Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2018 / 02 / Архиспейс

Архиспейс

Архиспейс

17–18 апреля в экспофоруме на пулковских высотах под эгидой объединения архитектурных мастерских санкт-петербурга прошел форум «архиспейс»

 Феликс Буянов
О МИССИИ И СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ

 В первый день работы форума мастера петербургской архитектуры представили публике, до отказа заполнившей предоставленный зал, доклады и творческие отчеты на заранее анонсированные темы.
В преломлении собственных практик рассматривалась актуальная проблематика развития города и профессии - от идеологии формирования эффективного каркаса СПБ агломерации до организационно-правовых и творческих задач, стоящих перед независимыми профессионалами.

 Второй день форума собрал за круглым столом спикеров дня минувшего и петербургских девелоперов. Для раскрытия темы дискуссии «Сегодня и завтра большого Петербурга глазами архитекторов и девелоперов» были предложены вопросы «Варианты градостроительного развития Петербурга и агломерации» (М. Кондиайн), «Исторический центр города. Как охранное законодательство помогает приспосабливать город к жизни в XXI веке» (Р. Даянов), «Зоны роста агломерации Петербурга» (Н. Явейн), «Архитектурный маркетинг» (С. Орешкин), «Методы рационального проектирования новых жилых кварталов и препятствия для него» (С. Гайкович). Обсуждение прошло в активной полемике.

 Несмотря на различие мнений, участники подчеркивали необходимость обозначения и осознания МИССИИ Санкт-Петербурга как возрождающегося «глобального города», универсального цивилизационного центра, преодолевшего комплекс утраты столичного статуса, уверенно смотрящего в будущее. Такая стратегия развития представляется особенно актуальной на фоне обостряющейся конкуренции городов, в особенности конкуренции за человеческий капитал. Отмечалось, что реализация такой стратегии невозможна без активизации работы городских властей и активной поддержки федерального центра.

 Вполне естественно закрепление высокого статуса «большими проектами» Часть из них уже реализована или реализуется: КАД, ЗСД, мега-стадион, Лахта Центр, Морской пассажирский порт и намывные земли Васильевского острова... Характерно, что большинство указанных проектов - инфраструктурные. Недоразвитость инженерно-транспортной инфраструктуры, остро ощущавшаяся еще в советский период, к двухтысячным стала одним из основных факторов стагнации. Для приведения городской среды к современным стандартам необходимо сохранить объемы строительства внеуличных скоростных магистралей, модернизировать и реконструировать магистральные улицы и важнейшие узлы на них, В РАЗЫ увеличить финансирование и темпы сооружения метрополитена. Общественный транспорт на автономной электрической тяге должен вытеснить автобусы, а позже - троллейбусы. Вкупе все это поможет успешнее осуществлять главный «большой проект» Петербурга – ревитализацию исторического центра.

 Продолжающееся обветшание центра очевидно. За круглым столом были озвучены основные причины сложившейся ситуации. Это несовершенство регулирующего законодательства, приводящее к отрицательной рентабельности инвестиций в историческую недвижимость. Необоснованная позиция министерства культуры, не учитывающая специфики города, популизм в отношении многих «градозащитных» организаций, дотируемых в том числе из-за рубежа и буквально удушающих город в объятиях. Было подчеркнуто, что сохранение исторического центра возможно только через развитие. Возрождению центра могла бы помочь специальная федеральная программа.

Михаил Кондиайн
ИСТОРИЯ И ИДЕОЛОГИЯ

 Развитые западные страны десятки лет назад столкнулись с такими проблемами современной цивилизации, как рост автомобилизации, пробки, разрастание мегаполисов, маятниковая трудовая миграция, субурбанизация, превращение когда-то процветающих районов в трущобы и многими другими. А мы долгие годы с интересом наблюдали из нашего социалистического «рая» за этими процессами, как будто они нас никогда не коснутся.

 С началом перестройки те же проблемы постепенно стали захлестывать и наши крупные города. Несмотря на большой разрыв во времени, мы оказались не готовы к этим проблемам и след в след начали повторять те же ошибки.

 Свободный рынок, как саморегулируемая система, дает множество преимуществ, но требует координации со стороны государства, и прежде всего в градостроительстве. Иначе интересы бизнеса начинают навязываться обществу. К примеру, сейчас застройщикам выгодно строительство только жилья, а инфраструктурные, социальные объекты и культура только по принуждению или по госзаказу. Спонтанное развитие в условиях свободного рынка неизбежно приводит к одному и тому же сценарию, особенно в градостроительстве.

 Темпы современного строительства убедительно показывают, что если в ближайшее время не выбрать правильное направление развития в этой сфере, то уже в недалеком будущем мы столкнемся с масштабными транспортными социальными и экологическими проблемами, требующими для их решения огромных и все возрастающих затрат.

 Ситуацию усугубляет миграция наиболее активной части населения России в крупнейшие города и, прежде всего, в Москву и Санкт-Петербург.

 В то же время сегодня отсутствует инструмент, позволяющий радикально изменить существующую практику. Законодательная и нормативная базы в области градостроительства, землепользования, а также межрегиональные барьеры не позволяют перейти на качественно новый уровень планирования и градостроительных решений. Назрела необходимость выработки и принятия на государственном (федеральном) уровне современной идеологии, объединяющей и направляющей специалистов, работающих во всех смежных с градостроительством областях экономики.

 Никита Явейн
ЗОНЫ РОСТА АГЛОМЕРАЦИИ ПЕТЕРБУРГА

 В Градостроительном кодексе РФ отсутствует определение городской агломерации. Тем не менее все понимают, о чем идет речь - о некоей совокупности городских и сельских поселений, сгруппированных вокруг города-ядра и объединенных различного рода связями. Возможно, запаздывание законодательной базы связано с тем, что полноценные городские агломерации в России стали появляться только в ХХ веке. Единственное исключение из общего правила - Санкт-Петербург, где город-ядро и города-спутники возникали и развивались практически одновременно. При этом важно отметить изначальную специализацию городков, окружавших метрополию: Кронштадт - военный форпост, крепость; Петергоф, Царское село, Гатчина - дворцовые резиденции; Сестрорецк, Колпино - промышленные центры и т. д. Разумеется, эти изначальные специализации менялись, тем не менее они во многом определили самобытный характер мест.

 Сегодня города-спутники Петербурга получают новые импульсы к развитию, находятся в поле пристального внимания инвесторов. Это, безусловно, позитивная тенденция, соответствующая общемировой. Однако, есть моменты, которые все же стоит держать под контролем и регулировать. В частности, это строительство крупных жилых кварталов вдоль границы Санкт-Петербурга, объем которого растет год от года. В нескольких последних генеральных планах Санкт-Петербурга фигурировала такая рекомендация градостроителей: в ходе территориальной экспансии Петербурга избегать его слияния с городами-спутниками, сохранять их масштаб и индивидуальность. Проектируя для Пушкина, Петергофа, Кронштадта, «Студия 44» соблюдает эти основополагающие принципы.

 Например, жилой микрорайон в Пушкине занимает обширную территорию 109 га, но она целиком расположена в пределах его городской черты, а модуль кварталов (180х180 м) соотнесен с планировочной сеткой центральной части Пушкина. Дома четырехэтажные, со скатными кровлями. В планировочном рисунке жилых комплексов мы узнаем ландшафтные композиции пушкинских парков. Архитектура зданий лаконичная, современная, но в ней различимы родовые черты царскосельских «городков» и «деревень» - Китайской деревни, Феодоровского городка. Аналогично, спроектированные нами жилые комплексы в Кронштадте с их строго организованной структурой воспроизводят и развивают образ города-форта. 

 Очень важным аспектом нового строительства, как в Петербурге, так и в городах-спутниках, нам представляется развитие системы общественных пространств. Мы стремимся организовывать их таким образом, чтобы они были привлекательны не только для жителей самого микрорайона. Так, в проекте жилого микрорайона в Пушкине на въезде в город появляется широкая эспланада вдоль Петербургского шоссе и парковая зона по берегу реки Кузьминки. 

 Если рассматривать петербургскую агломерацию в системе город-область, то здесь есть свои «точки роста». Это прежде всего Гатчина, ключевыми ресурсами которой являются объекты культурного наследия (Гатчинский и Приоратский дворцы и парки, Красные казармы), а также существующая и создаваемая инновационная инфраструктура (Петербургский институт ядерной физики, проектируемый технопарк, вузы и т.п.). Перспективными выглядят инвестиционные площадки в районе Мурино, Пулково, Бугров-Парнаса, Бронки, Волхонского шоссе. Нужно стремиться к тому, чтобы их развитие шло по различным функциональным направлениям - жилищное строительство, промышленность, логистика, торговля, туризм. Это позволит создать сбалансированную и устойчивую систему расселения, наследующую традициям формирования петербургской агломерации.     

 Святослав Гайкович
РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЖИЛЫХ КВАРТАЛОВ
И ПРЕПЯТСТВИЯ НА ЕГО ПУТИ
ДВА ПЕССИМИСТИЧЕСКИХ СЦЕНАРИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ ПЕТЕРБУРГА

 Первый негативный сценарий: продолжается политика конфронтации со всем миром, экономика стремительно сворачивается, происходит перераспределение собственности и полная остановка инвестиционно-строительного процесса. Государство возвращается к распределительному принципу расселения. Градостроительная деятельность ограничивается строительством примитивных блоков по двум-трем типовым проектам.

 Второй негативный сценарий: общество полностью теряет контроль над выполнением государством своих обязательств по созданию транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры. Диспропорция между объемами жилья и сопровождающих элементов обслуживания увеличивается и приводит к социальным конфликтам.

 ПОЗИТИВНЫЙ СЦЕНАРИЙ РАЗВИТИЯ ПЕТЕРБУРГА 

 В обстановке обязательного поворота внешней политики к широкому сотрудничеству с внешним миром, а внутренней политики от сворачивания политических и экономических свобод к стабильному современному капитализму – происходит расцвет инвестиционной и, соответственно, градостроительной деятельности. Поскольку в современном понимании градостроительная деятельность носит скорее регулирующий, чем созидательный характер, необходим для нее предмет или объект регулирования. Таковым должна являться инвестиционная деятельность. И желание что-либо построить. В этот исторический момент возникает необходимость регулирования.

 К этому времени в Петербурге обязана появится рациональная концепция Генерального плана и налаженный юридический механизм ее корректировки. Поскольку я не являюсь градостроителем, то имею только самое общее представление о такой концепции или, как мы обозначили, ПОЗИТИВНОМ СЦЕНАРИИ:

 Петербург объединяется с областью в один субъект Федерации с условным названием БОЛЬШОЙ ПЕТЕРБУРГ. Это снимет напряженность и разночтения на существующей границе субъектов и даст значительную свободу в решении территориальных вопросов.

 Петербург возвращает концептуальную идею императора Петра Алексеевича, озвученную Пушкиным, «природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно». Трасса «Скандинавия» становится трехполосной в каждом направлении и дополняется новой трассой «Балтия» с южной стороны Финского залива в направлении Ивангород – Таллинн. Имея в виду узость Морского канала и в целом тяжелую гидрологическую обстановку Маркизовой Лужи, строится новый грузовой порт в западной части острова Котлин.

 Реализуются поэтапно все здравые идеи, связанные с освоением так называемого СЕРОГО ПОЯСА. Прежде всего замена экологически тяжелых производств на виды деятельности, не противоречащие с понятием «среда, благоприятная для жизнедеятельности человека».

 В связи с благоприятной экономической обстановкой и повышением платежеспособности населения становится возможным перейти на жилую малоэтажную высокоплотную застройку. Ограничение по высоте ужесточится с 40 метров сейчас до ограничения 28 метров для жилых групп в составе освоения Серого Пояса и до 12 – 15 метров в застройке новых жилых территорий в пригородах. Это не должно исключать строительства высотных односекционных жилых домов повышенной этажности на лесных участках с целью сохранения деревьев – при пониженной ПЛОТНОСТИ ЗАСТРОЙКИ.

 Начинается создание системы защиты исторического Петербурга от повышения уровня Мирового океана. Новые территории застраиваются с учетом повышения уровня Финского залива на 1,5 – 2 метра.

 Градостроительная деятельность проходит на фоне освобождения от устарелых нормативов, например, избыточного расстояния от автостоянок, установленного в годы карбюраторных двигателей. Или так называемой инсоляции, попавшей в нормативы, когда не существовало иных способов борьбы с опасными легочными заболеваниями. Или норм для инвалидов, установленных под лозунгом «заставь дурака богу молиться…»

 РОЛЬ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССАХ

 При обсуждении последней версии актуального Генерального плана было внесено несколько тысяч поправок. Большая часть из них побуждалась групповыми и личными иногда весьма эгоистическими интересами. Однако, нахождение баланса интересов пользователей земли и есть одна из главных целей правильного градостроительного процесса. Не забудем при этом еще более важную цель архитектуры – создание благоприятной среды обитания человека. Роль гражданского общества, на мой взгляд, может проявляться в нескольких направлениях.

 Начнем с неверного и вредного. Оно заключается в оголтелой тотальной критике результатов градостроительной деятельности без анализа причин и назначением виновников без понимания роли и ответственности участников процесса. Более всего такое поведение характерно для псевдоградозащитников, не знакомых с процессами развития и преобразования Петербурга в ходе истории. В советское время подобные критики объявляли архитекторов виновниками скромного размера комнат в квартирах и монотонности кварталов, набранных из трех типовых панельных домов. Теперь архитекторов и планировщиков критикуют как за снос домов, пришедших в упадок из-за обнищания склонного к расточительному милитаризму общества, так и за отсутствие транспортной связи городской территории с бывшей деревней Кудрово.

 Другое, правильное и полезное направление осуществляется через полноценное участие в предусмотренных законодательством процедурах, то есть в общественных слушаниях. Под полноценным участием понимается длительная подготовка, изучение за месяц выставленного материала, беседы с авторами проекта и т.п. Возможно и привлечение депутатов разного уровня для организации запросов в органы власти.

 Наконец, долговременный стратегический, но и самый эффективный способ. Принимать участие в выборных кампаниях на стороне партий с программами организации общества по образцу тех стран, где были изобретены планы зонирования территорий, где все решения согласовываются с обществом, где уже в середине ХХ века был введен механизм общественных слушаний.

 Рафаэль Даянов
ИСТОРИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ГОРОДА. КАК ОХРАННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ПОМОГАЕТ ПРИСПОСАБЛИВАТЬ ГОРОД К ЖИЗНИ В XXI ВЕКЕ.

 Сегодня историческая часть города живет, руководствуясь двумя основными законами в сфере сохранения исторического наследия, это: 

 Федеральный закон (73-ФЗ) «Об объектах культурного наследия (Памятниках истории и культуры) народов Российской федерации», и Закон Санкт-Петербурга (№ 820-7) «О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон…».

 Способствуют ли они развитию города и приспособлению к современной жизни, а вместе с ними и прочие законы, подзаконные акты, постановления правительства, нормативные документы методики и в том числе международные акты? Глядя на сегодняшнее состояние города, не очень. Слишком велик отрыв от жизненно важных элементов каждодневной жизни города.

 Если начинать хирургические действия то, прежде всего, необходимо собрать «анализы», а это истинное состояние городских коммуникаций и сетей, подземного пространства, анализ (не поверхностный) состояния грунтов и несущих конструкций. Вряд ли существует общая для всех система исследования зданий, подход может быть только индивидуальный к каждой территории, объекту и элементу сооружения. Много ли мы знаем о внутренней жизни организма города? Хорошо если процентов на 40!

 Это не задача отдельно взятой части общества, будь то архитектурное и или любое другое сообщество. Это и воля власти, и работа всего городского общества в целом.

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020