Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2019 / 01 / Третьи «Назаровские чтения»

Назаровские чтения

Третьи «Назаровские чтения»

Итоги конференции «От Концепции агломерации к Схеме территориального планирования Санкт-Петербурга  и части Ленинградской области, и далее – к территориально-пространственному развитию каждого из субъектов Российской Федерации»

Оргкомитет Конференции продолжает прилагать усилия в деле повышения эффективности воздействия обоснованных решений общественной организации (СПб Союза архитекторов) на процессы официального (государственного) управления градостроительной деятельностью и усовершенствования работы его механизмов. С этими целями и предлагаются определенные инициативы в адрес исполнительных органов государственной власти и иных организационно-хозяйственных структур.

 В данном контексте Оргкомитет обращается к руководству СПб СА с предложением об утверждении приводимой ниже резолюции Конференции, приняв ее как обосновывающий документ для конкретных организационных действий.

Констатирующая часть

 Выслушав мнения органов государственной власти Санкт-Петербурга и  Ленинградской области по вопросу взаимодействия двух субъектов Российской Федерации при подготовке единого документа территориального планирования интеррегионального комплекса, а также заслушав докладчиков и спикеров панельной дискуссии по вопросам перспектив совместного градостроительного развития территории  Санкт-Петербурга и части Ленинградской области (агломерации), определяемым Указами Президента Российской Федерации, документами стратегического планирования и управленческими решениями в рамках действующего законодательства, участники Конференции констатировали:

  1. С вступлением в силу Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 №190-ФЗ и иных документов федерального уровня в области стратегического планирования принципиально изменились цели и задачи подготовки документов территориального планирования.
  2. Традиционное градостроительство утратило первоначальное предназначение, что выражается в следующем:

- Документация территориального планирования перестала выполнять свою основную задачу – документально обеспечивать процессы позитивных преобразований материального пространства города или иной урбанизированной территории.

- В настоящее время Генеральный план города и Схема территориального планировании Ленинградской области не являются всеобъемлющими стратегическими документами территориально-пространственного развития, а лишь призваны решать (в первую очередь) частные задачи, связанные с размещением объектов различного функционльного назначения и значения.

  1. Подготовка единого документа территориального планирования для Санкт-Петербурга и Ленинградской области в виде Схемы территориального планирования двух субъектов РФ необходима в силу специфики сложившейся взаимосвязи системы расселения и размещения мест приложения труда на рассматриваемой территории, а также в связи с иными устойчивыми многофакторными связями двух субъектов Российской Федерации.
  2. Подготовка Схемы территориального планирования Санкт-Петербурга и Ленинградской области или части Ленинградской области (СТП СПб и ЛО):
  • Осуществляется по инициативе высшего исполнительного органа государственной власти одного из субъектов Российской Федерации.
  • Решение о подготовке СТП СПб и ЛО принимается высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, по территориям которых осуществляется указанная подготовка.
  • Подготовка проекта Схемы может осуществляться только совместно уполномоченными исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
  •  СТП СПб и ЛО утверждается законодательными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Указанная Схема территориального планирования будет считаться утвержденной после принятия соответствующего нормативного правового акта об ее утверждении каждым из вышеназванных органов.

 В процессе обсуждения выявились системные вопросы, требующие решения для подготовки совместного документа территориального планирования:

  1.  Уточнение границ Санкт-Петербургской агломерации в связи с подготовкой Стратегии пространственного развития Российской Федерации, определившей иные границы рассматриваемой градостроительной системы, отличные от одобренных в Концепции Санкт-Петербургской агломерации.
  2.  Целесообразность создания и утверждения единой социально-экономической базы (документа стратегического планирования в рамках целеполагания) для подготовки Схемы территориального планирования Санкт-Петербурга и Ленинградской области (части Ленинградской области) в противовес достаточности базирования на положениях стратегий социально-экономического развития обоих субъектов РФ.
  3.  Легитимация основных единых или раздельных показателей достижения целей социально-экономического развития рассматриваемой территории Санкт-Петербургской агломерации в соответствии со сроками и этапами реализации Генерального плана Санкт-Петербурга и Схемы территориального планирования Ленинградской области.
  4.  Создание органа управления и координации градостроительной деятельности на территории Санкт-Петербургской городской агломерации.
  5.  Решение методологических вопросов подготовки  совместного документа территориального планирования, а также создания Лесопаркового зеленого пояса вокруг Санкт-Петербурга на основе оценки состояния природно-ресурсного комплекса соответствующей территории и актуализированных исходных данных о таком состоянии.

 Решения Конференции

 На основании докладов и выступлений, а также предложений слушателей, участники Конференции рекомендуют:

Санкт-Петербургскому Союзу архитекторов:

  1. Активно включиться в вопросы консолидации градостроительной деятельности обоих субъектов Российской Федерации.
  2. В процессе подготовки СТП СПб и ЛО организовать мониторинг разработки названного единого документа  территориального планирования.
  3. Периодически освещать ход подготовки вышеназванной Схемы, а также внесения изменений в Закон Санкт-Петербурга «О Генеральном плане Санкт-Петербурга» в информационно-аналитическом бюллетене «Архитектурный Петербург».
  4. Выйти в соответствующие исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также в Координационный совет СПб и ЛО в сфере социально-экономического развития с предложениями:
  • о создании при Комитете по архитектуре и градостроительству ЛО подведомственной организации – аналога СПб ГКУ «НИПЦ Генплана Санкт-Петербурга» для подготовки за счет бюджетных ассигнований документации территориального планирования, градостроительного зонирования, а также документации по планировке территории;
  •  о проведении научно-практической конференции по вопросам легитимности и устойчивости во времени количественных показателей достижения целей социально-экономического  развития рассматриваемой территории как основы для подготовки соответствующего документа территориального планирования;
  • о подготовке проекта Схемы территориального планирования Санкт-Петербургской агломерации с решением вопросов пространственного развития территории, определяющих приоритеты, цели и задачи межрегионального развития;
  • о создании на базе (в составе) Координационного совета СПб и ЛО в сфере социально-экономического развития межведомственного Совета по руководству (координации) градостроительной деятельности на территории агломерации.

    Экспертно-консультационному совету (ЭКОС)   Санкт-Петербургского Союза архитекторов:

  •  рассмотреть вышеназванные системные вопросы, требующие решения для подготовки совместного документа территориального планирования, и подготовить от имени СПб СА соответствующие рекомендации для передачи в Комитет по градостроительству и архитектуре;
  •  оказать необходимую методологическую помощь уполномоченным органам исполнительной власти обоих субъектов Российской Федерации при подготовке:

СТП СПб и ЛО - в части состава и содержания данного документа, учитывающего специфику внутренних взаимосвязей и взаимодействия рассматриваемого интеррегионального комплекса, включая достижение сбалансированного территориально-пространственного развития и учет определенной де-популяции обоих регионов (относительно потребного уровня);

внесения изменений в Генеральный план Санкт-Петербурга - в части предложений о связи утвержденного документа с реальными изменениями развития города, в т.ч. с учетом политических, экономических и социальных изменений за период его действия;

проекта Лесопаркового зеленого пояса вокруг Санкт-Петербурга - в части оценки и выявления потенциальных возможностей экологически допустимого развития природопользования и укрупненной оценки возможностей использования территории.

СПб ГКУ «НИПЦ Генплана Санкт-Петербурга» подготовить проекты Методологических рекомендаций в части разработки:

  •  Схемы территориального планирования Санкт-Петербурга и Ленинградской области (части Ленинградской области);
  •  внесения изменений в Генеральный план Санкт-Петербурга;
  •  проекта Лесопаркового зеленого пояса вокруг Санкт-Петербурга.

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020