Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2019 / 05 / Василий Петрович Стасов (1769 - 1848 гг.)

Петербургские архитекторы

Василий Петрович Стасов (1769 - 1848 гг.)

С.В. Семенцов,

доктор архитектуры, профессор

(Продолжение. Начало в номере 3 (58)

Санкт-Петербургская эпоха. Комплексное развитие Царского Села и участие в нем В.П. Стасова.

Высочайшим указом от 17 августа 1810 г. среди особых задач Министерства Внутренних дел (МВД) определен комплекс мероприятий по развитию Царского Села (аналог современных Целевых комплексных программ – ЦКП), предусматривающий реализацию градостроительных и архитектурных составляющих.

 Как известно, первые шаги по реализации особого варианта преобразования этих территорий предпринимала еще Екатерина II, подписав в 1780 г. указ об образцовом, вернее – образцово-показательном для всей России обустройстве уездного города Софии, который должен был сформироваться по южной границе императорского дворцово-паркового ансамбля. Но что-то не получилось – София «не доросла» до полноценного города. Хотя идея не была забыта: Высочайшее внимание было обращено на небольшую, размещенную севернее и северо-восточнее дворцово-паркового ансамбля Дворцовую слободу. В 1810 г. в обязанности МВД Александром I были специально внесены требования по развитию Царского Села (объединенной территории Софии и Дворцовой слободы) – «Дела, до устройства Сарскаго Села принадлежащiя». Уже на следующий год В. Гесте разработал план урегулирования Дворцовой Слободы (1811 г.), этот план и стал основой всей планировочной системы исторического Царского Села. А архитектурная реализация – выполнение проектов и строительство многих зданий и комплексов, параллельно с масштабными преобразованиями императорских объектов – «достались» В.П. Стасову. И здесь, на протяжении 1810–1830-х гг. В.П. Стасов выполнил огромный объем разнообразных проектных работ.

 Первыми работами Стасова в Царском Селе была реконструкция зданий для размещения Императорского Лицея и создания Дома директора Лицея (оба здания – в 1811 г.). Затем последовали реконструкция Певческого флигеля (1811–1816 гг.), создание комплекса казарм 4-го лейб-гвардии Стрелкового Императорской фамилии полка (1813-1829 гг.). А с 1817 г. начаты грандиозные работы по расширению и реконструкции Большого Екатерининского дворца, коренному преобразованию Китайской деревни, устройству на въездах в императорский ансамбль ворот «Любезным Моим Сослуживцам» (1817 г.), затем – Фрейлинских ворот (1819 г.). Небывалым стало утонченное виртуозное воссоздание после пожара «классицистом» В.П. Стасовым убранства придворной царскосельской церкви Во имя Воскресения Христова в духе «барокко» Ф.-Б. Растрелли (1820–1822 гг.). В этом же ряду были проведены реконструкция и расширение очень индивидуального Баболовского дворца (1824–1825 гг.), строительство римско-католической церкви Св. Иоанна (1824–1825 гг.). Не менее уникальными стали и новопостроенные придворный манеж (1819–1821 гг.) и дежурные конюшни (1822–1825 гг.), Большая оранжерея (1820–1828 гг.). А вслед за ними по проектам В.П. Стасова возникла серия административных городских царскосельских зданий: Городового управления, дома полициймейстера, Пожарной части (все – в 1821 г.), а также – служебных флигелей Инвалидных казарм (1821–1822 гг.). В этой проектно-строительной деятельности были и отдельные особняки, например, дом М.В. Кочубея (1817–1818 гг.), дома Кемпера (1819–1820 гг.), Моталевой (1821 г.), Малышева (1822–1825 гг.). Одновременно, в процессе ландшафтной реконструкции преобразились Екатерининский парк (с 1820-х гг.) и Висячий сад (1826 г.), были устроены парковые металлические мосты. Наконец, по проектам В.П. Стасова созданы интерьеры Александровского дворца (1826-1827 гг.).

Участие В.П. Стасова в Программе реконструкции Санкт-Петербурга – столицы Российской Империи, столицы страны-победителя армий Наполеона

 После возвращения российских войск из Парижа (ополчения, гвардии и армии (в 1814 г.) была сформулирована идея коренного преобразования Санкт-Петербурга как столицы страны-победителя в город нового уровня, с созданием уникальных пространственно-ландшафтных ансамблей, с комплексным решением транспортных, инженерных, градостроительных проблем, с формированием нового архитектурного стиля, ставшего стилем «ампир». Это было вдохновенное время, аналогичное эпохе пафосности, которое ощутило российское общество после победы в Северной войне 1721 г. Тогда тоже была намечена грандиозная реконструкция всего Санкт-Петербурга, первой «ласточкой» которой стал перенос центра города на Стрелку Васильевского острова. В 1820-е гг. Ф.Ф. Вигель в своих «Записках» писал: … «Счастливо окончив все войны, государь захотел предаться вновь некоторым из прерванных любимых своих мирных занятий. Петербург захотелось ему сделать красивее всех посещенных им столиц Европы. Для того придумал он учредить особый архитектурный комитет под председательством Бетанкура»…

 В мае 1816 г. был сформирован знаменитый в истории градостроительства и архитектуры «Комитет для приведенiя въ лучшее устройство всехъ строенiй и гидравлическихъ работъ въ Санктпетербурге и прикосновенныхъ къ оному местахъ» (это - первоначальное название, в литературе укоренилось более позднее название «Комитет для строений и гидравлических работ в Санкт-Петербурге»). Комитет просуществовал вплоть до 1842 г., его председателями были: генерал-лейтенант инженер п.с. А.А. Бетанкур (1816–1824 гг.), генерал-лейтенант инженер п.с. П.П. Базен (1824–1834 гг.), генерал-лейтенант, инженер п.с. А.Д. Готман (1834–1842 гг.). В составе Комитета в разные годы были архитекторы: В.И. Беретти, А.П. Брюллов, П.П. Мельников, А.А. Михайлов, А.К. Модюи, К.И. Росси, В.П. Стасов, К.А. Тон...

 В Указе о создании Комитета достаточно подробно прописаны цели и задачи его деятельности, полномочия и обязанности. В том числе:

Приняв… «съ одной стороны во вниманiе правильность, красоту и приличiе каждаго зданiя въ примененiи къ целому городу; а съ другой выгодное расположенiе, прочность и безопасность, какъ собственно всякому строенiю принадлежащую, такъ и соседственную… дабы Столицу сiю возвести по части строительной до той степени красоты и совершенства, которыя бы по всемъ отношенiямъ, соответствуя достоинству Ея, соединяли съ темъ вместе общую и частную пользу»… главными направлениями в деятельности Комитета определены:

  • Исправление и … «постепенное введенiе надлежащаго регулярства въ строенiяхъ всехъ частей города».
  • Создание опорного (фиксационного) и проектного планов всего города … «Для сего необходимо нужно первоначально обозреть весь городъ въ совокупности наблюдательнымъ окомъ, и обнять зрелымъ соображенiемъ: первое откроетъ совершенства и недостатки истинной красоты и приличiя въ архитектуре, а другое укажетъ предметы, кои понынешнему расположенiю своему удобны или неудобны въ домостроительстве, или не сходствуютъ съ обще принятыми правилами».
  • Рассмотрение и согласование всех проектов всех зданий в столице. … «Разсмотренiе чертежей на все безъ изъятiя общественныя, казенныя и партикулярныя въ сей Столице зданiя и другiя постройки, кои отныне на будущее время предполагаемы будутъ...».

 В 1832 г. задачи и деятельность «Комитета для строений и гидравлическихъ работъ» были включены в текст и требования первого Строительного устава. Но в 1842 г. при реорганизации всей проектно-строительной деятельности в России Комитет был включен в состав Главного Управления Путей Сообщения и Публичных зданий.

Среди наиболее ярких дел, характеризующих деятельность В.П. Стасова в «Комитете для строений и гидравлическихъ работъ», можно вспомнить историю с попыткой избежать разрушений и обеспечить явное усовершенствования бестолкового и слабого, но очень амбициозного первоначального проекта Исаакиевского собора, предложенного в 1818 г. акварелистом (но еще не архитектором) О. Монферраном. Как известно, после очень горячих разоблачительных выступлений Модюи в структуре Императорской Академии художеств в 1821 г. даже был специально создан «Комитетъ для рассмотренiя замечанiй архитектора Модюи на строительные работы Исаакiевского собора», целью которого стало внимательное разбирательство проекта и существующих тогда руин предыдущего храма Ринальди – Бренна. В состав Комитета вошли крупнейшие архитекторы и инженеры столицы. Председатель Комитета – президент Императорской Академии Художеств А.Н. Оленин. Члены Комитета: инженер П.П. Базен, архитекторы В.И. Беретти, П.П. Мельников, А.А. Михайлов 1-й, А.А. Михайлов 2-й, В.П. Стасов. В этом вопросе пересеклись обязанности «Комитета для строений и гидравлическихъ работъ» (по решению важнейших проблем Санкт-Петербурга) и Академии художеств (как официального органа контроля за проектированием и строительством всех храмов и главных общественных объектов в России). В процессе работы Комитета наряду с глубоким анализом представленного проекта О. Монферрана (1818 г.) были сформулированы основные градостроительные и архитектурно-композиционные принципы создания главного храма в столичном Санкт-Петербурге. В процессе деятельности Комитета в 1824 г. коллективно были найдены принципы создания главного собора в России (они явно противоречили представленному проекту О. Монферрана): высота храма – контрастная для всей окружающей фоновой застройки (в 4–5 раз выше фоновой застройки); подчеркнутая центричность композиции всего храма; квадратный план; главная доминирующая глава и четыре значительно меньшие главки, расставленные по углам квадратного плана; опора барабана центральной главы на четыре новых (новопостроенных) столба-пилона; обеспечение равномерности нагрузок (в первую очередь на подкупольные конструкции). Архитекторы – члены Комитета ИАХ разработали в соответствии с этими принципами по требованию императора эскизные планы, фасады и разрезы, причем практически все перечисленные особенности сооружения коренным образом отличались от предложенных в проекте О. Монферрана (1818 г.). В.П. Стасов даже объявил, что для создания по-настоящему величественного собора необходимо разработать полностью новый проект (по правилам архитектурной гармонии), следование же проекту О. Монферрана делает такую задачу невыполнимой. И мы знаем, что осуществленное в дальнейшем, с 1825 г. строительство, уже под началом вернувшегося на объект О. Монферрана, изменило проект, полностью войдя в соответствие с этими стасовскими санкт-петербургскими градостроительными принципами, но – объединившись с уникальным узорочьем монферрановского живописного таланта.

Творчество В.П. Стасова в Санкт-Петербурге и пригородах

 Начавшаяся с 1808 г. деятельность В.П. Стасова в Санкт-Петербурге продолжалась вплоть до его смерти в 1848 г. и территориально охватила не только сам город, но и его пригороды. Принеся уникальный опыт мастерства и уникальную славу архитектурного маэстро.  По официальным данным в официальный список памятников Санкт-Петербурга, Кронштадта, Ораниенбаума, Стрельне, Царского Села включены 56 комплексов и объектов, а также – не менее 15 храмов, авторство которых безусловно принадлежит В.П. Стасову. Наряду с разработкой огромных по масштабам тем «образцового проектирования», наряду с работами в самом Санкт-Петербурге, в Царском Селе и других пригородах также отмечено множество объектов проектной и строительной деятельности В.П. Стасова. Хронологически их условно можно разделить на работы до пожара 1837 г. и работы после пожара 1837 г.

Работы вплоть до 1837 г.

Эти работы отличались широчайшим спектром тем.

Среди них, естественно, были проекты жилых зданий: дом Голубина (1810–1812 гг.), дом К.Б. Котомина (1812–1816 гг.), дом А.И. Косиковского (1814–1817 гг.). Но значительно большее внимание и сил архитектор уделил сооружению новых государственных и общественных объектов: корпуса Российской Академии (1811–1814 гг.), Ямской рынок (1817–1819 гг.); а также реконструкции уже существовавших, таких крупнейших, как Конюшенное ведомство (реконстр., 1817–1823 гг.), Таврический дворец (реконстр., 1828–1829 гг.).

Очень актуальной в те десятилетия была тема обеспечения населения продовольствием. Со времен Петра I обязательным условием было строительство военных магазинов («магазейнов») для хранения годичного запаса продовольствия военных подразделений. При Екатерине II принято решение также о строительстве для каждого города, уезда, сельского поселения магазинов годичного запаса. К началу XIX в. только Санкт-Петербург мог «похвастать» наличием городских и уездных магазинов, эта тема на уровне всероссийского решения проблемы обсуждалась и в начале столетия. Поэтому В.П. Стасов не только в Санкт-Петербурге, но и в Москве, в других городах страны строил уникальные комплексы продовольственных магазинов. В рамках этой общероссийской программы В.П. Стасов спроектировал и построил на берегах Невы Измайловские провиантские казармы. (1819–1821 гг.), Провиантский магазин на Рожке (1819–1821 гг.).

Крупным объектом военного творчества В.П. Стасова стало создание комплекса лейб-гвардии Павловского полка (1817–1820 гг.).

Много творческих сил отдавал В.П. Стасов храмовому зодчеству. Среди его работ (гражданских, а также по Военным ведомствам) в эти годы были: расширение церкви Во имя Свт. Петра, Митрополита Киевского, в Ульянке (1811 г.), дом церковнослужителей Казанского собора (1813–1817 гг.), две часовни с оградой церкви Во имя Покрова Пресвятой Богородицы (1814–1816 гг.), две часовни в ограде церкви Во имя Св. Ап. Матфия (1814–1817 гг.), часовня Коневского Рождествено-Богородицкого мужского монастыря (1819 г.), Церковь Во имя Св. Благ. Князя Александра Невского (при Николаевском кадетском корпусе, 1825–1827 гг.), Часовня Во имя Свт. Николая Чудотворца (1829–1830 гг.).

 Конечно, самыми знаменитыми в ряду храмовых работ были: коренная реконструкция после пожара Собора Во имя Преображения Господня («Спасо-Преображенского», 1827–1829 гг.); проектирование и строительство знаменитого Троице-Измайловского собора (1828–1835 гг.), причем этот волшебный по объемам, силуэту и конструкциям храм восходит к тем предложениям, которые разработал В.П. Стасов для коренного усовершенствования проекта Исаакиевского собора О. Монферрана в рамках деятельности Комитета ИАХ в 1821–1825 гг.; создание интерьеров в Соборе Воскресения Словущего в Смольном монастыре (реконстр. интерьеров, 1832–1835 гг.).

В.П. Стасов также создал знаменитые бронзовые Мемориальные Триумфальные арки: Нарвские Триумфальные ворота (1827–1834 гг.), Московские Триумфальные ворота (1834– 1838 гг.).

Среди его работ были и объекты благотворительности и призрения, например, Дом воспитания бедных детей (сирот) с церковью Во имя Св. Равноапп. Константина и Елены (1820 г.),

И для контраста – проектирование и контроль за осуществлением огромного промышленного комплекса с сопутствующим жилым поселением: комплекса Александровского чугунолитейного завода (1825–1826 гг.) на левом берегу Невы.

Наконец, в 1837 г. перед Казанским собором был поставлены спроектированные В.П. Стасовым памятники фельдмаршалам М.Б. Барклаю де Толли и М.И. Голенищеву-Кутузову-Смоленскому.

В Ораниенбауме осуществлено проектирование и строительство Казарм инвалидной роты (1821–1822 гг.), Дома садовых учеников (1821–1822 гг.), здания Присутственных мест (1824 г.)

(Продолжение в следующем номере)

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020