Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2021 / 01 / Модель непрерывного профессионального образования. Как это работает

Архитектурное образование

Модель непрерывного профессионального образования. Как это работает

В. В. Карпушенко,

координатор проекта непрерывного образования в сфере градостроительства и архитектуры, главный специалист управления научно-методического обоснования градостроительного развития Санкт-Петербурга НИПЦ Генерального плана Санкт-Петербурга комитета по градост

Проведенный в 2016 году комитетом по градостроительству и архитектуре совместно с Санкт-Петербургским союзом архитекторов мониторинг регионального рынка труда в сфере градостроительства и архитектуры выявил его основные структурные особенности.

– В городе нет дефицита архитекторов в целом, но отмечается нехватка высококвалифицированных специалистов. Стабильно высокий процент выпускников архитектурных факультетов города не отвечает возросшим требованиям рынка труда по уровню полученных компетенций.

– Инертность работодателей в части подготовки специалистов для архитектурной сферы. В основе своей работодатели по-прежнему ожидают от вузов подготовки готовых специалистов высокого уровня квалификации и не готовы пока взять на себя функции ключевого заказчика в подготовке специалистов с набором необходимых компетенций.

– Наблюдается тенденция привлечения в Санкт-Петербург из других регионов страны, дальнего и ближнего зарубежья высококвалифицированных специалистов для разработки и реализации архитектурных проектов, а также рядовых сотрудников в градостроительные организации и архитектурные бюро. Работодатели находят нужных работников на выгодных для себя условиях, при этом самая креативная часть общества – молодые специалисты наших вузов и сузов – испытывает сложности с трудоустройством.

 Проведенное исследование показало, что дальнейшее падение уровня подготовки и востребованности молодых специалистов в области архитектуры в перспективе приведет к уменьшению кадрового потенциала архитектурной сферы, а потому основная задача КГА и Санкт-Петербургского союза архитекторов – в тесном контакте с образовательными учреждениями различного образовательного уровня участвовать в подготовке высококвалифицированного специалиста, отвечающего современным запросам отраслевого рынка труда.

 Для подготовки таких специалистов в архитектурной сфере необходимы развернутые системы образования, вовлечение более широких слоев общества в их создание и функционирование. С этой целью комитетом по градостроительству и архитектуре совместно с Санкт-Петербургским союзом архитекторов в 2015 году была разработана модель непрерывного профессионального образования в сфере градостроительства и архитектуры, реализация которой проходит при активном участии исполнительных органов государственной власти, муниципальных образований, организаций различного образовательного уровня, саморегулируемых организаций, государственных и частных предприятий, общественных фондов, профессиональных сообществ.

 Если прежняя модель непрерывного образования архитекторов предполагала сначала получение архитектурного образования, а потом уже расширение компетенций и обучение на протяжении всей профессиональной жизни, то создатели новой модели предложили начать знакомство с профессией архитектора и формирование начальных профессиональных компетенций со школьной скамьи.

 В рамках реализации проекта в декабре 2015 года по инициативе КГА на базе Союза архитекторов для школьников нашего города открылась Студия архитектуры и дизайна. Это интегральная площадка, социокультурная, интеллектуально-досуговая студия, которая объединяет талантливых детей города. Дети получают первичные профессиональные компетенции в области архитектуры и ландшафтного дизайна, погружаясь в профессию, участвуя в разработке собственных архитектурных проектов, олимпиадах по истории и теории архитектуры, творческих конкурсах и выставках.

 В марте 2016 года на базе Санкт-Петербургского архитектурно-строительного колледжа для студентов колледжей города была открыта Школа будущих архитекторов. Эта «школа» представляет собой творческую лабораторию для студентов колледжей Санкт-Петербурга. Здесь они получают дополнительные профессиональные компетенции, участвуя в мастер-классах, круглых столах по проблемам градостроительства и архитектуры, научно-практических конференциях, архитектурно-художественных конкурсах и выставках.

 Основные задачи Студии архитектуры и дизайна и Школы будущих архитекторов – создание условий для профессионального самоопределения и дальнейшего профессионального развития, оказание поддержки в поиске своего места в мире, формирование мировоззрения будущих архитекторов, основанного на общечеловеческих ценностях.

 За время существования проекта было проведено 15 открытых творческих конкурсов для школьников и студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования: 2 городских; 10 межрегиональных; 3 всероссийских. Были организованы и проведены 15 выставок, в том числе 5 виртуальных, 4 олимпиады по истории и теории архитектуры, 11 экскурсий в архитектурные мастерские, профильные образовательные учреждения высшего и среднего образования, музеи города, 4 фестиваля профессий на базе школы-интерната № 67 Пушкинского района, 4 круглых стола по проблемам архитектурного образования.

 КГА совместно с Санкт-Петербургским союзом архитекторов учредили пять межрегиональных и один всероссийский конкурс.

 Участниками межрегиональных конкурсов стали более 1500 воспитанников художественных школ, детских домов и центров содействия семейному воспитанию, студентов средних профессиональных образовательных учреждений Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Вологды, Пскова, Архангельска, Новгорода.

 Это конкурсы:

  • «Ступени творчества»;
  • «Дом, в котором мы живем»;
  • «Ландшафтный проект школьного двора»;
  • «Праздничный Петербург»;
  • «Львы на страже Петербурга».

 Всероссийский конкурс «Мир удивительной архитектуры» прошел в этом году уже в третий раз. Организаторами конкурса выступил Санкт-Петербургский архитектурно-строительный колледж. За три года в нем приняли участие более 800 учащихся из общеобразовательных и художественных школ, студенты средних профессиональных образовательных учреждений из Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Москвы, Томска, Вологды, Пскова, Мурманска, Оренбурга, Архангельска, Новгорода, Ярославля, Твери, Тулы, Воронежа в возрасте 10–19 лет.

 Работы победителей конкурса, как и в предыдущие годы, будут выставлены в Зеленой гостиной особняка А. А. Половцова в апреле 2021 года. Совместно со Школой будущих архитекторов Санкт-Петербургского архитектурно-художественного колледжа готовится выставка студенческих работ, посвященная юбилею Александра Невского.

 В непростой для всех нас 2020 год благодаря активной поддержке Санкт-Петербургского союза архитекторов, энтузиазму педагогов общеобразовательных и художественных школ, детских домов, школ-интернатов и центров содействия семейному воспитанию Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также преподавателей Санкт-Петербургского архитектурно-строительного колледжа и ГАСУ работа по реализации профориентационной программы продолжалась в режиме онлайн.

 Проведение всех вышеперечисленных мероприятий стало возможно благодаря Санкт-Петербургскому союзу архитекторов. Сегодня Союз архитекторов является не только средоточием творческой жизни архитекторов, но и своеобразным творческим клубом для школьников общеобразовательных школ и образовательных учреждений детского дополнительного образования, детских домов и школ-интернатов, студентов колледжей и их педагогов, где проводятся региональные и всероссийские конкурсы, выставки, олимпиады по истории и теории архитектуры, круглые столы по проблемам архитектурного образования. Президент Санкт-Петербургского союза архитекторов О. С. Романов считает, что предоставленная возможность раскрыть свой творческий потенциал и попробовать себя в профессии позволяет детям правильно соотнести свои способности с возможностью стать хорошим архитектором, а потому профориентационная работа с подрастающим поколением является важнейшим звеном в деле подготовки будущих архитекторов. Все мероприятия Союза архитекторов направлены не только на поиск будущих талантливых архитекторов, но и на формирование культуры исторической памяти у подрастающего поколения.

 Союз архитекторов неоднократно инициировал и организовывал круглые столы по вопросам архитектурного образования в Санкт-Петербурге, на которых обсуждались, в частности, проблемы открытия в художественных школах города предпрофессиональной образовательной программы по архитектуре. На сегодняшний день ДШИ им. М. И. Глинки приступила к реализации данной программы; готова открыть предпрофессиональную программу по архитектуре и ДШИ Красносельского района. Лед тронулся! Вполне возможно, что со временем на базе Санкт-Петербургского союза архитекторов может появиться центр непрерывного архитектурного образования, в котором будут проводиться интересные профориентационные мероприятия не только для детей и студентов, но и для всех жителей и гостей города, интересующихся архитектурой.

 КГА совместно с Санкт-Петербургским союзом архитекторов продолжает поиски эффективного взаимодействия со всеми организациями и учреждениями, осуществляющими профориентацию в области архитектуры для создания единой профориентационной среды, позволяющей разработать сетевые программы по архитектуре. Цель данных программ – помочь школьникам не только разобраться в содержании профессиональной деятельности во всех ее аспектах, но и научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными способностями. С этой целью в октябре 2020 года КГА и Санкт-Петербургским союзом архитекторов подписан протокол о намерениях с Центром развития творчества и научно-технических инициатив детей и молодежи («Кванториум») Калининского района Санкт-Петербурга.

 Реализация проекта непрерывного архитектурного образования наглядно показала, что системная, планомерная профориентационная работа на всех уровнях образования, начиная со школьного возраста и заканчивая постдипломным образованием, – необходимое условие насыщения рынка труда высококвалифицированными архитекторами. Осуществлять подготовку архитекторов с большим набором компетенций возможно только объединив усилия государства, бизнеса, научных и образовательных организаций.

Награды достойны все участники конкурса

«Дом, в котором мы живем» – межрегиональный творческий конкурс для воспитанников детских домов, школ-интернатов и центров содействия семейному воспитанию – был учрежден КГА в 2019 году. Организатором выступила РОО «Центр реабилитации детей-сирот и бывших воспитанников школ-интернатов» при поддержке комитета по социальной политике Санкт-Петербурга, комитета по культуре Санкт-Петербурга, Законодательных собраний Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Санкт-Петербургского союза архитекторов, Русской православной церкви, Союза художников Санкт-Петербурга, Международного фонда поддержки культуры «Мастер-класс».

В конкурсе приняло участие более 200 воспитанников детских домов.

В Санкт-Петербургском союзе архитекторов состоялось торжественное вручение наград победителям и сертификатов участникам конкурса.

В сентябре 2020 года комитет по градостроительству и архитектуре выступил с инициативой провести серию межрегиональных творческих конкурсов для школьников под общим названием «Праздничный Петербург».

В I Межрегиональном конкурсе «Праздничный Петербург» в номинации «Новогодняя открытка» приняли участие более 200 учащихся, в том числе из Москвы и Архангельска. В новогодние дни на улицах города было установлено 192 постера в 13 районах города, на которых можно было увидеть работы победителей конкурса. Работы остальных участников были размещены на сайтах КГА и Союза архитекторов.

Во II Межрегиональном архитектурно-художественном конкурсе «Праздничный Петербург» в номинации «Освобожденный Ленинград» приняли участие более 160 учащихся школ и колледжей. 36 работ победителей украсили улицы Санкт-Петербурга в День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

10 февраля 2021 года в зале Градостроительного совета КГА состоялось торжественное вручение наград детям – победителям II Межрегионального архитектурно-художественного конкурса.

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020