Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2019 / 05 / Активное наследие: 225 лет семье Бенуа в России

Культурный форум

Активное наследие: 225 лет семье Бенуа в России

Е.П. Петрашень,

председатель оргкомитета и модератор празднования 225-летия семьи Бенуа, старший преподаватель, руководитель ООП «Дизайн среды» СПбГУ, главный архитектор Архитектурного бюро «Наследники Бенуа», заместитель председателя Совета по ландшафтной архитектуре СП

16 ноября в рамках Общественного потока VIII Международного культурного форума в Доме Архитектора состоялась презентация, посвящённая 225-летию художественной династии Бенуа, внесшей значительный вклад в развитие культуры и искусства не только России, но и всего мира. Презентация стала главным событием праздничной программы, включавшей экскурсию, презентацию и круглый стол.

 Первым в рамках презентации «Активное наследие: 225 лет семье Бенуа в России» прозвучал доклад известного петербуржского искусствоведа, сотрудника РИИИ В.А. Фролова, познакомившего слушателей с живыми традициями семьи Бенуа, в частности, с традицией празднования семейных юбилеев, начало которой положило торжество, состоявшееся 7 февраля 1896 года в ресторане гостиницы «Европейской», где семья праздновала 100-летний юбилей своего пребывания в России. Другой важной традицией для семьи Бенуа с середины ХIХ века стал летний отдых в Петергофе, главным архитектором которого почти полвека был Н.Л. Бенуа. В результате этой традиции, в 1890-х годах, его сын Л.Н. Бенуа создал уникальный дачный ансамбль в деревне Бобыльской, ставший своеобразным «родовым гнездом» для семьи, а для Петергофа – центром летней культурной жизни. Возрождению этого объекта, пришедшего в наше время в самое плачевное состояние, был посвящён второй ключевой доклад презентации, подготовленный Е.П. Петрашень.

 Из трёх дач семейного клана Бенуа в Бобыльске сохранилась лишь одна, принадлежавшая М.Н. Бенуа, две другие – Вилла Мария и Вилла Ольга, названные так в честь супруги Л.Н. Бенуа и её сестры, были утрачены вскоре после революции. Две другие сохранившиеся дачи бывшей деревни Бобыльской – дача Грубе и дача Крона – относятся к той же эпохе и стилю раннего деревянного модерна с чертами историзма и эклектики. Дача Крона, предположительно, также была спроектирована Л.Н. Бенуа. Ещё одна «безымянная» дача сгорела в 60-х годах, а дача знаменитого промышленника Ф.К. Сан-Галли, пострадавшая во время войны, утратила свой исторический облик при восстановлении объёма. В советский период дачи были здравницей, а затем Домом отдыха работников просвещения, в 70-х годах они перешли в ведение Ленинградского университета. К началу перестройки дачи обветшали и были выведены из эксплуатации. Попытки организовать их реставрацию пользователем не увенчались успехом.

 Инновационная концепция возрождения объекта была разработана магистранткой программы СПбГУ «Дизайн среды» М.В. Светловой под руководством профессора канд. иск. В.С. Сперанской, на основе многолетних исследований этой проблемы Е.П. Петрашень, при участии студентов и преподавателей ООП «Дизайн среды» СПбГУ. Недавно концепция была одобрена руководством Санкт-Петербургского государственного университета, теперь она переходит в фазу реализации.

 В дачах-памятниках деревянного зодчества предлагается создать междисциплинарную университетскую арт-резиденцию с творческими мастерскими, помещениями для проживания, коворкингом, кафе и музейно-выставочным пространством, а парк посёлка «Просвещение», возникший на основе дачных садов в ХХ веке, продолжит просветительские традиции места в качестве общественно-краеведческого парка. Деятельность нового подразделения СПбГУ предполагает участие студентов и преподавателей разных направлений из Университета и других вузов, жителей Петергофа и Ломоносова, деятелей культуры и искусства из разных стран.  Весь процесс восстановления, от противоаварийных мероприятий до полного восстановления, планируется как открытый образовательный и культурный проект под эгидой Ассоциации выпускников СПбГУ. Основными источниками финансирования должны стать внешние источники, так как иначе такой формат организовать будет невозможно, а традиционные подходы уже доказали свою неэффективность.

 Проект был представлен не только презентацией, но и выставкой, что позволило участникам мероприятия подробно ознакомиться с разработанными проектными материалами и произведениями художников из рода Бенуа, посвящёнными Петергофу (дизайн экспозиции на основе вкр М.В. Светловой, схемы зонирования парка, сформированной по итогам твоческого практикума «Дача Бенуа в Петергофе» и воркшопа «Город и наследие: диалог и взаимовлияние», а также репродукций графики А.Н. Бенуа, Л.Н. Бенуа, М.Л. Шретер и П.Г. Фильчакова, посвящённой Петергофу, разработан П.Г. Фильчаковым и Е.П. Петрашень). После доклада Е.П. Петрашень прозвучали выступления приглашённых экспертов. 

 Джон Деннис Рич – почетный профессор и почетный председатель Департамента бизнеса и предпринимательства в Колумбийском колледже в Чикаго, управляющий директор консалтинговой компании Creative Enterprise Consulting – рассказал о своём участии в начале формирования концепции в 2013 году, в рамках курса менеджмента, маркетинга и фандрайзинга культурных проектов, прочитанного им дизайнерам среды в СПбГУ по программе образовательного гранта Фулбрайт (подготовка и реализация грантовой заявки была обеспечена сотрудницей Управления научных исследований СПбГУ Е.К. Рождественской). Профессор выразил надежду, что сложившийся план будет реализован и вскоре он сможет присутствовать уже на открытии Арт-резиденции.

 А.Г. Леонтьев, заместитель председателя КГИОП, одобрил проект, отметил его высокую социальную и культурную значимость и обещал всестороннюю поддержку со стороны Комитета в его реализации.

 С.А. Павлов, главный архитектор ГМЗ «Петергоф», выразил беспокойство в связи со стремительным ухудшением состояния памятников и подчеркнул важность скорейшей реализации проекта для сохранения максимальной подлинности памятников. С.А. Павлов одобрил качество проработки экономической модели в составе концепции, которая обеспечит устойчивость объекта после его полного восстановления.

 Анна Заведий, куратор Арт-резиденции ГЦСИ РОСИЗО в Кронштадте, подтвердила перспективность функции арт-резиденции как основной для долгосрочного развития объекта и уникальность ресурса Дачи Бенуа для этого формата использования. А. Заведий пригласила будущую арт-резиденцию присоединиться к создаваемой Ассоциации арт-резиденций России.

 Елена Ширшова, директор по развитию Группы компаний «БестЪ», рассказала о проекте «Бенуа 1890», реализованном «БестЪ» на Ферме Ю.Ю. Бенуа, двоюродного брата Л.Н. Бенуа, на Тихорецком проспекте (бывший проспект Бенуа). Е.В. Ширшова провела параллели между двумя проектами и пожелала Даче Бенуа максимальной поддержки бизнес-сообщества для скорейшей реализации проекта, выразив надежду, что пример «БестЪ» вдохновит возможных партнёров проекта.

 Александра Санина, директор «Архитектурного бюро “Наследники Бенуа”» и Маркетингового агентства «Sellmore» выразила надежду на подключение к проекту различных организаций, в названиях и маркетинговой стратегии которых присутствует имя Бенуа. Таких компаний не так уж мало в нашем городе, можно сказать, что они образуют своеобразную «деловую семью» Бенуа, что должно накладывать на них определённую ответственность.  

 Следующим выступил Борис Неупокоев, учитель истории из Школы имени А.М. Горчакова, открытой в Павловске в 1999 г. предпринимателем С.Э. Гутцайтом в даче знаменитого русского архитектора А.П. Брюллова, отреставрированной по инициативе учредителя. Борис Владимирович поделился историей создания школы и её успехами за десять лет работы, а также рассказал о культурных проектах, появившихся благодаря развитию Школы – достойный пример активизации наследия, вдохновляющий своим успехом и высоким уровнем реализации.

 Опыт реставрации памятников при участии студентов Университета Аалто описала Нетта Бёэк, магистр архитектуры, преподаватель Школы искусств, дизайна и архитектуры Университета Аалто, член Финской ассоциации архитекторов SAFA и ее подкомитета по вопросам архитектурного наследия Rakennusperint-SAFA, член совета Финского национального комитета ИКОМОС, голосующий член Научного комитета по общему архитектурному наследию ИКОМОС, а также член Финской ассоциации научных редакторов и журналистов. В настоящее время Нетта вместе с командой соавторов работает над обширной книгой о традиционных финских методах строительства из дерева. В книгу войдут и работы, выполненные вместе со студентами. Бёэк рассказала о своём знакомстве с реставрацией деревянной усадьбы парка Монрепо и о том, что начало реставрации запоздало на 20 лет. Если бы она началась раньше, многих потерь можно было бы избежать. Поэтому важно начать работы по дачам Бенуа, Грубе и Крона как можно скорее, предварительно, конечно, разработав необходимую документацию. Нетта Бёэк отметила высокий интерес проекта для международного и межвузовского сотрудничества.

 Потенциал проекта как международного подтвердил Владимир Фролов, главный редактор журнала «Проект Балтия». Он также поддержал идею консолидации коммерческих организаций для реализации проекта, и отметил ценность участия в проекте финских коллег. Кроме того, редактор предложил подумать о развитии фестивальной деятельности на территории Дачи Бенуа в Петергофе, не пытаясь повторить существующие примеры, но развивая уникальные возможности этого объекта.

 В завершение выступлений прозвучала тревожная нота – ещё один объект, связанный с наследием Бенуа, находится в трудном и неопределённом положении, это часть ансамбля Лисино-Корпус, созданного Н.Л. Бенуа для Лесного института. «Дом для 40 практикантов» используется Лисинским лесным колледжем, а Храм Происхождения Честных Древ Креста Господня, входящий в ансамбль – Русской православной церковью. В ведении ЛТУ остался лишь Охотничий дворец, но он не используется. Об этом объекте рассказала В.Л. Базуева, старший преподаватель кафедры строительства и планировки населенных пунктов СПбГЛТУ им. С.М. Кирова. Варвара Львовна выразила надежду, что под влиянием приведённых примеров для Охотничьего дворца и учебного лесничества также начнётся поиск инновационных решений, так как привычные схемы сохранения наследия в наши дни не работают, и от организаций-пользователей объектов культурного наследия требуются креативные решения и преодоление шаблонов для выполнения охранных обязательств и развития таких объектов.

 В качестве заочного выступления Елены Макевниной, председателя Московского объединения ландшафтных архитекторов (РОО МОЛА), был продемонстрирован ролик, созданный по материалам творческого практикума по основам ландшафтной архитектуры «Дача Бенуа в Петергофе», который преподаватели СПбГУ Е.П. Петрашень и К.А. Алферовский провели летом 2019 года в Москве, в рамках Фестиваля «Moscow Flower Show» и III «Дня воды», при поддержке РОО МОЛА и компании «Альтрейн». Сюжет наглядно продемонстрировал возможности проекта для учебного процесса.

 На следующий день мероприятие продолжилось в формате круглого стола в Музее-квартире Л.Н. Бенуа, где прозвучало ещё несколько интересных докладов и состоялась дискуссия.

 Оргкомитет мероприятий выражает благодарность всем участникам, а также Санкт-Петербургскому Союзу архитекторов, ООО «Альтрейн», ГМЗ «Петергоф», СПбГУ и членам семьи Бенуа.

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020