала в здании Этнографического музея известнейших архитекторов из разных стран мира. На ней был подведён итог пятнадцатилетней деятельности ведущих архитектурных мастерских нашего города. Собранные в одном месте фотографии, макеты, планы, эскизы позволили посетителям осмыслить, как развивалась архитектура нашего города в новом тысячелетии. Здесь можно было побеседовать с авторами уже осуществлённых проектов и понять, как они мыслили, проектируя и строя то или иное здание. Здесь можно было познакомиться с новейшими градостроительными идеями, которыми руководствуются архитекторы Голландии, Англии, Швеции, Норвегии…

О выставке рассказал главный архитектор города Владимир Анатольевич Григорьев.

Страница 1 из 2   1 | 2 | >  | Последняя >>

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2017