Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2017 / 06 / Куда идем?

Назаровские чтения

Куда идем?

Изварин Е.И., к.арх., НИПЦ Генплана СПб

Типичный вопрос обывателя в разговоре о градостроительстве: «А зачем Санкт-Петербургу генеральный план, раз город уже есть? Да еще такой!»

Действительно, когда пусто и надо строить, генеральный план вроде бы безусловно нужен. А если все застроено, то зачем он? Но если в застроенном городе что-то надо изменить, трансформировать, опять без плана не обойтись. А уж если городскую застройку куда-то наращивать, развивать – то и подавно.

Что уж говорить о периоде интенсивной урбанизации, неизбежно наступающем в судьбе крупнейшего города – мегаполиса, с появлением так называемого агломерационного эффекта?

Что делает градостроитель? Размещает нечто в пространстве, на территории. Так что первый вопрос об этом нечто – событие, функция, любой акт деятельности? То есть заполняет пространство тем, что вообще происходит. Процессами! Так что ответ на второй вопрос – где и как размещается это нечто – и составляет суть градостроительства.

Кажется, призывы смотреть на город комплексно, целостно успели набить оскомину. Тем не менее, определим в рабочем порядке социально-экономическое развитие территорий как совокупность производственной деятельности, функционирования жилых образований с соответствующими объектами обеспечения инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также рекреационной деятельности.

О происходящем в пространстве таких гигантов, как Санкт-Петербург, можно привести некоторые пассажи В.Л. Глазычева, не лишенные изящества и вброшенные им 5-6 лет назад:

Мегаполисы становятся тоталитарными структурами независимо от страны происхождения. Не мы управляем мегаполисами, а они – нами. Миллионники подавляют культуру, этику труда, созидание, расширяя территорию досуга. Перенос акцента на инфраструктуру развлечения универсален для мегаполисов. Согласно одной из версий, именно развлечения и досуг стали причиной падения Римской империи.

Сегодня наиболее обсуждаемой проблемой в градостроительных и девелоперских кругах в части организации городского пространства стало воссоздание общегородского центра и так называемых общественных пространств. Жизни, социальных контактов – вот чего не хватает нашим местам общего пользования, нормативно обязательным в городском пространстве.

Тема общественного пространства становится достаточно модной и в печати, и на конференциях, и даже в официальных документах. Несмотря на отсутствие правового определения его статуса и отношения к понятию «места общего пользования». Пожалуй, за указанием президента, что регионы должны активно заниматься развитием общественных пространств, стоит лишь напоминание о предназначенности мест общего пользования для социальных контактов

Все это имеет весьма опосредованное отношение к градостроительству. Более адекватно – к стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга, в которую и следовало бы встраивать эти идеи. И здесь приходится перейти к условно протокольному жанру.

Какова же система стратегического планирования, сложившаяся у нас в стране и в Санкт-Петербурге?

С выходом федерального закона от 28.06.2014 №172-ФЗ «О стратегическом планировании в российской Федерации», были установлены правовые основы и сформирована система стратегического планирования на федеральном, региональном уровнях и на уровне муниципальных образований, а также задан порядок взаимодействия органов управления с общественными, научными и иными организациями в указанной сфере.

Данный федеральный закон урегулировал отношения, возникающие между участниками стратегического планирования в процессе целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики, сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования.

В развитие федерального законодательства городской Закон от 01.07.2015 №396-75 «О стратегическом планировании в Санкт-Петербурге», утверждает:
1. Документы стратегического планирования Санкт-Петербурга разрабатываются в рамках целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования социально-экономического развития Санкт-Петербурга.
2. Основным документом, разрабатываемым в рамках целеполагания, является Стратегия социально-экономического развития Санкт-Петербурга (далее - Стратегия Санкт-Петербурга).
3. К документам стратегического планирования, разрабатываемым в рамках прогнозирования, относятся:
1) прогноз социально-экономического развития Санкт-Петербурга на долгосрочный период;
2) бюджетный прогноз Санкт-Петербурга на долгосрочный период;
3) прогноз социально-экономического развития Санкт-Петербурга на среднесрочный период.
4.К документам стратегического планирования, разрабатываемым в рамках планирования и программирования, относятся:
1) план мероприятий по реализации стратегии Санкт-Петербурга;
2) государственные программы Санкт-Петербурга;
3) Генеральный план Санкт-Петербурга.

В настоящее время из всего комплекса необходимых городских документов стратегического планирования на долгосрочный период Санкт-Петербург обладает:

Стратегией экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года;

Генеральным планом Санкт-Петербурга (с расчетным сроком 2015 год и прогнозным периодом – 2025 год);

отдельными прогнозными показателями социально-экономического развития СПб (представленными в рабочем порядке) на 2030, 2040 и 2050 годы.

Действующая Стратегия Санкт-Петербурга, утвержденная постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.05.2014 года №355, определила современную миссию Санкт-Петербурга как основную цель, которая должна быть достигнута в расчетный срок.

Миссия реализуется через выполнение ряда функций, определяющих «лицо города», его место в системе расселения и пространственном разделении труда. Функции города формируются под воздействием множества факторов: часть функций предопределена экономико-географическим положением, часть - конкретными историческими обстоятельствами и коньюктурными соображениями.

Значения отдельных функций со временем меняются.

Все функции Санкт-Петербурга можно разбить на две группы: базовые долговременные, фундаментальные функции, определяющие миссию города, и относительно изменчивые отраслевые функции или отрасли специализации.

К первой группе относится создание среды для комфортного проживания. Сегодня эта функция во всем мире становится трендом, доминантой, и в конкурентной борьбе за человека выигрывают города, достигающие здесь успеха.

Миссия Санкт-Петербурга, характеризующая роль города во внешней среде и участие в реализацииприоритетов России, определена через набор перспективных приоритетных функций, обусловливающих специализацию города:

Санкт-Петербург – многофункциональный город с комфортными условиями и высоким качеством жизни, вторая столица России, лидер региона Балтийского моря, форпост освоения Арктики, центр культуры, науки, образования, туризма и высокотехнологичной промышленности.

Здесь уместно вернуться к В.Л. Глазычеву: «Что касается развития Санкт-Петербурга, надо прежде всего работать с имперской сущностью города. Сделать его привлекательным способна помочь культура имперского века – на этом целую программу можно построить: размышлительную, аналитическую, документальную, архивную, поскольку это профессиональные и творческие интересы огромной массы людей». Правда конкретизировал он свой тезис лишь направленностью на запасники Эрмитажа, могущие привлечь в Петербург огромное количество докторов и кандидатов наук.

Тем не менее, продолжим погружение в протокольное содержание.

Основные направления устойчивого развития Санкт-Петербурга

В контексте устойчивого развития основными направлениями социально-экономического развития Санкт-Петербурга на долгосрочный период должны стать:
повышение эффективности социального и человеческого капитала, природного потенциала;
превращение Санкт-Петербурга – второй столицы России, в самый комфортный в стране мегаполис для проживания, образец высокоразвитого европейского города современного уклада;
формирование ценностных и культурно-образовательных ориентиров для российских регионов, способность представлять Россию в мире.

 Структура мегаполиса как явления

Видение желаемого будущего Санкт-Петербурга (с учетом ориентированных прогнозных показателей социально-экономического развития) может быть конкретизировано через характеристики его основных элементов.

Население. Численность постоянного населения составляет:
на 2030 г. – 6227,7 тыс.человек;
на 2040 г. – 6471,1 тыс.человек;
на 2050г. – 7069.2 тыс.человек.

Средняя продолжительность жизни - не менее 78 лет, рождаемость - минимум на 0,5% выше среднероссийской. Не менее 99% постоянного взрослого населения имеют, как минимум среднее образование. Не менее 50% населения, занятого в экономике, составляют люди с высшим образованием. Состав населения многонационален, со значительным преобладанием русских, при этом созданы условия для эффективной адаптации мигрантов, имеющих равные социальные права с коренными петербуржцами.

Качество жизни. По основным характеристикам качества жизни - здоровье, семейная жизнь, общественная жизнь, материальное благополучие, политическая стабильность и безопасность, уровень занятости, политические и гражданские свободы, гендерное равенство - Санкт-Петербург достиг позиций европейских городов, выполняющих схожие функции. Доля населения с низкими доходами составляет менее 8%. При этом средняя жилобеспеченность составляет:
на 2030 г. – 29 кв.м/чел;
на 2040 г. – 34 кв.м/чел;
на 2050 г. – 37 кв.м/чел.

Образование и наука. Санкт-Петербург прочно занял позиции регионального лидера в сфере образования, фундаментальной и прикладной науки. Созданная система непрерывного общего и профессионального образования формирует личность, готовую к самореализации в условиях развивающейся экономики региона, и отвечает потребностям экономики в соответствующих квалифицированных кадрах.

Окружающая среда. Санкт-Петербург - безопасный, благоустроенный, зеленый, чистый город. Экологическая обстановка здесь соответствует самым высоким мировым стандартам. Окружающая среда способствует улучшению здоровья населения, продлению активного периода жизнедеятельности, рождению здоровых детей.

Пространство. Пространство города полицентрично. В городе функционируют разнообразные общественные, деловые, обслуживающие центры различного уровня и профиля. Производственные территории размещены главным образом на периферии города. Экологические чистые места приложения труда дисперсно располагаются по всей территории города, что в основном снижает ежедневные маятниковые миграции. Все территории и объекты обеспечены необходимой инженерной и социальной инфраструктурой. Строительство жилья и размещение населения приближено к создаваемым рабочим местам, что ограничивает необходимость ежедневного перемещения большинства населения на дальние расстояния. Спальные районы постепенно модернизируются: они полностью обеспечены социальной, общественно-досуговой, торговой инфраструктурой, которая адаптируется под меняющиеся запросы жителей. Обеспечены скоординированное развитие и надежные коммуникации в пределах Санкт-Петербургской агломерации.

Транспорт. Развит и абсолютно доступен наземный общественный транспорт, активно строится метрополитен и сеть трамвайных линий. Выросла сеть автомобильных дорог непрерывного движения, развиты сезонные поездки по водным магистралям. Личным автотранспортом обладают все желающие, но его обслуживание и хранение для большинства относительно дороги. В историческом центре увеличена площадь пешеходных зон, въезд частного автотранспорта в центр города ограничен. Парковка запрещена или существенно ограничена. Количество индивидуальных легковых автомобилей достигает:
в 2030 г. – 504 ед/тыс.жителей;
в 2040 - 524 ед/тыс.жителей;
в 2050 г – 572 ед/тыс.жителей.

Культура и туризм. Санкт-Петербург - центр классической культуры и искусства мирового масштаба, центр притяжения туристов, в том числе виртуальных, со всех уголков планеты. Развита вся инфраструктура культуры и туризма. Общее количество всех категорий туристов - около 10 млн в год. Исторический центр выполняет преимущественно культурно-досуговую, туристскую, торговую функции.

Экономика. В структуре экономики Санкт-Петербурга 35% составляет продукция, работы, услуги, созданные сектором «экономики знаний», к которому относятся образование, наука, инновационная промышленность, создание новых знаний и технологий во всех сферах деятельности. Экономика Санкт-Петербурга многофункциональна, и не менее 25% в формирование ВРП вносят высокотехнологичные и наукоемкие сектора, создающие устойчивый экономический базис. Во всех ведущих сферах экономики, в том числе                        в государственном секторе экономики, обеспечивается высокая производительность труда при оптимальной степени занятости населения (низкий уровень безработицы и наличие предложения квалифицированных кадров).

Описанное в Стратегии Санкт-Петербурга видение города и ориентировочные прогнозные показатели являются основой для подготовки Концепции агломерации (в части Санкт-Петербурга), а также позволяют сформулировать градостроительные принципы стратегического развития города и территории агломерации.

Градостроительные принципы

Разработка Концепции совместного градостроительного развития Санкт-Петербурга и территорий Ленинградской области (агломерации) на период до 2030 года с перспективой до 2050 года позволит городу в большей степени влиять на развитие и использование территорий, находящихся в сфере активного влияния Санкт-Петербурга как супер-ядра сложившейся моноцентрической агломерации.

Намеченный подход позволит Санкт-Петербургу и прилегающим территориям в максимальной степени использовать градостроительный потенциал и территориальный ресурс совместного развития для создания на территории субъекта федерации предпосылок для эффективного формирования городской структуры, отвечающей следующим градостроительным принципам:

сохранение ресурсов путем оформления границ «сплошного тела города» (территорий сплошной интенсивной застройки), позволяющее сохранить определенную компактность основного поселения, а также оставшиеся незастроенными открытые и рекреационные пространства;
единство и целостность путем структурирования территории города на базе основополагающих каркасов:
историко-культурного;
природно-рекреационного;
социально-экономического.
преемственность и непрерывность путем формирования компактного ядра центра агломерации и дисперстного расположения ее подцентров и иных жилых образований, обладающих градостроительной связностью и удобством перемещения;
сбалансированность путем формирования макроэлементов планировочной структуры (планировочных районов) города, обладающих определенной самодостаточностью, включая замкнутый трудовой баланс, и образующих полицентрическую систему, нивелирующую многофункциональные внутригородские передвижения;
результативность и эффективность путем формирования комфортной и своеобразной городской среды, в т.ч. основанной на средовых морфотипах исторически сложившейся квартальной застройки, отвечающей необходимости создания благоприятных условий жизнедеятельности человека и создающей предпосылки для привлечения в город высокоинтеллектуального и творчески развитого населения.

Направления стратегического развития территории Санкт-Петербурга как ядра агломерации

Направления развития территории города определяются его проектным «образом». А «образ» города определяется его «миссией» - общепризнанным лозунгом, описывающим цель и смысл существования поселения на определенном этапе развития.

Миссия проявляется через выполнения ряда функций, определяющих «лицо города» и его место в системе расселения и пространственном разделении труда (как в границах субъекта федерации, так и в границах Санкт-Петербургской моноцентрической агломерации).

На основании действующего законодательства в области стратегического планирования и градостроительной деятельности, основными целями подготовки документов территориального планирования реализующих миссию города являются:
обеспечение устойчивого социально-экономического развития Санкт-Петербурга без ущерба социальному благополучию человека или природной среде;
создание градостроительной основы для воспроизводства человеческого капитала;
создание условий для стабильного улучшения качества жизни всех слоев населения;
формирование города как места комфортного проживания, обладающего уникальным «лицом» и «характером», имеющего соразмерное удобное пространство и современную инфраструктуру;
сохранение градоформирующего потенциала историко-культурного наследия исторической среды и многообразия сложившихся морфотипов городской застройки (до середины 50-х гг. ХХ века).

Исходя из возможных результатов осуществления названных целей разработкой документов территориального планирования Санкт-Петербурга, можно сформулировать следующий образ города, вписанного в определенную урбанизированную среду.

Санкт-Петербург – постиндустриальный глобальный город второго порядка (региональный метрополис) – метрополия Санкт-Петербургской агломерации, оказывающий влияние, в т.ч. на территории, выходящие за пределы России.

На основании заявленной «миссии» города, иных основополагающих положений Стратегии Санкт-Петербурга на период до 2030 года и предложенного «образа» города, можно выделить следующие направления градостроительного развития территории Санкт-Петербурга:
трансформация городского каркаса как основного элемента образующего основные (градообразующие) внутренние архитектурно-композиционные и коммуникационные направления (улицы, дороги, площади, коммуникационные развязки), являющиеся функционально-планировочной основой для роста и развития города;
балансировка (взаимоувязка) природно-экологических, исторических, экономических и социальных факторов как основы для подготовки проектных градостроительных решений;
подготовка предложений по реализации градостроительными средствами принципов, целей и задач социально-экономического развития города, определяющих высокое качество жизни и благоприятные условия жизнедеятельности человека;
рационализация (оптимизация) использования территориальных ресурсов, с учетом предельно-допустимой нагрузки на окружающую природную среду;
создание предпосылок для компактностного использования многофункционального образования, сформированного на основе сложившегося природного и историко-культурного каркаса, обладающего полицентрической планировочной структурой состоящей из разноплановых (разнохарактерных), относительно самодостаточных макроэлементов (планировочных районов, зон, направлений);
максимальное насыщение территории города социальными и коммунальными объектами регионального значения, удовлетворяющими комплекс потребностей и интересов отдельного гражданина, семьи и городского сообщества в целом, делающих город привлекательными для проживания, включая высокое качество и разнообразие трудовой деятельности;
создание хорошо структурированного городского пространства, включающего ориентирующие высотные акценты, при сохраненной ценной исторической и природной среды, с развитой системой городских общественных пространств, включая водный фронт, а также имеющимся большим разнообразием видов комфортной городской среды, в т.ч. основанных на средовых морфотипах сложившейся квартальной застройки;
активным вовлечением граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечением свободы такого участия.

Связная последовательность представлений – от оснований стратегического планирования экономического и социального развития Санкт-Петербурга, через основные направления устойчивого развития мегаполиса, его структуру, градостроительные принципы и направления стратегического развития территории – отображает целостность многомерной картины градостроительного развития Санкт-Петербурга в контексте его агломерации и позволяет гарантировать положительный результат построения Концепции ее развития.

Чтобы совсем не погрязнуть в этом лозунговом напоре, перейдем к вопросу равновесия, сбалансированности составных частей, элементов социально-экономического и территориально-пространственного целого.

Несмотря на основной слоган Генерального плана 2005 года – «Превратить Санкт-Петербург в общеевропейский город», представление об «общеевропейском городе» так и не было параметризовано. Сколько чего поэлементно или пофрагментно должно быть в городе-эталоне, задано не было. И нормативы здесь не в помощь.

Рабочим инструментом сравнений и анализа оставался территориальный баланс, позволяющий демонстрировать целевую установку: «Чем больше зелени и жилья с социальной инфраструктурой и меньше производства (особенно промышленного), тем лучше!»

Какое именно соотношение функций на территории города считать образцовым или общеевропейским, так и не было представлено.

Интересным аналогом можно считать пропорциональное отношение функционального использования территории, сформулированное в «Зеленой книге» для Денвера в США (полученное на основе анализа рынка), приведенное Глазычевы в его книге «Политическая экономия города». Однако из того, что «парки и иное озеленение» занимают 35,7%, а «улицы» - 15,9% территории города, совсем не следует нормативность этих показателей общественных пространств.

Данная целевая установка «Чем больше тем лучше» удобно иллюстрировалась динамикой территориальных балансов от 2004 к 2015 годам. Удобно, но недостаточно.

При нормативно-целевом подходе возможности оценки градостроительного функционирования и развития крайне ограничены, так как ресурсные балансы, и не только территориальные, в генеральном плане замкнуты, а резервы развития не предъявлены.

Особенно очевидно это становится при появлении крупных проектов, существенно влияющих на градостроительное целое в части полноты ресурсного обеспечения конкретной территории. Этой теме серьезное внимание уделяет Б.И. Зеленов в своей статье на страницах настоящего выпуска.

Примеры крупных проектов с мощной социально-демографической составляющей общеизвестны: Западная часть Васильевского острова, «Новый берег» между Сестрорецком и Горской, город-спутник «Южный» в Пушкинском районе (это на территории Санкт-Петербурга как субъекта Федерации), Кудрово и Мурино во Всеволожском районе, Новоселье в Ломоносовском районе (на территории Ленинградской области) и др.

Если западная часть Васильевского острова в Генеральном плане как площадка для жилищного строительства по крайней мере ожидалась, то Невский берег и город Южный в черте города, Мурино, Кудрово и Новоселье за ее пределами явно нарушают инфраструктурный баланс, приписанный территории города в Генеральном плане (в сущности, по умолчанию).

Ответили ли проекты планировки этих крупных площадок на встающие вопросы по поводу территории города в целом, остается загадкой.

При значительном расширении потребности в инфраструктурном обеспечении созидательных инициатив градостроительного уровня становится актуальной проблема ресурсных порогов, достижение которых ломает социальную, инженерную и экологическую целостность территории.

Отслеживать проблемную ситуацию, приближающуюся к пороговому состоянию, реально только на модели территориальной целостности.

В разработке действующего Генерального плана Санкт-Петербурга сравнивались территориальные балансы известных городов Европы (Амстердам, Роттердам, Рим, Брюссель, Мадрид). Но с помощью подобного методического инструментария дать оценку возникающим градостроительным изменениям, то есть сказать, «хорошо» это или «плохо» и, тем более «что делать», невозможно. В том числе обоснованно вносить изменения в Генеральный план. Чему также уделил внимание Б.И. Зеленов в упомянутой статье.

То же самое можно сказать и по поводу использованных объемных показателей динамики недвижимости в целом и дифференцированно по видам.

Как показывают публикуемые материалы, отражающие управление градостроительными процессами в Санкт-Петербурге, средств моделирования территориальной целостности до сих пор нет. Может показаться странным неиспользование математического моделирования в исследованиях и обоснованиях генеральных планов. Наработан огромный массив транспортных моделей города, транспортных сетей, транспортных потоков. но модель города в целом и во всей полноте – зависание. Остается надеяться, что мощная инерция интеллектуального потока с середины прошлого века в направлении моделирования сложных систем не сойдет на нет, как мода. Уместно вспомнить и достижения Римского клуба, Д. Форрестера с его «Мировой динамикой» и «Динамикой развития города», и упомянутый внушительный массив наработок по транспортному моделированию.

Не случайно, например, Комитет по строительству так и не завершил разработку программы «Комплексное освоение и развитие территорий Санкт-Петербурга в целях жилищного строительства» на период до 2016 года и на плановый период до 2020 года.

Потребность в такой программе как раз и отражала объективную необходимость моделирования освоения территории города и зоны его влияния во всей сложности взаимовлияния факторов.

К сожалению, рассмотрение сценариев и вариантов соотношения развития и освоения различных типов территорий завершено не было.

На пути построения модели функционирования и развития градостроительной системы «Санкт-Петербург» в контексте городской агломерации необходимо учесть два существенных момента:

Во-первых, предметом рассмотрения и проектирования становится именно территория городской агломерации, включающая как зону непосредственного влияния города в области, так и зоны их взаимных интересов. 15 лет назад проект TACIS продемонстрировал зоны взаимных интересов города и области, что безусловно вызывает почтение, но требует актуализации.

Во-вторых, необходим выход на систему сбалансированных показателей типа

KPI (KeyPerformanceIndicators). Расхожее словечко «типа» используется здесь вполне осознанно, поскольку идеология KPI формировалась с ориентацией на бизнес-процессы. Однако претензия измерять результативность и эффективность деятельности сложных многофакторных систем представляется очень конструктивной..

Итак, заключительный аккорд – вперед к постановке задачи.

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020