Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2019 / 05 / Экоустойчивая архитектура – эстетика и культура

Творчество

Экоустойчивая архитектура – эстетика и культура

А.Н. Ремизов,

председатель Совета САР по экоустойчивой архитектуре, председатель правления НП «Совет по «зеленому» строительству»

Концепция «Экоустойчивая архитектура» укоренена в концепции «Устойчивое развитие» (Sustainable Development), которая была разработана и принята ООН в 1989 г. Это развитие предполагает взаимодействие трех составляющих: природы, экономики и социально-культурной сферы общества. Основной идеей этой концепции является положение о том, что экономическое, социально-культурное и иное развитие нынешнего поколения не должно наносить ущерб будущим поколениям. Цели устойчивого развития были утверждены главами 193 государств в ходе Саммита ООН по устойчивому развитию 25.09.2015 г., они носят универсальный характер, взаимосвязаны, направлены на устранение глобальных проблем и на удовлетворение потребностей всех людей.

Экоустойчивая архитектура отвечает запросам людей на социальную среду, где возможно участвовать в совместной деятельности, на неповторимость конкретного места с комфортной и здоровой средой жизнедеятельности, на защиту окружающей среды. Она представляет собой совокупность различных подходов: экологического, технического, социально-культурного. Эти подходы по-своему видят решение задач, декларируемых в концепции устойчивого развития, формируют свой образ экоустойчивой архитектуры, отдают предпочтение соответствующим материалам и технологиям.

 Экоустойчивая архитектура воспринимается в обществе в большинстве случаев с экологической или технической стороны. В тени остается социально-культурный подход. Поэтому в рамках Международного архитектурного фестиваля «Зодчество 2019» НП «Совет по «зеленому» строительству» (НП СПЗС) Союза архитекторов России (САР) совместно с Секцией монументального искусства Московского союза художников (МСХ) провели дискуссию о роли искусства и культуры в концепции экоустойчивой архитектуры.

 С эстетической точки зрения экоустойчивая архитектура и связанное с ней монументально-декоративное искусство призваны образно выражать социальные ценности, работать для вдохновения, передачи чувства единения с миром. От них ждут создание нового языка, подразумевается переход от утилитарных ценностей к духовным, где эстетика и чувственное восприятие играют доминирующую роль. Большую роль играет общественное искусство, которое делает акцент на специфику места, вовлеченность местного сообщества, сотворчество с ним.

Монументально-декоративное искусство 50–80-х годов

 Дискуссия на фестивале «Зодчество 2019» началась с обращения к синтезу искусства и архитектуры в нашей стране в 50–80-х годах. Большую роль в архитектуре модернизма играли произведения монументально-декоративного искусства, создававшиеся для конкретной архитектурной среды. Об этом периоде рассказала искусствовед Марина Терехович, приведя примеры многих произведений монументально-декоративного искусства по всей России, многие из которых теперь становятся «исчезающим видом», который требует защиты и атрибуции.

 Яркая вспышка этого вида искусства произошла во время оттепели в 50–60-х годах, когда художники и архитекторы получили возможность сочетать прагматику и романтику, началось быстрое освоение пластических наработок мирового искусства первой половины XX века, пресеченное в 30–40-е годы. Стали возвращаться ранее отвергнутые идеи авангарда. Появилась возможность знакомиться с произведениями мирового искусства на выставках и фестивалях. На стенопись большое влияние оказали работы мексиканской школы и творчество художников Риверы, Оросты, Сикейроса, а также нужно отметить влияние Леже. По словам Люка Тёрнера «Лишнее стало насущным».

 Художники и архитекторы создавали произведения, синтезирующие цветовые и объемно-пространственные характеристики в городской среде. Акцент в понимании задач монументально-декоративного искусства в то время был сделан не на монументальное в его пафосном мемориальном смысле, а на декоративное. Произведения тех лет были то, что мы сейчас называем «актуальным искусством». Синергия архитекторов и монументалистов породило горизонт более широкого восприятия реальности, что позволило поднять тонус культуры и выдвинуло немало дерзких, новаторских идей. К работе были привлечены художники, получившие образование в 20–30 годы во ВХУТЕМАСЕ, ВХУТЕИНЕ – Виктор Эльконин, Серафим Павловский и их ученики – Андрей Васнецов, Дмитрий Шаховской и другие.

 К сожалению, сейчас исчезает такой оригинальный вид творчества, связанный с историей страны, но по распространению уличного искусства видно, что визуальный разговор в городской среде востребован.

 Современное монументальное искусство

 Председатель секции монументально-декоративного искусства МСХ Екатерина Бубнова рассказала о современном периоде развития монументального искусства.

 Собственно, синтез архитектуры и монументального искусства обусловленный фактом их соразвития и требованиями техники, технологии к зданиям и сооружениям оказывает одновременное влияние и на структуру строящихся объектов, и на их оформление.

 Приход новых цифровых технологий в архитектуру и индустрию строительства неизбежно приводит к появлению их же в творчестве художника. Это УФ-печать, лазерная резка, 3D-печать и множество других технологий. Отчасти одна из самых основных задач художника сегодня – совершенствовать владение цифровыми технологиями, применимыми в искусстве, и максимально точно доносить с их помощью художественный замысел.

 Исторически и технологически сложилась ситуация, при которой автор произведения в крайне редких случаях единолично реализовывал свои же собственные эскизы. На практике, в большинстве случаев, осуществление проекта делалось силами целых художественных бригад. На сегодняшний день технологические особенности создания монументальных произведений претерпели значительные изменения, и впервые позволяют автору произведения добиться абсолютно точной реализации задуманного, исключая возможность искажения и вмешательства со стороны исполнителей и помощников. В текущей ситуации уже можно предположить, что монументально-декоративное искусство становится «искусством новых технологий». 

 Часто именно произведения монументально-декоративного искусства в архитектуре создают неповторимость конкретного места, привносят рукотворное начало в архитектуру, обогащают ее пластически. Наверное, не будет слишком смелым утверждение, что психологически красивая среда обитания практически равна удобной, причём с довольно ощутимым перекосом в сторону первой.

 От монументального искусства к Public art

  Искусствовед Александр Бурганов рассказал о современном состоянии общественного искусства или Паблик-арт (Public-art) в мире.

 Паблик-арт – это зонтичный термин, который объединяет в себе множество других дефиниций. В широком смысле слова – это любая интервенция художественной выразительности в общественное пространство, включая архитектурный дизайн, скульптуры, объекты, изображения, а также танцы, процессии, уличный театр. В социальном значении паблик-арт – это социально вовлеченное интерактивное искусство, связанное с политикой идентичности и социальной активностью.

 В понятие Паблик-арт входит вполне традиционный «Городской монумент», к которому можно отнести статуи, триумфальные арки, обелиски, стелы, колонны, кенотафы, памятные доски, технические средства, установленные в качестве памятника, мемориальные комплексы. Для современных неклассических городских скульптур или объектов используют название «Публичная скульптура» (Public sculpture) – более нейтральный термин в отличие от монумента или памятника. Возникло даже движение «Анти-монументализм» (Anti-monumentalism) отрицающее присутствие какой-либо внушительной, авторитетной силы в общественных местах. Оно разработано в качестве оппозиции к монументальности посредством власти (как правило, государство или диктатор) устанавливать памятники в общественных местах, чтобы символизировать себя и свою идеологию, и влиять на историческое повествование о месте.

 Следует упомянуть направление «Мурализм» (исп. muralisme, от muro – сте­на) – стенные росписи на фасадах и в интерьерах общественных зданий, основанный на народных и героических сюжетах, связанных с мексиканской революцией. Современные росписи на стенах также иногда называют сейчас «муралами». Есть противопоставление стрит-арта (street-art) и мурализма, как постоянное и временное (и в то же время разрешенное и неразрешенное властями) искусство. Но с открытием музея стрит-арта это противоречие сглаживается.

 «Сайт-специфичное искусство» (Site-specific art) связано непосредственно с местоположением – произведение невозможно перенести в другое место. С этим термином связан термин «Лэнд-арт» (Land-art) где произведения создаются в определенном ландшафте.

 Появляется понятие «Cоциальная скульптура» (Social sculpture), которая создается с помощью людей и занимает объем не в трехмерном, а в социальном пространстве. В 1982 году к выставке «Documenta 7» в немецком городе Кассель Йозеф Бойс создал гору из 7 тысяч базальтовых плит. Убрать её, по задумке автора, можно было только одним единственным образом – посадить столько же дубов через всю Европу, от Германии и до России, сопровождая каждое дерево плитой. Художник хотел заезжать в каждый город по пути и убеждать местных жителей самим посадить дуб. Закончить проект сам Бойс уже не успел, но через пять лет, как раз к выставке «Documenta 8», проект был завершен. Из этой акции родилось «искусство взаимоотношений», где произведения искусства создают социальную среду, в которой люди собираются вместе, чтобы участвовать в совместной деятельности.

 Заключение

 В «культурном подходе» не ставится задача разработки нового универсального пластического языка, там речь идет скорее о сохранении разнообразия существующих культур. Акцентируется внимание как на охране и консервации того многообразия культурных архетипов, которое уже существуют, так и на обеспечении культурной преемственности.

 Произведения монументального или общественного искусства с точки зрения экоустойчивой архитектуры отвечают требованиям и «культурного», и «эстетического» подходов. Монументально-декоративные работы в архитектуре и современные направления «паблик-арта» создают неповторимость конкретного места (genius loci), привносят рукотворное начало в архитектуру, обогащают ее пластически.

 Социально-культурный подход в экоустойчивой архитектуре вспоминают не часто, делая акцент больше на «зеленом строительстве» и «зеленой экономике», но именно этот подход создает преимущества устойчивого развития общества, а именно:

  •  местную самоидентификацию;
  •  взаимосвязь с контекстом;
  •  взаимосвязь с историей;
  •  социальную сплоченность;
  •  добрососедское поведение;
  •  уменьшение преступности;
  •  наполненность жизни;
  •  удовлетворенность местоположением;
  •  гражданское достоинство.

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020