Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Статьи сайта / Архитектор Владимир Щуко: классик неоклассики

Архитектор Владимир Щуко: классик неоклассики

В этом году исполняется 140 лет с момента рождения русского/советского архитектора и театрального художника Владимира Щуко, чьё имя навсегда вплетено в историю отечественной архитектуры – в знаковых объектах неоклассицизма первой половины 20 века.

Но начать стоит с неожиданного поворота - властей современной профашисткой Украины, взявших курс на десоветизацию страны и ликвидацию "проклятого прошлого"... Широко и одиозно известный Совет безопаности Незалежней (СБУ) в Киеве располагается в здании бывшего Дома губернского земства, спроектированного будущим классиком советской, фактически сталинской неоклассики, автором библиотеки имени Ленина и памятника вождю пролетариата у Финляндского вокзала и участником проектирования грандиозного Дворца Советов в Москве. То есть штаб-квартиру СБУ следовало бы снести….

Как говорится, от великого до смешного – один Майдан.

Родился Владимир Щуко в июле 1878 года. Где именно - источники расходятся. По одним - в Германии, откуда семья переехала в Тамбов, по другим - в самом Тамбове. Впрочем, это не очень важно. Детство и отрочество будущий классик провел в Тамбове, проявляя живейший интерес к изобразительному творчеству и ваянию. 

По окончанию реального училища уехал в Петербург и поступил на архитектурное отделение Академии художеств, причем в мастерскую Леонтия Бенуа, ведущую в Академии. Это был первый успех, который в последствии не оставил зодчего до конца его дней почти во всех его начинаниях. Как отмечено в источниках: "Бенуа учил студентов самостоятельно мыслить и развивать свои творческие способности. При этом своих вкусов и убеждений педагог ученикам не навязывал".

Молодой Щуко был многогранной творческой натурой. Он успевал дополнительно учиться живописи и скульптуре. Заметьте у кого: живописи его обучал Илья Репин, рисунку - Лев Бруни, гравюре - Василий Матэ, скульптуре - Владимир Беклемишев. Тогда же он увлекся еще и театром. Играл сам, был отмечен Станиславским, создавал декорации и костюмы в Большом драматическом театре, «Привале комедиантов» и «Старинном театре» в Петербурге, Малом театре в Москве. Всего за свою жизнь архитектор-художник оформил 43 постановки. В честь чего была изготовлена даже памятная медаль.

Вместе с тем, учась в Академии, Щуко успел исследовать архитектуру русского Севера в Пскове, Новгороде, а также в Ростове Великом и Кириллове-Белозерске. Побывал с полярной экспедицией на острове Шпицберген, где написал серию пейзажей.

В своей дипломной работе он сразу заявил о себе, как о приверженце классических стилей - проект дворца наместника на Дальнем Востоке был выполнен по мотивам русского ампира с элементами неоклассики.

Работу оценили и последовательно, дважды отправили молодого архитектора за казенный счет за границу - напитываться бессмертными образами архитектурного наследия в Стамбуле, Афинах, Риме, Мантуе, Венеции. 

По итогам обеих экспедиций Владимр Щуко организовал персональные выставки своих рисунков и вторая из них (в 1907 году) имела большой успех. Параллельно архитектор практиковался на небольших заказах - проектировал различные выставочные павильоны в духе модного модерна, но свои поиски в рамках этого стиля прекратил примерно к 1911 году, ибо уже к 1910 году он заявил о себе, как о мощном авторе петербуржского неоклассицизма в проектах двух доходных домов по заказу военного инженера Маркова на Каменноостровском проспекте в Петербурге.

Как отмечено в источниках: "... Для решения фасадов многоэтажного жилого дома он впервые в русской архитектуре применил классический «колоссальный» ордер. Архитектор отталкивался от форм итальянского ренессанса, творчески их перерабатывая. Овладев мастерством прошлого и учтя современные требования, автор смело ввел в фасад систему эркеров. В архитектурном сочетании этих домов, разных по композиционному приему и формам, молодой Щуко обнаружил прекрасное градостроительное чутье и чувство ансамбля. Эта работа принесла ему славу и вызвала многочисленные подражания".

Также: "... Архитектор воплотил в них необычный замысел: продлил колонны во всю высоту фасада, а между ними расположил эркеры. Такая конструкция должна была выглядеть громоздкой и тяжеловесной, однако оба здания получились строгими и элегантными". 

Кстати, в одном из домов поселился и сам автор, там же располагалась и творческая мастерская зодчего. Здесь он много работал с начинающими архитекторами, в том числе, со своим будущим и постоянным соавтором Владимиром Гельфрейхом.

Он вообще смолоду сразу начал много преподавать. Например, декоративную композицию и архитектурное рисование в Женском политехническом институте. Здесь он появился по наставлению директора школы Общества поощрения художеств Николая Рериха. 
1911 год принес архитектору очередной успех - уже в международном масштабе, а также звание академика архитектуры.

Щуко спроектировал павильоны Российской Империи для Выставки изящных искусств в Риме и Международной торгово-экономической выставки в Турине, устраивавшихся в годовщину пятидесятилетия объединения Италии. Автору всего 33 года. Как он умудрился получить такой заказ, будучи достаточно молодым архитектором на фоне других мэтров - неизвестно. Главное - проекты удались, удивили и вознесли автора на вершину почета и моря заказов.

Русские павильоны были признаны самыми лучшими и красивыми архитектурными произведениями этих выставок.

Согласно источникам: "...В Риме среди великих, мировых памятников архитектуры была поставлена ротонда - круглое здание под куполом с белыми дорическими колоннами и копиями статуй Горного института"... "...Римский павильон в стиле русского ампира, развивая традиции Камерона и Воронихина, трактовался как парковая постройка, что было уместно на заданной площадке в саду виллы Боргезе. Здание эффектно выделялось на фоне зелени своими сочными формами, бело-желтой окраской и тонированными скульптурами. Центром композиции павильона являлась овальная в плане ротонда с куполом и сдвоенными полуколоннами на площадке, поднятой на больших полуциркульных арках". 

"... Павильон в Турине, поставленный на берегу озера, - представлял собой высокую массивную стену, с входом в виде громадной арки с дорическими колоннами, с красивой лестницей и пристанью. Успех русских павильонов был огромный. Иностранные архитекторы считали их началом «новой классики». 

В целом, до революции 1917 года автор успел реализовать проект Памятного зала Академии художеств в Петербурге, проекты Дома губернского земства в Киеве (ныне - штаб-квартира СБУ) и церкви Политехнического института, многочисленные загородные усадьбы петербургской знати.

Однако, много чего и не успел. Например, среди неосуществленных проектов можно выделить Киево-Лыбедскую Троицкую церковь в Киеве, новое здание Николаевского вокзала в Санкт-Петербурге, 12-этажный доходный дом Московского училища живописи, ваяния и зодчества на Волхонке, вокзал на станции Киев-Пассажирский Юго-Западной железной дороги.

Строительство Московского банка на Невском проспекте было остановлено в 1917 году.

Сложно сказать, как архитектор отнесся к октябрьской революции. Вероятно - благожелательно, активно включившись в создание политических карикатур, памятников вождям революции в Одессе и Петрограде, театральных постановок. 

В 1918 году возникает творческий тандем Щуко-Гельфрейх. Но заявить о себе они смогли только после Гражданской войны в 1923 году. Первой крупной работой двух авторов стал павильон иностранного отдела Всероссийской сельскохозяйственной выставки в Москве. В том же году по их проекту были сооружены пропилеи Смольного — парадный подъезд, образованный двумя пятиколонными портиками в римско-дорическом стиле. 

Как писал сам автор: «При составлении проекта мною был положен принцип сохранения общего стиля здания Смольного. Мысль о замыкании въезда аркой или архитравным перекрытием была мною отклонена как мотив, слишком самостоятельный для этого здания и заслоняющий вид на здание Смольного».

Кстати, это было первое монументальное сооружение, возведенное в Петрограде после прихода советской власти.

В принципе, это вновь был успех. Отношения с новой властью складывались перспективно. Так, в 1926 году по проекту Щуко и Гельфрейхом появилась одна из самых известных скульптур, посвященных Ленину - у Финляндского вокзала. Совместно со скульптором Евсеевым авторы изобразили вождя пролетариата в момент исторического выступления с башни броневика. Новая трактовка пьедестала, темпераментный и выразительный силуэт фигуры Ленина создали запоминающийся образ.

Золотой медалью был премирован на выставке в Париже в 1926 года памятник 26 комиссарам в Баку, выполненный совместно с Гельфрейхом и художником Якуловым.

С середины 1920-х годов Щуко и Гельфрейх решили попробовать свои силы в стилистике конструктивизма. В этом архитектурном стиле они спроектировали Дворец труда в Иванове, Драматический театр имени Горького в Ростове-на-Дону и самую масштабную работу — здание Библиотеки имени Ленина в Москве.

Дворец труда в Иванове по конфигурации напоминает перекрещенные серп и молот. Особенностью композиции являются сильно выступающие лестничные клетки, соединенные переходами с основным зданием. Прием этот позднее был повторен в театре Ростова-на-Дону и в первом конкурсном проекте Дворца Советов (1932).

Академический театр драмы им. Максима Горького в Ростове-на-Дону был спроектирован в 1930 году, построен в 1932-1936 годах. Однако в 1943 году театр был разрушен, но восстановлен в 1963 году. Это здание - яркий образец советского конструктивизма, на многие десятилетия обогнавшее своё время. 

В 1928 году был объявлен Всесоюзный открытый конкурс на лучший проект Библиотеки имени Ленина в Москве. Комиссия под председательством Луначарского отдала предпочтение проекту творческого тандема. Как описывают источники: "... На сложном участке авторы спроектировали монументальный, запоминающийся комплекс новой Москвы. Условия участка обусловили угловой прием его объемно-планировочной композиции. Главный вход, возвышающийся над террасами, приподнятыми над уровнем прилегающих улиц, пространственно организует этот ответственный градостроительный узел.

Композиция создана с учетом соседствующего дома Пашкова. Корпус, выходящий на проспект Маркса, представлен спокойным, горизонтально вытянутым объемом, подчеркивающим филигранную по декорации массу дома. Более высокий корпус книгохранилища отнесен в глубину и подчеркнуто нейтрален".

Также отметим еще несколько проектов второй половины 20-х годов: понижающие подстанции Волховской ГЭС на Васильевском острове Ленинграда, дома на Выборгской (Большой Сампсониевский проспект, 16) и Петроградской сторонах (улица Ленина, 4), Дом культуры им. Ленина при заводе «Большевик» также в Ленинграде.

Работа над проектом Дворца Советов – своего рода кульминация творческих усилий Владимира Щуко, которая заняла семь последних лет жизни архитектора.

Участие в проекте складывалось своеобразно – Щуко и Гельфрейх не принимали участия ни в предварительном туре конкурса, ни во Всесоюзном этапе. Но им дали право представить свой проект на закрытый (третий) тур. Авторы практически филигранно заскочили на подножку уходящего поезда самого монументального здания СССР. Это был очередной успех. Но комиссия, все же, отдала предпочтение проекту Бориса Иофана. Но это не было поражением тандема – Щуко и Гельфрейха привлекли к совместному с Иофаном проектированию грандиозного сооружения. И образ Дворца, растиражированный прессой 30-х годов, - итог их совместной работы.

С сентября 1935 года Щуко и Гельфрейху была передана мастерская № 2 Моссовета, занимавшаяся планировкой и реконструкцией центра Москвы в связи с проектированием Дворца Советов. 

При этом энергии Щуко хватало, чтобы вместе с коллегами продолжать проектировать других значимых объектов советской эпохи. Так, Владимир Щуко в 1930-е годы разработал проекты Мацестинского виадука в Сочи (соавторы: В. Гельфрейх, З. Брод, А. Хряков), Большого Каменного моста в Москве (соавторы: В. Гельфрейх, М. Минкус; инж. Н. Калмыков), станции московского метро «Электрозаводская» (завершена строительством в 1944 году по проекту, доработанному В. Гельфрейхом и И. Рожиным), здания Московского областного комитета ВКП(б), клуба при заводе «Большевик» в Ленинграде, военной академии в Москве, театра в Ашхабаде, Дома Правительства Абхазской АССР в Сухуми.

В 1937 году в Москве был построен новый Большой Каменный мост: "... Река перекрыта мощной однопролетной аркой из стали, проезды набережных - железобетонными арками, облицованными камнем. Композиции моста с береговыми устоями и лестницами сходов по сторонам придан торжественно-монументальный характер. Это впечатление усиливается облицовкой береговых устоев и всех боковых плоскостей, обработанных «под шубу», а также чугунной решеткой".

1 августа 1939 года в Москве открылась Всесоюзная сельскохозяйственная выставка. Главный павильон, построенный по проекту архитекторов Щуко и Гельфрейха совместно с Великановым и Ю. Щуко, стал доминантой всей выставки. Как отмечено в источниках: "... Его композиция была построена на контрасте основного объема и вертикали отдельно стоявшей башни, увенчанной скульптурами колхозника и колхозницы с поднятым снопом пшеницы.

Здание павильона, окруженное портиками и лоджиями, решено в монументальных формах русской классики. Белый цвет здания, позолоченная скульптура, знамена и флажки выразительно выделяли объемы павильона в общем ансамбле выставки".
Однако монументальное здание не сохранилось - его демонтировали при строительстве нового Главного павильона.

17 января 1939 году архитектора не стало. Владимира Щуко похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве.

Денис Банников для сайта: www.ardexpert.ru

31.08.2018, 1455 просмотров.

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020