Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2018 / 01 / Конкурсы красоты… фасадов

История

Конкурсы красоты… фасадов

Б.М. Кириков,

историк архитектуры

Более ста лет назад в Петербурге дважды проводились конкурсы на лучшие фасады новых зданий. Идея поощрить наградами архитекторов и домовладельцев за внешний облик построек была позаимствована из зарубежного опыта. Так, в Париже подобный конкурс был объявлен в 1898 году.

Осенью 1900 года петербургский градоначальник Н.В. Клейгельс обратил внимание Городской управы на отсутствие вкуса в решении фасадов частных домов. Он сетовал на участие в работах «дешевых» строителей и отделочников, на невежественность заказчиков. Градоначальник считал нужным предъявлять к проектам художественные требования (Городская управа согласовывала их сугубо по формальным критериям — в соответствии со строительными нормами и правилами).

Ближе к концу 1900 года в С.-Петербургском обществе архитекторов конкурс красоты фасадов первыми поддержали маститые зодчие В.А. Шретер и П.Ю. Сюзор. Первый из них ссылался на архитектурную жизнь Англии, второй – на примеры Брюсселя и Парижа. Гражданский инженер А.Р. Гешвенд предлагал распространить художественный надзор на планировку улиц, озеленение и благоустройство. Архитектор Н. П. Козлов, наряду с наградами, рекомендовал выносить «порицания за неудовлетворительные фасады…» 

 20 марта 1901 года архитектор Д.А. Крыжановский уже от лица Городской управы поднял вопрос о премировании лучших фасадов, чтобы «достичь большей художественности фасадов столичных домов». Реакция Общества архитекторов оказалась сдержанной, выступавшему рекомендовали дополнительно проработать это предложение. Сомнения вызывал чисто внешний подход к оценке новых построек.

 Редакция журнала «Строитель», верная рационалистическим принципам, с самого начала отнеслась к этому начинанию критически, с долей иронии. Она считала странной позицию учреждений, «которые решаются смотреть на фасад, как на нечто совершенно независимое от целого, т.е. от всего сооружения, от его смысла и внутреннего содержания. Впрочем, после «конкурсов красоты» отчего не быть и конкурсу фасадов?!..» Предложение, выдвинутое Крыжановским, «Строитель» находил «более забавным, чем серьезным. Неужели у города и Об-ва архитекторов нет забот более существенных?..» 

 Между тем, мысль о конкурсах фасадов вскоре получила признание и у городских властей, и в архитектурной среде. Это был способ стимулировать повышение художественного уровня застройки. Главное значение конкурсов заключалось в заботе об общей красоте города.

 В ноябре 1903 года Городская дума по инициативе Городской управы приняла решение о премировании наиболее красивых лицевых фасадов каменных зданий в Петербурге. Рассматривались как вновь возведенные, так и перестроенные дома. Архитекторам и домовладельцам вручались золотые и серебряные медали, а также почетные дипломы. Это решение обсуждалось в конце того же года в С.-Петербургском обществе архитекторов. С сообщением о нем выступил архитектор А.И. Дмитриев.

 Для определения лучших объектов была сформирована специальная комиссия. Возглавил ее городской голова Н.А. Резцов. В состав комиссии вошли архитекторы – гласные думы, члены управы, представители Академии художеств и судьи – эксперты. Среди них – крупные мастера: Л.Н. Бенуа, А.Н. Векшинский, А.И. фон Гоген, И.С. Китнер, А.Н. Померанцев и молодой А.И. Дмитриев.

 Награды собирались выдавать начиная с 1904 года. Но, как часто у нас бывает, подготовка сильно затянулась. Сначала Общество архитекторов провело отдельные конкурсы на эскизы медалей и диплома. На первом победил скульптор И. Лихтенберг, на втором – архитектор И.В. Падлевский. Однако по неизвестным причинам заказ был передан другим авторам. Медаль изготовил известный скульптор А.Л. Обер, почетный диплом по рисунку А.В. Щусева награвировал В.В. Матэ. Почему-то на эти несложные работы ушло немало времени.

 Конкурс удалось провести только в 1907 году. На долю комиссии (жюри) выпала серьезная и трудоемкая работа. Лучшие образцы отбирались из всего массива построек последних пяти лет. А ведь тогда был период строительного бума. Вместе с тем экспертам предстояло, по сути дела, подвести итоги бурному развитию модерна в петербургской архитектуре.

 В архиве Городской управы комиссия ознакомилась с проектными материалами по частновладельческой застройке. 16 избранных объектов в октябре 1907 года были осмотрены в натуре. После этого определен окончательный состав «призеров».

 Строгие эксперты не нашли ни одного здания, достойного золотой медали. Зато серебряные медали были присуждены за фасады пяти построек. Это: особняк М.Ф. Кшесинской (архитектор А.И. фон Гоген), дома И.Б. Лидваль на Каменноостровском проспекте, 1–3 и Н.А. Мельцера на Большой Конюшенной улице, 19/8 (оба – Ф.И. Лидваль), дом П.В. Березина (Б.И. Гиршович, ныне – Социалистическая улица, 14) и дом А.В. Бадаевой (Вас. А. Косяков, улица Восстания, 19/53). Почетные дипломы получили строители трех объектов: домов М.М. Горбова (В.В. Шауб) и А.Ф. Циммермана (Ф.И. Лидваль) на Каменноостровском проспекте, 20/10 и 61/2, а также здания компании «Зингер» (П.Ю. Сюзор).

 Любой конкурсный отбор неизменно носит субъективный оттенок. В данном случае остались в тени некоторые неординарные произведения модерна. Особняки на Каменном острове выпали, очевидно, потому что находились не в основной городской среде, а в ландшафтном окружении. Здание компании «Зингер» оказалось единственным общественным сооружением, но в частной застройке преобладали, естественно, жилые доходные дома. Так что в целом состав премированных фасадов конкурса 1907 года выглядит достаточно репрезентативным.

 Бросается в глаза безусловное лидерство Ф.И. Лидваля, награжденного по трем номинациям (из восьми). В те годы он действительно вышел на ведущие позиции в петербургской архитектуре – прежде всего, как основоположник и блестящий мастер северного модерна. Первенство Лидваля подтвердил и второй конкурс красоты фасадов, состоявшийся в 1912 году.

 В ноябре 1911 года Городская управа поручила своим штатным архитекторам собрать сведения о частновладельческих постройках 1907–1910 годов. Состав комиссии теперь заметно изменился. Председателем ее стал новый городской голова И.И. Глазунов. Из видных архитекторов остались Л.Н. Бенуа и И.С. Китнер, зато число экспертов пополнили П.Ю. Сюзор, Г.Д. Гримм, Вас. А. Косяков, В.А. Покровский и М.Т. Преображенский. После предварительного отбора на этот раз выбрали для осмотра 37 адресов. Объезд зданий-кандидатов состоялся 28 мая 1912 года.

 За время между двумя конкурсами в развитии петербургской архитектуры произошла смена вех. Модерн, доминировавший до конца 1900-х годов, теперь оттесняли ретроспективные течения, ориентированные преимущественно на архитектурные традиции классического Петербурга. На переходной стадии сложился стилевой вариант модернизованной неоклассики, главным создателем которого выступил Лидваль.

 Единственная золотая медаль была присуждена в 1912 году за программное произведение Лидваля – здание Азовско-Донского банка на Большой Морской улице, 5. Нужно уточнить, что имелась в виду первая очередь строительства банка 1907–1909 годов – левая часть здания с колонным портиком (правая часть пристроена тем же архитектором позднее). Таким образом, первоначальный фасад этого банка по итогам двух конкурсов был призван лучшим в Петербурге.

 Серебряными медалями на втором конкурсе были отмечены фасады домов Т.Н. Путиловой (архитектор И.А. Претро) на Большом проспекте П. С., 44; дом Р.И. Бернштейна (Д.А. Крыжановский) и два дома К.В. Маркова (В.А. Щуко) – все три на Каменноостровском проспекте, 54/31, 63 и 65.

 Более щедрой рукой комиссия раздала почетные дипломы. Их обладателями стали авторы зданий Русского географического общества (Г.В. Барановский) и Сибирского банка (Б.И. Гиршович), торгового дома Гвардейского экономического общества (руководитель Э.Ф. Виррих; впоследствии – ДЛТ), домов страхового общества «Саламандра» на Гороховой улице, 4 (М.М. Перетяткович), П.И. Кольцова на Английском проспекте, 21/60 (А.А. Бернардацци) и Ф.Я. Колобова в Пушкарском переулке, 2 (С.Г. Гингер).

 Дом Кольцова, более известный под названием «Дом-сказка», был разрушен в годы блокады. Все остальные упомянутые здания благополучно дошли до наших дней.

 Результаты второго конкурса свидетельствуют, что экспертная комиссия избегала стилевых предпочтений. Главными критериями служили выразительность и законченность фасадных композиций. Поэтому в число избранных вошли разные вариации модерна, образцы неоклассицизма и неоренессанса. Конкурс панорамно отобразил новейшие искания и достижения петербургской архитектуры.

 Возникает вопрос: почему среди обладателей медалей и дипломов нет имен выдающихся мастеров неоклассического направления И.А. Фомина, М.С. Лялевича, А.Е. Белогруда? Ответ прост: их лучшие здания были сооружены после 1910 года. Несомненно, они оказались бы среди основных номинантов следующего конкурса. Для него уже подбирались исходные материалы за 1911–1914 годы. Но продолжения не последовало из-за разразившейся Первой мировой войны.

 Конкурсы красоты фасадов остались содержательными и поучительными страницами архитектурной жизни Петербурга Серебряного века. Думается, этот исторический опыт актуален и для наших дней.

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020