Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2017 / 06 / О подготовке принципиальных вариантов пространственного развития территорий Ленин-градской области, прилегающих к Санкт-Петербургу

Назаровские чтения

О подготовке принципиальных вариантов пространственного развития территорий Ленин-градской области, прилегающих к Санкт-Петербургу

Красовская О.В., Косарев А.В., НПИ «ЭНКО»

В 2016 г. Комитет по архитектуре и градостроительству Ленинградской области (КАГ ЛО) совместно с Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга (КГА СПб) инициировали разработку принципиальных вариантов пространственного развития территорий Ленинградской области, прилегающих к Санкт-Петербургу на период до 2050 года (прогнозный период). То есть территории Санкт-Петербургской агломерации в границах Ленинградской области. Варианты пространственного развития агломерации должны быть учтены при подготовке «Концепции совместного градостроительного развития Санкт-Петербурга и территорий Ленинградской области (агломерации)».

Эффективно работающих механизмов управления межмуниципальным и межрегиональным взаимодействием в пределах Санкт-Петербургской агломерации на данный момент фактически нет, а законодательные новации, которые введут само понятие «агломерации» в правовое поле, долго обсуждаются в экспертном сообществе. Сама инициатива КГА СПб и КАГ ЛО по разработке данного прикладного исследования вызвала положительный отклик в профессиональном сообществе, поскольку тема давно назрела на федерльном и региональном уровнях.

Среди нескольких проектных организаций, привлеченных принять участие в разработке принципиальных вариантов пространственного развития территорий Ленинградской области, прилегающих к Санкт-Петербургу, были ООО НПИ «ЭНКО», ООО ИТП «Урбаника», АО «АрхиГрад», ООО «Матвеев и К», ООО «Студия 38», ООО «Тальвег».

Исходные условия для разработки принципиальных вариантов:
проработка вариантов пространственного развития территорий Ленинградской области, прилегающих к Санкт-Петербургу, на картографических материалах в масштабе 1:200 000;
границы рассматриваемой территории (могут быть уточнены в ходе разработки вариантов) изначально включают Всеволожский, Ломоносовский, Гатчинский и Тосненский районы полностью, городской округ Сосновый Бор, а также 3 южных поселения Выборгского района, 7 северо-восточных поселений Волосовского района, Кировский район без Назиевского, Шумского и Суховского поселений, а также Сосновское сельское поселение Приозерского района;
целесообразность постепенного перехода от «поясного» развития к «лучевому» с формированием экологического каркаса, развитием системы рекреационных территорий, взаимоувязкой мест приложения труда и жилых образований;
важность максимального сохранения природных комплексов на территориях, непосредственно прилегающих к Санкт-Петербургу, в первую очередь, на Гатчинском направлении;
необходимость уделить особое внимание развитию территорий вдоль р. Невы с преимущественным формированием на указанных территориях рекреационных зон и развитием экологического каркаса на базе сохраняемых природных ландшафтов с жестким регулированием развития иных функциональных зон;
необходимость учета решений комплексной транспортной схемы территории Всеволожского и Кировского районов (условно – восточный планировочный сектор агломерации) до 2040 года с выделением первой очереди до 2020 года и второй очереди до 2030 года, разрабатываемой в настоящее время по заказу АНО «Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области»;
целесообразность рассмотрения в работе вариантов формирования КАД-2: на базе автомобильной дороги федерального значения А 120 «Магистральная» или формирования нового направления между территорией Санкт-Петербурга и автомобильной дорогой федерального значения А 120 (примерная трасса: Бронка – Оржицы – Тайцы – Гатчина – Коммунар – Павловск – Колпино – Понтонный – Щеглово – Всеволожск – Токсово – Агалатово –Ленинское);
формирование в перспективе новой транспортной оси Кировск – Кириши – Ярославль.

Основными градостроительными принципами при развитии территорий Ленинградской области, прилегающих к Санкт-Петербургу, НПИ «ЭНКО» считает:

Полицентризм – полицентрическая организация территории с полюсами урбанизации и инфраструктурой, организующей регион.

Формирование природного каркаса территорий – сохранение природных пространств (зеленых и желтых зон),  как основы долговременного устойчивого развития территорий, соразмерного масштабам (интенсивности) урбанизации за счет: обеспечения устойчивости водного стока малых водотоков путем водно­бассейновой организации территорий, резервирования областей питания и разгрузки подземных вод, создания единой системы природно-экологических территорий с развитием особо охраняемых природных территорий, рекреационных зон на базе естественных природных ландшафтов, зон сельскохозяйственного использования.

Контролируемая урбанизация – развитие линейно-узловых зон градостроительного развития: главных многофункциональных центров I пояса агломерации (города – спутники – Гатчина, Всеволожск, Кировск, Тосно, Ульяновка, Сертолово и т.д.), прочих центров агломерации (в том числе перспективных), зон контролируемой урбанизации (территории, примыкающие к Санкт-Петербургу и основным радиальным транспортным направлениям); развитие зон урбанизации по главным планировочным направлениям вдоль шоссе:
Московского (М-10),
Киевского (Р-23),
Мурманского (Р-21),
Таллиннского (Р-180).

Планировочное структурирование стихийно сложившихся многофункциональных планировочных образований (Бугры – Мурино – Новое Девяткино, территория в южной части Всеволожского района и др.) – внесение необходимых планировочных и содержательных корректив, направленных на недопущение критически рассогласованных действий в области пространственной организации плотно урбанизированных территорий на границе Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Приоритетное развитие инфраструктурных проектов
Межмуниципальное проектирование и развитие
При подготовке вариантов пространственного развития агломерации ключевыми задачами выступают:
1) формирование транспортного каркаса агломерации;
2) формирование природно-экологического каркаса территории агломерации;
3) развитие урбанизированного каркаса, формирование системы полюсов роста;
4) необходимость учета принципиальных решений о градостроительном развитии Санкт-Петербурга и о размещении объектов Санкт-Петербурга на территории Ленинградской области.

Ниже подробнее рассмотрены основные предложения НПИ «ЭНКО» по решению указанных ключевых задач.

Развитие транспортного каркаса агломерации

Развитие транспортной инфраструктуры является первостепенной задачей при формировании полноценной агломерации. Основными принципиальными предложениями по развитию транспортной инфраструктуры территории Ленинградской области, прилегающей к Санкт-Петербургу, являются:

Реконструкция федеральных и региональных автомобильных дорог на территории города и области, строительство пересечений с железной дорогой в 2 уровнях на основных региональных автодорогах (Всеволожский, Выборгский, Гатчинский, Тосненский, Кировский районы);

Реализация пилотной Комплексной транспортной схемы территории восточного сектора агломерации (территории, ограниченной с северо-запада и севера автомобильной дорогой «Санкт-Петербург-Морье» («Дорога Жизни»), с севера - железнодорожной линией в направлении ст. Ладожское озеро, с востока - прибрежной полосой Ладожского озера, рекой Невой, автомобильной дорогой А-120, с юга железнодорожной линией в направлении г. Волхов, с юго-запада и запада – административной границей г. Санкт-Петербурга, до 2040 года с выделением первой очереди до 2020 года и второй очереди до 2030 года )

Расшивка «узких мест» на границе Санкт-Петербурга и Ленинградской области:

Подключение ТПУ «Девяткино» к КАД с последующей «пробивкой» Гражданского проспекта в створ проспекта Авиаторов Балтики;

Подключение улично-дорожной сети п. Бугры к улично-дорожной сети Санкт-Петербурга в створе пр. Культуры с устройством тоннеля под КАД открытым способом;

Строительство новой автодороги во Всеволожск (Ириновский пр. – бывший аэропорт «Ржевка», мкрн. Южный)

Разработка и предварительное согласование перечня мероприятий по улучшению транспортной доступности д. Кудрово;

Строительство подъезда от кольцевой автомобильной дороги А-118 до автомобильной дороги М-11 «Нарва» (западнее Красного Села);

Развитие системы ТПУ (Девяткино, Кудрово, Рыбацкое и др.);

Подключение пригородных поселений к Петербургскому метрополитену (ст. м. Кудрово, Юго-Восточная, Бугры, Янино) согласно действующей отраслевой схеме развития Петербургского метрополитена;

Строительство линий ЛРТ по направлениям: 1) ст. м. Ладожская – Всеволожск, мкрн. Южный – Всеволожск, пл. Всеволожская – Всеволожск, мкрн. Котово Поле; 2) ст. м. Парнас (или ст. м. Озерки) – Сертолово; 3) Санкт-Петербург, Светлановский проспект – п. Бугры – ст. м. Бугры; 4) п. Бугры, ст. м. Бугры – ст. м. Девяткино;

Проработка вариантов развития КАД и строительства новой автодороги - КАД-2 по «дальнему» варианту (от развязки с Новоприозерским шоссе до участка к югу от Ново-Ковалево), формирование т.н. Северо-Восточной хорды – магистральной улицы на границе города и области;

Ликвидация транспортной разобщенности Всеволожского района (решение вопроса со строительством новых дорог по территории Ржевского полигона);

Развитие системы экспресс-поездов (на Выборг, Петрозаводск, Лугу, Великий Новгород, Псков, Усть-Лугу, Приозерск, Кингисепп);

Создание новых широтных транспортных коридоров (Усть-Луга – Великий Новгород, Западная Европа – Западный Китай, Санкт-Петербург – Кириши - Ярославль);

Строительство железной дороги к порту Бронка по территории Гатчинского и Ломоносовского района;

Формирование восточного железнодорожного обхода Санкт-Петербурга (Горы – Павлово – Щеглово – Сосново) вдоль северного сектора КАД-2;

Проработка вариантов строительства нового аэропорта.

Развитие природно-экологического каркаса агломерации

Проблема поддержания экологического баланса особенно актуальна для таких урбанизированных территорий, как Санкт-Петербургская агломерация. Центром агломерации является Санкт-Петербург, вследствие чего прилегающая к нему территория на протяжении долгого времени подвергается высоким антропогенным нагрузкам на окружающую среду. В связи со сложившейся системой хозяйственного освоения и структурой экономики развитие системы природно-экологического каркаса занимает особое место в градостроительной стратегии развития агломерации.

Территория Санкт-Петербургской агломерации характеризуется высоким природно-рекреационным потенциалом.

Ленинградская область принадлежит к числу наиболее интересных в природном отношении участков Европы. Это своеобразная переходная зона между Прибалтикой и северо-востоком Европы в геоморфологическом, климатическом, зоогеографическом и флористическом отношениях. Здесь расположен самый крупный в Европе пресноводный водоем – Ладожское озеро. Сочетание разнообразных лесных массивов, обширных водных пространств, верховых и низинных болот, а также прибрежных зон обуславливает видовое богатство животного и растительного мира, а также многообразие природных комплексов.

По природно-географическим особенностям территория Санкт-Петербургской агломерации делится на довольно четко выраженные части – Карельский перешеек, характеризующийся грядово-холмистым рельефом с отчетливо выраженными следами последнего оледенения; территорию Невской, Ладожской и Предглинтовой низменностей, ограниченной Балтийско-Ладожским уступом к югу и рекой Волхов на востоке; территорию Ижорской возвышенности и Путиловского плато, а также заболоченную южную часть Ленинградской области.

Для компенсации негативного воздействия необходимо формирование цельного, экологически связанного природного каркаса территории, обеспечивающего сохранение и стабильное воспроизводство природных ресурсов (водных, лесных и пр.), а также экологическую стабильность и комфортные условия проживания населения.

Одним из важнейших направлений формирования комфортной среды проживания и оздоровления экологической обстановки является развитие природно-экологического каркаса, в том числе системы особо охраняемых природных территорий, зон отдыха, пригородных лесопарковых и лесных зон.

Основными планировочными задачами по сохранению и развитию природного комплекса Санкт-Петербургской агломерации являются:
формирование непрерывной устойчивой системы природно-экологического каркаса на всей территории агломерации;
сохранение защитных лесов, увеличение площади зеленых насаждений для улучшения экологической обстановки;
сохранение ценных в культурно-историческом, научно-познавательном, градостроительном и экологическом отношении ландшафтов, природных достопримечательностей;
формирование новых рекреационных зон, обеспечение благоприятных условий для развития отдыха, туризма, спорта.

Важнейшим направлением оздоровления экологической обстановки и формирования благоприятной среды обитания является формирование природно-экологического каркаса территории.

Природно-экологический каркас представляет собой систему функционально и территориально взаимосвязанных природных территорий, которая выполняет средообразующие, природоохранные, рекреационные и оздоровительные функции и обеспечивает тем самым стабилизацию и улучшение состояния окружающей среды, экологическую безопасность и создание благоприятных условий для отдыха и оздоровления населения.

Природно-экологический каркас агломерации имеет сложную планировочную и природную структуру и включает различные по своему функциональному назначению природные пространства:
особо охраняемые природные территории федерального, регионального и местного значения;
защитные леса, в том числе леса зеленой зоны Санкт-Петербурга;
территории пойменных ландшафтов рек Невы, Вуоксы, Луги, Тосны и др., озелененные берега озер, прудов, искусственных водоемов;
элементы исторического озеленения – озеленение на территории объектов культурного наследия, дворцов и усадеб, сохранившиеся исторические парковые зоны;
ландшафты открытых пространств – луга, огороды, пашни (аграрно-рекреационные зоны);
городские лесные массивы, зоны отдыха.

Основная концепция развития природно-экологического каркаса Санкт-Петербургской агломерации рассматривается в разрезе природных межрегиональных связей, так как именно интеграция существующей системы, а также проектных предложений в единый природно-территориальный и исторически целостный комплекс способствует эффективному управлению и рациональному использованию природных ресурсов. Наиболее крупные и ценные территории с высоким видовым разнообразием составляют ядра (ключевые территории) природно-экологического каркаса, соединенные между собой экологическими коридорами, для обеспечения связи популяций и генетического обмена между ними. Таким образом, природно-экологический каркас будет обеспечивать сбалансированное и устойчивое развитие использования природного потенциала территории.

Основными принципами пространственного развития природного каркаса на рассматриваемой территории выступают:
Формирование крупноячеистой структуры природного каркаса территории
Обеспечение устойчивости водного стока малых рек и ручьев путем водно-бассейновой организации территорий природного каркаса;
Резервирование областей питания и разгрузки подземных вод;
Соединение отдельных ООПТ буферными зонами в единую систему природного каркаса территории.
Формирование линейно-узловой градостроительной структуры территории
Преимущественное заполнение межкаркасных пространств природного каркаса;
Опора на исторически устойчивые элементы планировочной структуры расселения

По системе Реймерса доля элементов природно-экологического каркаса на урбанизированных территориях должна составлять около 60%.

Существующая сеть ООПТ Санкт-Петербургской агломерации насчитывает 40 единиц и представлена особо охраняемыми природными территориями федерального (1 природный заказник - водно-болотное угодье международного значения), регионального (23 природных заказника и 12 памятников природы) и местного значения (4 охраняемых природных ландшафта) и составляет около 7% от площади Агломерации. После организации планируемых ООПТ процент площади особо охраняемых природных территорий возрастет до 15 % от территории Агломерации.

Развитие урбанизированного каркаса территории Ленинградской области, прилегающей к Санкт-Петербургу, представлено на Схеме специализации основных центров агломерации.

Ядро агломерации – Санкт-Петербург (в границах плотно-застроенных территорий).

Основными полюсами урбанизации в первом поясе агломерации на перспективу становятся: Сертолово, Всеволожск, Гатчина, Кировск, Тосно, а также формирующаяся «локальная конурбация» Бугры-Мурино.

В качестве главных центров «дальнего» (перспективного) пояса агломерации рассматриваются – Сосновый Бор, Кингисепп, Луга, Любань, Кириши, Волхов, Выборг, Приозерск.

К перспективным производственным, транспортно-логистическим и обслуживающим центрам отнесены: Высоцк, Приморск, Ульяновка, Форносово, Черемыкино, Огоньки, Кузнецово.

В качестве главных формирующихся центров хозяйственной деятельности – Лахта-Ольгино, Бронка, Колпино (в Санкт-Петербурге), а также Усть-Луга и территория у ж.д. ст. Веймарн в Ленинградской области

Главными центрами международного туризма выступают – Гатчина, а также расположенные в границах Санкт-Петербурга дворцово-парковые ансамбли Пушкина, Павловска, Петергофа, Ломоносова.

Центрами пригородного туризма и отдыха являются Лосево, Сосново, Токсово, Коробицыно, Сярьги, Васкелово, Рощино, Старая Ладога, Шапки, Вырица, Сиверский, Рождествено, Скреблово, Поляны, Запорожское и другие.

Линейными элементами урбанизированного каркаса, связующими воедино основные центры, упомянутые выше, выступают основные «притрассовые» зоны по пяти направлениям: на Выборг, на Кингисепп, на Лугу, на Москву и на Мурманск.

Учет интересов Санкт-Петербурга на прилегающих к городу территориях Ленинградской области обусловлен необходимостью локализации ряда объектов, обеспечивающих развитие Санкт-Петербурга на перспективу ближайших десятилетий. Размещение ряда особо опасных объектов на территории города федерального значения объективно невозможно. Территория планируемых к размещению объектов транспортной и инженерной инфраструктуры выходит за границы Санкт-Петербурга и затрагивает смежные муниципалитеты Ленинградской области.

Перечень объектов Санкт-Петербурга, необходимых для размещения и реконструкции/модернизации на территории Ленинградской области (агломерации), включает: взрывоопасные объекты и химически опасные объекты, которые необходимо вынести из черты города, зеленые насаждения, рекреационные зоны (зеленая зона, лесопарковая зона), реконструируемые объекты транспортной инфраструктуры, реконструируемые объекты инженерной инфраструктуры, объекты по санитарной очистке территории, новое кладбище площадью более 39 га.

Основные проблемные градостроительные узлы в «стыковых зонах» территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области:

Сертолово-Юкки

Проблема возможности массированной сплошной застройки КАД в северной его части. Чересполосное размещений зон массовой высокоплотной жилой застройки, промышленных зон, элитного малоэтажного жилья.

Бугры-Мурино

Высокая плотность массового многоэтажного жилищного строительства при низкой обеспеченности транспортной и социальной инфраструктурой. Отрезанность района от северной части Санкт-Петербурга. Острая необходимость развития общественного транспорта.

Кудрово

Массированная многоэтажная застройка с низкой обеспеченностью объектами социальной инфраструктуры. Опасность застройки зеленых пространств.

Колтушская возвышенность

Хаотичное заполнение «пространств» между существующими населенными пунктами коттеджными и дачными поселками. Срастание застройки с южными микрорайонами Всеволожска. Хаотичная транспортная схема, низкая обеспеченность социальной инфраструктурой.

Новосаратовка

По существу, новый крупный район Санкт-Петербурга.

Достаточно чересполосное проектное предложение, многоэтажное жилищное строительство чередуется с производственно-деловыми зонами. Планировочная структура не соответствует градостроительным традициям Санкт-Петербурга. Мало рекреационных пространств.

Горелово-Пулково

Проблемный узел на пересечении КАД и Таллиннского шоссе. На территорию накладываются ограничения от международного аэропорта Пулково. Транспортный узел активно застраивается крупными коммерческими объектами и многоэтажными кварталами высокой плотности по соседству с крупной производственной зоной. Низкая обеспеченность социальными объектами.

Южный – Верево

Прослеживается явная опасность срастания застройки вдоль Киевского шоссе практически от Пулковской обсерватории до Гатчины через город-спутник Южный, промышленную зону Дони – Верево, хаотичное малоэтажное строительство вдоль Киевского шоссе.

Бронка-Пеники

Отсутствие достаточных территорий для транспортно-логистических функций для обслуживания нужд развивающего морского порта. Опасность утраты «зеленых пространств».

Результаты работы по разработке принципиальных вариантов пространственного развития территорий Санкт-Петербургской агломерации в границах Ленинградской области в конце ноября 2016 г. рассмотрены на заседании Координационного совета Санкт-Петербурга и Ленинградской области в сфере социально-экономического развития.

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020