Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2018 / 02 / Юбилей мастера

Юбилей

Юбилей мастера

ЮРИЙ ИСАЕВИЧ ЗЕМЦОВ

Заслуженный архитектор России

Лауреат Государственной премии РСФСР

Лауреат Государственной премии России

Лауреат премии Правительства РФ и Правительства

Санкт-Петербурга

Действительный член РААСН и МААМ

Член Правления Санкт-Петербургского союза архитекторов.

Юрий Исаевич родился 23 мая 1938 года в Ленинграде в семье И.М. Земцова – известного историка архитектуры и С.А. Павлоцкой – преподавателя истории в институте им. Герцена.

 Первые сознательные годы во время блокады провел в эвакуации. Вернувшись в Ленинград, окончил школу с золотой медалью, затем, в 1962 году, архитектурный факультет ЛИСИ.

 Свою творческую деятельность он начал в ЛЕННИИПРОЕКТе под руководством Д.С. Гольдгора и Е.А. Левинсона, где активно участвовал в работе над проектами Невского дворца культуры и Крематория.

 С 1967 года Земцов работает в ЛенГипроторге. Именно здесь, как мне кажется, раскрылся его неповторимый архитектурный талант. В те годы институтом руководил Александр Устинович Мирошин, который сумел создать условия для масштабной творческой работы.

 Годы работы в Гипроторге увенчались строительством таких знаковых объектов, как Универмаг во Львове и Торговый центр в Омске (Государственная премия РСФСР 1986 года), в которых была реализована совершенно новая пространственная организация зданий. Торговые залы располагались по спирали, заставляя покупателя, незаметно для себя, подниматься на верхние этажи. Кроме того, в Омском ТЦ был организован самый большой в то время атриум в стране.

 В Ленинграде был построен Невский рынок, окруженный большими кирпичными арками.

 Архитектурные идеи поддерживались интересными, а иногда и уникальными конструктивными решениями таких замечательных инженеров, как А.В. Шапиро, Б.А. Миронков и др. Благодаря им были внедрены железобетонные и ступенчатые остекленные металлические структуры, железобетонные шатры 12 х 12 м, метод подъема этажей. Это были времена застоя и жесткой экономии в архитектуре, поэтому появление таких проектов было настоящим прорывом.

 Когда в 1978 году, закончив ЛИСИ, я пришел к Юрию Исаевичу в Гипроторг, он был молодым, но уже известным мастером. Мне посчастливилось оказаться в одной из самых интересных и творческих мастерских Ленинграда, где создавались не дома с фасадами и объемами, а прежде всего пространства.

 Объекты во Львове и Омске еще строились, но в это время началась длинная (13 лет) полоса проектов, которые получали медали и дипломы на различных конкурсах и смотрах, но оставались проектами. Развитие экономики страны застыло.

 В эти годы были выполнены проекты двух новых пассажей с Невского проспекта на Стремянную улицу и концепция реконструкции нескольких кварталов с пешеходными улицами (Стремянная, Поварской и Дмитровский переулки) и завершением ансамбля Владимирской площади. Новый подход к реконструкции в историческом центре города с сохранением структуры городской ткани, внутренних пространств был высоко оценен на Всемирных биеннале ИНТЕРАРХ 1985 и 1989 годов, на которых эти проекты были отмечены серебряными медалями. Было сделано много других интересных работ для Грузии, Украины, Ленинграда, но ничего не строилось…

 Внутренняя пружина терпения сжималась и, наверное, поэтому, когда Земцов в поездке по Финляндии с группой от Союза архитекторов случайно узнал от Г.Н. Булдакова (главного архитектора Ленинграда того времени), что вышло разрешение на частную архитектурную практику, он в считаные дни собрал все документы. По его инициативе была создана комиссия ЛОСА, которая в конце 1989 года выдала ему Свидетельство №1 на право организовать свою частную мастерскую.

 Спустя некоторое время персональная мастерская была реорганизована в Закрытое акционерное общество Архитектурное бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры».

 Начало 90-х было очень нелегким временем для всех нас, и сплоченность нашего маленького коллектива, напряженная работа и дружеская поддержка помогли остаться на плаву.

 Новый этап работы в совершенно новых условиях ознаменовался строительством таких объектов, как Невский Палас отель (Государственная премия России 1996 г.), Дом советской экономики в ФРГ (сейчас это Русский дом в Дюссельдорфе), жилые дома на Конной улице, улицах Марата, Жуковского, улице Шпалерной, наб. Фонтанки…

 В 2001 году по сумме работ последнего десятилетия ХХ века мастерская под руководством Ю.И. Земцова получила первую национальную премию – Хрустальный Дедал. Спустя полтора десятилетия вторым Хрустальным Дедалом, премией Правительства РФ и Правительства СПб был удостоен проект новой сцены Александринского театра.

 Диапазон творческой деятельности архитектора охватывает отдельные небольшие здания и крупные градостроительные проекты, элитные комплексы, такие как «Диадема», «Космос», «Смольный парк», офис компании «ГАЗПРОМНЕФТЬ» и кварталы массового жилья, новое строительство и деликатную реконструкцию. Его работы всегда отличаются нестандартным вдумчивым подходом.

 Три постройки этого периода отмечены Гран-при смотра-конкурса Петербургского Союза архитекторов – Архитектоном.

 На протяжении многих лет он успевает преподавать в Институте живописи, скульптуры, архитектуры им. Репина. На его счету, наверное, уже сотни выпускников.

 Земцова отличает огромный творческий потенциал, потрясающая эрудиция и завидная трудоспособность на протяжении многих лет. Когда появляется новая интересная задача, он забывает о выходных.

 Талант архитектора и руководителя, его человеческие качества, сочетание требовательности и поддержка и инициативы сотрудников отразились в приятной творческой атмосфере мастерской, которая через год отметит свое 30-летие.

 За плечами Юрия Исаевича более 55 трудовых лет, десятки проектов и построек. Но и сейчас для него архитектура – это и работа, и увлечение и, смысл жизни.

М.О. Кондиайн, архитектор

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020