Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2019 / 02 / Зодчий и учитель

Памяти мастера

Зодчий и учитель

Г.И. Мярс,

кандидат архитектуры, доцент кафедры истории и теории архитектуры СПбГАСУ

5 июня 2019 г. исполнилось бы 90 лет со дня рождения архитектора Н.Н. Надёжина

Николай Николаевич родился в Пскове, там же в 1947 году окончил среднюю школу. Попытка поступить в том же году на архитектурный факультет ЛИСИ не увенчалась успехом. Пришлось трудоустраиваться, и особой удачей было этот год работать в только что открывшейся Псковской Реставрационной мастерской под руководством архитектора-реставратора Ю.П. Спегальского. Это было чрезвычайно полезно и интересно для будущего архитектора.

 В 1948 году Николай поступил в ЛИСИ, но на строительный факультет. Однако, как способному ученику при поддержке декана архитектурного факультета Б.В. Муравьева ему удалось перевестись на архитектурный факультет и успешно завершить его в 1954 году. Его учителями по профилирующем дисциплинам были А.С. Никольский, А.А. Оль, Б.В. Муравьев, Л.М. Хидекель, А.И. Князев, а также Н.Ф. Хомутецкий, А.М. Соколов, К.И. Дергунов, В.А. Витман, Т.Б. Дубяго, Н.П. Подберезский, Д.Г. Барышев и еще ряд «почасовиков», работающих в разных проектных институтах и занимавших там должности ГАПов или руководителей отделов. В приведенный перечень не попали имена ученика А.С. Никольского И.Г. Явейна - активного строителя вокзальных зданий и В.И. Пилявского, к тому времени известного историка архитектуры.

 После успешного окончания архитектурного факультета ЛИСИ Николай Надёжин вместе с двумя другими талантливыми сокурсниками Е.М. Полторацким и Г.И. Лохановым был распределен в самый престижный проектный институт нашего города Ленпроект. Первой его самостоятельной работой был проект музея Великой Октябрьской социалистической революции в Ленинграде.

 Это была реконструкция бывших особняков М.Ф. Кшесинской и лесопромышленника В.Э. Брандта, переоборудование их под музей и строительство «встройки». Строительство велось при постоянном надзоре Н.Н. Надёжина, было завершено в 1959 году и получило одобрение и коллег, и руководства города. Теперь это музей политической истории на Троицкой площади.

 В той же мастерской архитектора О.И. Гурьева в Ленпроекте были выполнены Н.Н. Надёжиным проекты с последующим строительством: плавательный бассейн на Петровском острове, жилой дом для преподавателей Первого Медицинского института на ул. Льва Толстого, здание проектного института «Ленаэропроект» на Обводном канале (последний в соавторстве с Е.М. Полторацким). Но основной работой в Ленпроекте были жилые дома для Ленинграда.

 После 1954 года ставилась задача широкого внедрения типовых проектов жилых и общественных зданий. И в 1961 году в мастерской О.И. Гурьева Н.Н. Надёжиным и В.М. Фромзелем был создан проект кирпичного 9-этажного 45-квартирного дома, современного, пластически интересного и не слишком дорогого. Скромная площадь застройки (около 300 м2) позволяла «внедрять» его в кварталы и микрорайоны, застраиваемые протяженными, многосекционными домами. Позже такие дома станут называть «точкой Надёжина».

 Первые такие «надёжинские» дома были построены уже в 1962 году на ул. Орбели в Выборгском районе, а затем по всему городу и пригородам: в Пушкине, Павловске, Сестрорецке, Сосновом Бору и др., – а со временем по другим городам Северо-Запада Европейской части Советского Союза.

 Здесь же в этой мастерской Надёжиным были выполнены проекты и постройки жилых домов: протяженный, 11-тиэтажный жилой дом по ул. Торжковской, д. 11 с библиотекой (совместно с архитектором Н.М. Назарвиным); застройка квартала №17 по пр. Мориса Тореза; застройка южной части Гражданского пр. (в авторском коллективе) и др.. Одному из первых жилищно-строительных кооперативов «Моряк» был спроектирован и построен жилой дом на Конном пер. Петроградской стороны, за соборной Мечетью. Авторы: Н.Н. Надёжин и В.М. Фромзель. Дом корректно вписался в масштаб окружающей структуры в 1963 году.

 На протяжении многолетней архитектурной практики Николай Николаевич, работая в крупных проектных организациях (Ленпроект и позднее Ленниипроект, ЛенЗНИИЭП и в родном ЛИСИ – СПбГАСУ) выполнял конкурсные работы в одиночку или чаще коллективно. Нередко соавторами оказывались бывшие сотрудники: Г.И. Лоханов, Е.Д. Лоханова, М.В. Чернов, Е.М. Полторацкий. В конкурсе 1959–1960 гг. на киноконцертный зал в г. Свердловске были сотрудники О.И. Гурьев и Костко. Киноконцертный зал получил 1-е место и был построен в разных городах страны.

 В международных конкурсах: Ратуша в Амстердаме, Театр оперы и балета в Будапеште и в Деловом центре Дефанс в Париже соавторами Н.Н. Надёжина были Г.А. Михайлов, Ю.В. Белинский, Д. Бутырин, В.А. Сохин, В. Захаров, Л.А. Гутцайт.

 Всего было выполнено 28 конкурсных, незаказных проектов. Из них 11 получили призовые места!

 В 1964 году ряд проектных мастерских Ленпроекта был переведен в новую комплексную организацию – ЛенЗНИИЭП. Сюда вместе с руководителем мастерской А.В. Шприцом переместился и Н.Н. Надёжин. Здесь ему поручили спроектировать здание агентства печати в районе Староневского пр. на Миргородской ул.. Проект был выполнен в 1979–81 гг. совместно с Л.А. Гутцайтом и А.В. Шприцом. Построено агентство «Союзпечать» в 1989 году. Были и другие объекты: Музыкальная школа для Красносельского района (соавтор Ю.П. Груздев), детский сад на Саперном пер. 2 (соавтор Е.В. Капралова), комплекс зданий Военно-медицинской академии у Финляндского вокзала (соавторы Ю.П. Груздев, А.В. Шприц, Л.А. Гутцайт). Вычислительный центр ВМА построен в 1989 году.

 Занимаясь проектированием клинического корпуса ВМА в 1980 – 1983 гг., Николай Николаевич сотрудничал с теми же соавторами. Корпус был построен, наружные стены были облицованы доломитом, но, простояв так много лет, он был безжалостно разобран! Это было уже после смерти Николая Николаевича.

 Интересной работой было проектирование села Рождествено совместно с архитектором Н. Семочкиным. Но начавшаяся «всесоюзная перестройка» развалила существующее хозяйство, и эксперимент не состоялся.

 Самой крупной и значимой работой в творческой жизни Николая Николаевича, без сомнения, был Гуманитарный университет профсоюзов на ул. Фучика 15. Проектировался этот комплекс в 1970-х годах, а строительство растянулось на 20 с лишним лет (соавторы Е.Д. Лоханова и др. сотрудники Ленниипроекта).

 «Архитекторы понимали всю важность создания такого комплекса в нашем городе, слишком обязывала культурная традиция. Необходимо было в необремененном тогда архитектурными достопримечательностями Купчине создать уголок с истинно петербургским настроением, способный одухотворять и воспитывать уважение к истории и культуре», – говорил Н.Н. Надёжин об этой своей работе.

 Этот университет предназначался для обучения специалистов гуманитарного профиля, аналогично Институту культуры. Он рассчитан на обучение 1200 студентов дневного и 3000 вечернего и заочного отделений. Общежитие на 1000 мест, библиотека на 500 тысяч томов! Комплекс занимает целый квартал между ул. Пражской и Бухарестской, включая все службы и зоны университета (вблизи метро «Бухарестская»). Завершение строительства этого объекта подвело итог многолетней творческой деятельности талантливого зодчего и замечательного человека, внесшего достойный вклад в архитектуру и культуру Санкт-Петербурга.

 К чести Н.Н. Надёжина надо отметить, что он, окончив вуз в год апогея советского классицизма, в своих первых работах (реконструкция особняка Кшесинской, кирпичный 9-этажный дом – серия 528–КП–40 и чуть позднее детский сад в Саперном переулке) показал свое умение выходить из сложных ситуаций, вписываясь в контекст существующей застройки XIX, начала XX веков, не боясь отсылок к более древним временам «романского» стиля в комплексе Гуманитарного университета профсоюзов.

 В 1992 году Николаю Николаевичу было присвоено почетное звание Заслуженного архитектора Российской Федерации. Указ был подписан первым российским Президентом.

 С 1993 года Н.Н. Надёжин оставляет Ленниипроект и переходит полностью на педагогическую работу в качестве доцента кафедры теории архитектуры СПбГАСУ. Он обучает студентов архитектурной графике и основам архитектурного проектирования, а также участвует в рецензировании дипломных проектов выпускников архитектурного факультета родного вуза и института им. Репина. Как член Союза архитекторов, Николай Николаевич с давних пор входил в правление Ленинградского отделения и многие годы возглавлял Комиссию по приему новых членов в эту организацию. Его богатый проектный опыт и художественный вкус позволяли профессионально и строго подходить к порученному делу и быть честным судьей, который требует от претендента, вступающего в Союз, соответствующего уровня не только вузовской подготовки, но и накопленного багажа практической деятельности.

 Трудно переоценить важность знаний и умений, переданных Н.Н. Надёжиным своим ученикам – студентам. Обширна география построенных зданий. Это наш город с Гуманитарным университетом профсоюзов, зданием агентства «Союзпечати», детским садом, проектным институтом, Музеем, плавательным бассейном и многочисленными индивидуальными и многоквартирными жилыми домами, а также многие и многие города бывшего Советского Союза с киноконцертными зданиями, памятниками и жилыми домами.

 Все работы Н.Н. Надёжина отличает характерная для его сущности честность, простота и талант, которые прошли через всю его жизнь и остались в людской памяти как главное достоинство архитектора и человека!

 До последнего дня Николай Николаевич преподавал в СПбГАСУ, занимался общественной работой в Союзе архитекторов, писал акварели. Он не был больным старым человеком. «Талантливые люди старыми не бывают» – сказала современная писательница В. Токарева. Он умер неожиданно, просто среди дня остановилось сердце. Николай Николаевич похоронен на небольшом зеленом кладбище в поселке Лахта.

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020