Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2018 / 05 / Архитектурный ресурс Петербурга: выставка в Этнографическом музее

Выставки

Архитектурный ресурс Петербурга: выставка в Этнографическом музее

И.О. Бембель,

кандидат искусствоведения, главный редактор журнала «Капитель», с.н.с. НИИТИАГ

В Российском этнографическом музее прошла открытая городская выставка «Архитектурный ресурс Петербурга». Мероприятие состоялось по инициативе Ассоциации архитекторов «Архсоюз Капитель» при поддержке Санкт-Петербургского Союза архитекторов и Всемирного клуба петербуржцев.

Помимо членов Ассоциации «Архсоюз Капитель», в выставке приняли участие пятнадцать проектных мастерских и практикующих архитекторов. Многие из них впервые участвовали в мероприятии подобного формата, что вкупе с образовательно-деловой программой дало возможность петербуржцам увидеть новый срез архитектурной активности.

 Организаторы вложили множество смыслов в название выставки. Оно отразило одну из главных задач проекта – привлечь внимание к тем ресурсам развития Петербурга, которые представляются не вполне явными или не до конца востребованными. Это и исторический градостроительный опыт, в частности, роль церковных доминант в структуре кварталов и улиц, и безответственно расточаемый земельный ресурс новых невских набережных, и заброшенные территории кронштадтских фортов, и сотрясаемый реформами образовательный ресурс, и позабытая тема синтеза искусств …

 В соответствии с задачей выставка включила в себя круглые столы и отдельные небольшие тематические экспозиции – церковной архитектуры, скульптуры, архитектурной графики, детских архитектурных рисунков, студенческих дипломов, а также выставку проектов-победителей смотра-конкурса «Архитектон» последних лет. И хотя в ходе подготовки замышленный размах локальных экспозиций пришлось несколько ограничить, вынесенные темы все же получили свое наглядное выражение.

 Неожиданно органично в пространство архитектурной выставки вписались работы коллег-ваятелей (Д. Каминкера, С. Астапова, А. Гордеева) – а ведь они расставлялись практически экспромтом! Так, небольшая скульптурная экспозиция напомнила архитекторам и заказчикам об утраченной роли архитектуры как матери всех искусств.

 Однако в повседневной архитектурной практике все не так просто. Как справедливо отметил на пресс-конференции Дмитрий Каминкер, для возрождения синтеза искусств вовсе не достаточно расставить по городу N-ное количество «бронзовых дядек». Подобным образом для расцвета церковной архитектуры недостаточно расставить по городу N-ное количество храмов.

 Скульптурные «пропилеи» стали хорошей смысловой прелюдией к выставке церковных проектов – центральному ядру экспозиции. Ведь помимо всего прочего, церкви остаются в наше время едва ли не единственным архитектурным жанром, где синтез искусств востребован по определению.

 Тему храмов обсуждали за круглым столом «Архитектурный потенциал церковного строительства». Одну из главных проблем в этой сфере участники видят в том, что традиционно доминантная роль храмов входит сегодня в противоречие с сугубо светским законодательством. В итоге вместо того, чтобы структурировать городскую ткань, церковные здания, расставленные в случайных местах и часто по остаточному принципу, порой лишь усугубляют визуальный хаос новых районов. Получается, что, с одной стороны, город отчаянно нуждается в архитектурных средствах регулирования, а с другой, практически игнорирует уникальные возможности, которыми обладает в этом смысле храмовая архитектура.

 Еще одна резонансная тема была поднята за круглым столом «Современные набережные – упущенный ресурс Петербурга?». Его участники сошлись в мнении, что развитие «главной улицы Санкт-Петербурга» требует особого режима застройки, ключом к формированию которого должен стать как градостроительный опыт прошлого, так и лучшие примеры из современного мирового опыта.

 Подобными уникальными качествами обладают и исторические форты Кронштадта, чья судьба была также обсуждена за круглым столом. Проект реконструкции кронштадтских фортов мастерской «РИЕДЕР» получил Гран-при «Зодчества», однако на пути к его реализации лежит множество препятствий. Пожалуй, главное из них – отсутствие инфраструктуры, требующее крупных финансовых вложений, непосильных для частного инвестора.

 Тема подземного строительства была включена в программу выставки в силу очевидной потребности исторического центра в этом дополнительном ресурсе. Кроме того, метрополитен – одна из немногих сфер, где востребована сегодня авторская архитектура и синтез искусств. В то же время, за исключением развития сети метро, подземный ресурс сейчас практически заморожен. При этом участники круглого стола отметили, что скоординированная работа различных ведомств могла бы значительно удешевить подземные работы. Условно говоря, строительство тоннеля под метро должно быть частью комплексных работ, включающих подземные переходы, торговые пространства, автостоянки, прокладку городских сетей и т.д. Сейчас же каждое ведомство «роет» по отдельности, расходуя лишние средства и подчас откровенно мешая друг другу…

 Непрерывное архитектурное образование стало темой ещё одного круглого стола. Соединить опыт старой школы и новые технические требования, выживать в современных условиях и, главное, сделать разные этапы обучения профессии звеньями единой цепи – такие задачи стоят сегодня перед участниками образовательного архитектурного процесса.

 Некоординированность действий разных участников архитектурно-градостроительного процесса, в том числе городских и федеральных властей, звучала рефреном практически на всех обсуждениях. Пожалуй, единственным исключением стало применение BIM-технологий, внедрение которых активно поддерживается на федеральном уровне (это было темой еще одной дискуссии в рамках выставки). Вместе с тем, в отношении собственно архитектуры как творческого труда перспективы тотальной компьютеризации вызывают больше всего вопросов.

 Помимо упомянутых круглых столов, в рамках выставки прошла конференция «Новая архитектура Петербурга», подготовленная авторами проекта «MEETING».

 Программу дополнили выступления архитекторов. Наряду с мастер-классами участников выставки Михаила Копкова, Сергея Плотникова, Владимира Цехомского, Сергея Цыцина, Антона Смирнова, Кирилла Яковлева и приглашенного архитектора Антона Надточего (бюро ATRIUM, Москва), прошли тематические лекции московских архитекторов Михаила Белова и Михаила Филиппова. Последние далеко вышли за пределы собственного творчества, совершив экскурсы в историю архитектуры и проблематику архитектурной традиции.

 Естественно, проведенное мероприятие не претендует на полноту, однако сам выбранный открытый формат выставки, сочетающий индивидуальное и общезначимое,  предстовляется удачным, стимулирующим двигаться дальше в этом направлении.

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020