Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2018 / 02 / Всё начинается в школе

Архитектурное образование

Всё начинается в школе

22 марта в Комитете по градостроительству и архитектуре СПб состоялось очередное заседание рабочей группы Координационного совета по формированию кадрового резерва в сфере градостроительства и архитектуры, в работе которого приняли участие члены Санкт-Петербургского союза архитекторов.

Модератор совещания – представитель научно-исследовательского и проектного центра Генплана  Санкт-Петербурга Комитета по градостроительству и архитектуре Валентина Карпушенко предложила членам рабочей группы Координационного совета обсудить разработанное Санкт-Петербургским союзом архитекторов Положение о клубе интеллектуальных игр «Парадиз», а также вопрос о реализации проекта непрерывного профессионального образования в сфере градостроительства и архитектуры, который стартовал в декабре 2015 года  с открытия на базе Санкт-Петербургского союза архитекторов Студии архитектуры и дизайна «САД».

 Реализация этого проекта подразумевает процесс непрерывного формирования профессиональных знаний и умений по ступенчатому принципу от низшего уровня (школа) к высшему (вуз).

 Общее руководство проектом осуществляет Координационный совет по формированию кадрового резерва в сфере градостроительства и архитектуры – коллегиальный орган, в состав которого входят 22 представителя от работодателей, исполнительных органов государственной власти, образовательных организаций различного образовательного уровня (от школ до вузов).

 Руководитель проекта непрерывного профессионального образования Валентина Карпушенко представила полный отчет о реализации пилотного проекта.

 Она подчеркнула, что перед участниками реализации проекта стояла непростая задача – найти механизмы повышения эффективности взаимодействия рынка знаний, рынка услуг и рынка труда. Иными словами, мотивировать потребителя знаний (работодателей и профессиональные сообщества) к участию в производстве знаний, в разработке программ и подготовке специалистов для отрасли. Производителей же образовательных услуг мотивировать не только на формирование у обучающихся общих и профессиональных компетенций, но и на воспитание таких личных качеств и мотивационных установок, которые помогли бы в дальнейшем максимальной самореализации специалиста в профессиональной деятельности.

 Новизна проекта заключается в том, что в традиционную модель непрерывного профессионального образования, отсчет которой, как правило, начинается с момента поступления в суз или вуз, был введен дополнительный этап – этап предпрофессиональной подготовки детей в рамках детского дополнительного образования и вовлечение в реализацию проекта наставников от исполнительных органов государственной власти, профессиональных сообществ и работодателей. На выходе мы ожидаем получить не просто высококвалифицированных специалистов, но специалистов, мотивированных на дальнейшее обучение и самообразование на протяжении всей своей профессиональной жизни.

 Реализация проекта непрерывного профессионального образования в сфере градостроительства и архитектуры идет по четырем направлениям:

  1. Взаимодействие со школами;
  2. Взаимодействие с колледжами и лицеями;
  3. Взаимодействие с вузами;
  4. Взаимодействие с профессиональными сообществами и работодателями.

 На первой ступени в работе со школами основная задача – выявить способности школьников к изобразительному творчеству и вызвать интерес к архитектуре как к неотъемлемой части истории и культуры Санкт-Петербурга.

 Работа со школами ведется в рамках Студии архитектуры и дизайна «САД». Основные задачи Студии – создание условий для профессионального самоопределения, мотивированного выбора профессии, поиска талантливых школьников для дальнейшего обучения в профильных вузах и сузах города.

 В 2016–2017 годах в Студии архитектуры и дизайна были проведены архитектурные викторины, видеоэкскурсии «Прогулки с Карлом Росси по Санкт-Петербургу»; фотоконкурс «Архитектурный портрет моего района», олимпиады по архитектуре, конкурс ландшафтных проектов «Наша новая школа»; организовано участие школьников в XVIII-м конкурсе детского изобразительного творчества «Любимый город» по двум номинациям «Архитектура – застывшая музыка. Великое наследие» и «Архитектурные фантазии. Город будущего»; в межрегиональном архитектурно-художественном конкурсе «Ступени творчества»; в открытом городском творческом конкурсе для школьников и студентов сузов «Ворота в сад» (на базе СПб ГЛТУ им. С.М. Кирова).

 Опыт работы Студии показал, что научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами, сформировать начальные профессиональные компетенции и социальную ответственность наиболее эффективно можно методом «погружения в профессию» (профессиональных проб) и участием детей в творческих конкурсах.

 Вторая ступень в реализации концепции непрерывного профессионального образования – работа с лицеями и колледжами. В марте 2016 года в Санкт-Петербургском архитектурно-строительном колледже открыта Школа будущих архитекторов.

 Школа – площадка для подготовки абитуриентов к поступлению в колледж и одновременно творческая лаборатория для получения дополнительных профессиональных компетенций как для поступающих, так и для студентов колледжа.

  Основная задача Школы – развитие творческих способностей школьников – потенциальных абитуриентов, ориентированных на получение архитектурного образования и создание условий для самореализации студентов колледжа через участие в круглых столах, конференциях, мастер-классах и творческих конкурсах.

 В 2016-2017 году в Школе будущих архитекторов проведены мастер-классы руководителей  ведущих архитектурных мастерских Санкт-Петербурга, архитектурно-художественный конкурс «Ступени творчества», межрегиональная научно-практическая конференция «Архитектура и строительство»; организовано участие старшеклассников и студентов в заседаниях Санкт-Петербургского союза архитекторов по подведению итогов молодежных конкурсов «Градостроительные и ландшафтные решения «Бульвара науки» в г. Гатчина» и «Архишанс»,  XVIII конкурсе детского изобразительного творчества «Любимый город»; VI биеннале «Архитектура Петербурга»; ландшафтном марафоне «Аллея студенческих отрядов»; дебатах молодежной секции Санкт-Петербургского союза архитекторов по проблемам градостроительства и архитектуры Санкт-Петербурга.

 Взаимодействие с образовательными учреждениями высшего образования осуществляется по следующим направлениям: совместная разработка основных профессиональных образовательных программ, участие в работе государственных аттестационных комиссий, задания на разработку
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в части дипломных, квалификационных работ и диссертационных исследований, организация практики, патентный поиск, организация научно-практических конференций, проведение конкурсов  и участие в творческих проектах, поддержка российских студенческих отрядов.

 Основная цель – поиск талантливой молодежи и оказание помощи в профессиональной реализации.

 В рамках взаимодействия с высшими и средне-профессиональными учебными заведениями участники проекта решали задачу найти такие формы взаимодействия работодателей и исполнительных органов государственной власти с образовательными организациями, которые способствовали бы подготовке высококвалифицированных специалистов, максимально адаптированных к потребностям отраслевого рынка труда, и выявлению талантливой молодежи – главного интеллектуально-творческого ресурса региона.

 Взаимодействие с профессиональными сообществами идет по основным направлениям формирования национальной системы квалификаций: разработке и актуализации профессиональных стандартов, актуализации образовательных стандартов, разработке основных профессиональных образовательных программ, а также реализации проекта непрерывного профессионального образования.

 Реализация проекта не заканчивается вузом или сузом. Профессиональные сообщества призваны помочь молодым специалистами максимально реализовать полученные в учебных организациях знания и оказать поддержку в приобретении дополнительных профессиональных компетенций через разработку программ корпоративного и личного развития, позволяющих получать новые компетенции.

 В профессиональных сообществах также должен в полном объеме возродиться институт наставничества. Реализация проекта показала, что системная, планомерная работа на всех уровнях профессионального образования есть необходимое условие насыщения рынка труда высококвалифицированными градостроителями и архитекторами.  Организация сетевого взаимодействия со школами, организациями начального и среднего профессионального образования, высшего образования, предприятиями, учреждениями дополнительного образования в рамках реализации проекта непрерывного профессионального образования внесла существенный вклад в формирование предпосылок для создания Центра непрерывного профессионального образования, задачи которого – разработать и реализовывать программы дополнительного образования для слушателей различных возрастных категорий и уровней профессиональной подготовки. Центр непрерывного профессионального образования призван продолжить формирование отраслевого образовательного кластера – совокупности взаимосвязанных учреждений профессионального образования, научных и научно-исследовательский учреждений, отраслевых государственных и частных предприятий, коммерческих и общественных фондов и организаций, органов исполнительной и законодательной государственной власти, муниципальной власти, объединенных общей целью развития отрасли. Именно в кластере обратная связь «рынок труда – рынок образовательных услуг» будет реализована наиболее эффективно. 

 Санкт-Петербургским союзом архитекторов с АНО ДПО «Академия профессионального роста» обсуждается вопрос о возможных формах организации работы Центра непрерывного профессионального образования. Идет совместная разработка нормативно нормативно-правовых документов.

 Также Союз архитекторов при поддержке Комитета по градостроительству и архитектуре совместно с АНО ДПО «Академия профессионального роста» готовит открытие Клуба интеллектуальных игр «Парадиз» для знатоков архитектуры различных возрастных категорий.

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020