Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2017 / 05 / Проблемы расселения на востоке России

Теория архитектуры

Проблемы расселения на востоке России

И.Г. Лежава,

доктор архитектуры, профессор, вице-президент РААСН

Россия – страна особая. Опыт проектирования систем расселения иных стран нам никак не подходит. Надо искать свои специфически российские пути развития и в градостроительстве, и в принципах построения систем расселения. Статья посвящена проблемам освоения огромных регионов страны, включая Сибирь, Заполярье, Дальний Восток и Камчатку.

(Окончание. Начало в № 4(47) 2017).

Сибирские города

Теперь о поселениях, расположенных в описанных выше регионах. Начнем с южных регионов, там, где проходит Основная Зона Расселения и Хозяйственного Освоения России и, особенно, вдоль Транссибирской магистрали. Там расположено много старых городов и именно там следует строить новые города.

Старые города, такие, как Екатеринбург, Омск, Красноярск, Иркутск, Чита, Хабаровск и Владивосток еще долго будут оставаться прежними. Но изменения затронут их неизбежно, и прежде всего это будет относится к жилой застройке. Все ветхие здания, пятиэтажки и иные строения прошлых лет будут сноситься. (1). Естественно, кроме памятников архитектуры. На освобожденных территориях должны появиться сооружения. Это будет происходить по нескольким причинам. Возникнут новые требование к комфорту проживания. Причем это будет не только увеличение размеров квартир и не только новые стандарты городского благоустройства, но также и совершенствование всех видов инфраструктур, обслуживающих жилище и соответствующие экологическим нормам. (2).

Городские пространства также изменятся. Особое внимание будет уделено транспортным проблемам. Транспортные потоки резко отделятся от пешеходных пространств. Они будут проходить по своим, многоуровневым каналам и иметь связь с гаражными системами в жилых группах. Эти гаражные системы будут интегрированы в жилые группы и станут неотъемлемой их частью. Кроме того, в зоне доступности транспортных потоков будут находится общегородские центры, места развлечений, торговли, а также офисные центры, гостиницы и научные кластеры.

Появится самостоятельная система пешеходных улиц с трассами велосипедов и других непешеходных средств передвижения, с зелеными пространствами, бульварами, местами отдыха и развлечений с кафе и магазинами. (3). Могут появится общественные пространства в виде крытых галерей, пассажей и площадей, что резко уменьшит зависимость жителей этих городов от причуд климата. (4). Новая пешеходная система станет интегрироваться с общественным транспортом: автобусом, трамваем, монорельсом, а в некоторых случаях и с метро. При этом общественный транспорт не будет повсеместно следовать по автомобильным путям, но подключаться к ним только в определенных местах.

Основная этажность жилых зон не должна превышать девяти этажей. Очевидно, в отдельных районах этажность придется делать выше, и там застройка будет находится на платформе, под которой расположится транспорт и инфраструктурные системы. (5). Естественно, что вся новая застройка должна создаваться по градостроительным стандартам XXI века.

Но, по нашему мнению, в результате создания «русла расселения» Сибстрим его трасса привлечет потоки переселенцев. В результате будут не только совершенствоваться старые города, но и создаваться новые. Эти новые города смогут в любом удобном месте подключатся к инфраструктурам, идущим по руслу Сибстрима. Естественно, что новые города должны строиться на новых принципах. Они не должны походить на вечно растущие города прошлых веков. Такие города должны строится единовременно, компактными жилыми единицами до ста тысяч населения, и отвечать жестким экологическим требованиям. Их следует располагать на искусственных платформах, под которыми будут находиться транспортные и инфраструктурные системы, обслуживающие город. В этом случае уровень, на котором разместиться жилая застройка, может стать полностью пешеходным. Такие города в обязательном порядке должны окружаться не менее чем километровой природной зоной, в которой будут располагаться детские учреждения, школы и университеты. Крупные жилые единицы строятся сейчас в Москве. В мировой практике города, расположенные на платформах, уже строятся и их население достигает нескольких десятков тысяч жителей. Вдоль «русла расселения» на Востоке России новые города могут располагаться одинокими единицами или собираться в гроздья и создавать новые агломерации. Если в основе российского «русла расселения» окажется современный транспортный коридор, такие одинокие города смогут возникнуть повсеместно.

На огромных просторах Сибири и Дальнего Востока и Камчатки сегодня существуют города и будут появляться новые. При этом пятиэтажные кварталы прошлого не должны служит образцами для подражания. Старые города постепенно преобразятся. Кроме изменений, связанных с транспортными каналами и новыми жилыми системами, в них начнутся появляться изолированные от агрессивного климата пространства. Это могут быть крытые галереи, пассажи и торгово-развлекательные центры. Новые районы старых городов, а также новые города, по всей видимости, поднимутся на платформы и в зависимости от условий будут тем или иным способом защищены от агрессивного климата.

Эскизные проекты городов с искусственным климатом стали во множестве появляться в шестидесятые годы прошлого века. Они до сих пор продолжают волновать проектировщиков, живущих в странах, имеющих поселения в высоких широтах. Особый интерес, на наш взгляд, представляют города-пирамиды архитектора А. Шипкова, которые он проектировал для алмазных копей в Якутии. В последнее время им разработан ряд новых, интересных городов с искусственным климатом. (6). Видимо, города, полностью или частично изолированные от окружающего климата, будут активно использоваться как в восточной Сибири, так и на Камчатке.

Теперь о городах, которые будут расположены вдоль Северного Морского Пути. Для того, чтобы объяснить их появление и специфику эксплуатирования, придется сделать небольшое отступление.

Появление портовых городов в Заполярье может быть вызвано намечающимся в связи с потеплением климата движением судов в Европу из портов Японии, Китая, Кореи, Вьетнама, Индонезии, Таиланда, Малайзии и Сингапура, поскольку этот путь на треть ближе, чем путь через Суэцкий канал. Для круглогодичного провода судов по Северному Морскому Пути в России намечено строительство большого числа ледоколов. Так, в 2018 году будет спущен на воду мощный ледокол «Виктор Черномырдин», а в ближайшие годы будет построено четыре атомных ледокола. (7). Предполагается, что через несколько лет российский ледокольный флот будет самым мощным и самым современным в мире.

Ледоколы, видимо, будет базироваться в Петропавловске-Камчатском и двигаться вдоль побережья России до Мурманска, ведя караваны судов. Путь судов вдоль российского побережья составляет около пятнадцати тысяч километров. Он пролегает сквозь мощные льды и сопровождается сложнейшими погодными условиями. Естественно, потребуются стационарные порты, которые будут обслуживать эту трассу. А для этого нужны не вахтенные поселки, а современные города с постоянными жителями, обеспечивающие высокий уровень обслуживания.

Кроме помощи судам, идущим по Севморпути, эти порты будут обеспечивать отправку углеводородов и иных полезных ископаемых из России в страны Европы и Азии. Кто будет жить в подобных городах? Это могут быть ремонтники кораблей и их сменные экипажи. Кроме того, поскольку заполярный регион и Северный Ледовитый океан очень мало изучены, в этих городах могут быть сосредоточены научно-исследовательские центры со значительным постоянным штатом ученых. Нужны медицинские работники, работники метеостанций и центров климатических и экологических исследований. Эти новые города станут также опорными пунктами геологической разведки и базами для строителей буровых. В этих городах могут находиться центры туризма. Наконец, подобные города будут способствовать решению оборонных задач государства в этих регионах.

Первым на пути следования судов из Петропавловска-Камчатского в Мурманск может стать город-порт Анадырь. Он расположен в обширной бухте и может быть соединен с Трансполярной трассой. После прохождения судов через Берингов Пролив первым портом окажется Певек. Певек уже сейчас является значимым поселением в Заполярье. Рядом с ним находится хорошо оборудованный аэродром, и в будущем также предполагается его соединение с Трансполярной трассой. Потом следует город-порт Тикси. Предполагается связь Тикси с Трансполярной трассой, а далее через Якутск с БАМом и Транссибом. Следующий порт Хатанга, который может быть также связан с Трансполярной трассой. Потом значимым портом может стать Сабетта на Ямале. Она также связана железнодорожным сообщением с Трансполярной трассой, а также через Салехард с БАМом и Транссибом. Далее, возможно, возрастет значение порта Индига, который предполагается связать с Сосногорском на Трансполярной трассе. Западнее по Трансполярной трассе находятся крупные города Архангельск и Мурманск, которые достаточно плотно связаны железнодорожными путями с европейской частью России.

Итак, караваны судов с «конвоем» ледоколов могут освоить трассу Севморпути и соединить через Северный Ледовитый океан Европу и Азию. По пути следования судов появляются упомянутые выше города. Естественно, они должны быть достаточно привлекательны для людей в них работающих. Хорошо нам знакомые поселения типа Воркуты и Норильска, насыщенные пятиэтажками, крайне примитивны по своей градостроительной структуре и не могут служить образцом для подражания при строительстве в XXI веке. Что же следует строить?

Сейчас наиболее распространенными поселениями в Заполярье как в России, так и в Канаде, и на Аляске, являются вахтенные поселки со сменным составом работающих. (8). Таков, например, добывающий комплекс «Купол», расположенный в 400 километрах южнее Певека на притоке реки Колымы Малый Кепервей. «Купол» эксплуатирует крупное российское месторождение золота и серебра. Он снабжен благоустроенным вахтенным поселком, обогатительной фабрикой и аэропортом. Все основные маршруты в этом поселении оборудованы крытыми галереями. И в России, и в Канаде подобные поселения появляются все чаще. Считается, что в Заполярье не строительство городов, а именно вахтенный метод пребывания людей является наиболее рациональным. В этой связи встает законный вопрос, для чего строить в столь суровых климатических условиях полноценные города, когда можно обойтись вахтенными поселками.

Однако медики считают, что частая перемена климатических зон вредна для организма, и вахтенные поселения не могут служить образцом для стационарных городов, расположенных в Заполярье. Видимо, придется создавать города на современной основе. Эти города, по нашему мнению, должны быть максимально компактны. Компактный принцип предполагает, что в таких городах люди должны находиться в комфортных климатических условиях круглосуточно. Все обслуживающие их объекты, включая бытовое обслуживание, развлечение, исследовательские и образовательные центры, должны быть максимально приближены к человеку. То есть принцип компактности должен осуществляться не только в жилых домах, но и во всех городских пространствах. Рационально в этом случае интегрировать все городские функции под единой крышей с искусственным климатом. Такие сооружения обычно носят название «климатроны», то есть зоны с постоянным климатом, противопоставленным климату его окружающему. В Заполярье энергию для таких поселений могут давать, например, крупные поля ветровых генераторов, поскольку этот регион находится в зоне постоянных ветровых нагрузок.

В то же время существуют серьезные возражения против городов с искусственным климатом. Есть мнение, что в Заполярье непосредственный контакт с природой помогают людям лучше адаптироваться к жизни в этих широтах. Однако последние исследования показывают, что это не совсем так. Зимой в Заполярье при низких температурах возникают проблемы с качественными параметрами воздуха. При частом переходе из одной воздушной среды в другую могут возникнуть легочные заболевания. В климатронах же эти переходы могут быть сведены к минимуму. Кроме того, в полярных зонах существует проблема, связанная со сменой светлых и темных времен суток. Исследователь людских биоритмов, доктор биологических наук М. Борисенков считает, что полярной ночью нарушается ритм и функции сна и бодрствования. Это приводит ко многим негативным последствиям, например, изменение периода сна приводит к нарушению ритма продукции гормонов, а это, в свою очередь, ведет к ожирению и другим недугам, ожидающим людей, живущих зимой в темных северных городах. Эксперт по светотехнике А. Шаракшанэ считает, что очень важно, чтобы человек получал в достатке мелатонин, а полярная ночь тормозит его выработку в организме. На выработку мелатонина не влияют ни кофе, ни физические упражнения, ни что-либо иное, только характер света, падающий на сетчатку глаза. Таким образом, в приполярных городах появляется необходимость освещать помещения искусственным светом. При искусственном освещении необходимо использовать разное освещение днем и вечером. Днем свет может быть холодным, а в вечерние часы – теплым. Естественно, что, в климатронах это легко осуществить.

Строительство городов-климатронов потребует большого количества особых строительных материалов и сложных технологий для их возведения. Пока Трансполярная трасса не построена, это представляет серьезную проблему.

Однако есть возможность привести такие города по морю. Можно заказать в Корее или построить самим крупные дома-корабли по типу современных круизных лайнеров, только без огромных развлекательных систем. Гигантские лайнеры по своей структуре очень близки к климатронам. В этом случае в них будут создана специальная структура квартир-кают, а также система обслуживания и развлечений, характерных для автономных жилых комплексов. Такой упрощенный «круизный лайнер» может вместить до пятнадцати тысяч человек. (9). Внутри зимний сад, детские учреждения. магазины театр кино, лаборатории и т.д. Мощные агрегаты корабля смогут давать энергию не только лайнеру, но и находящимся в близи метеостанциям, стойбищам и поселкам вахтенного типа. Следует отметить, что топливо для городов-лайнеров может доставляться по Севморпути большими партиями, и не потребуются бесчисленные бочки с соляркой, которые сейчас загрязняют побережье российской Арктики. В перечисленных выше арктических портах, находящихся по трассе Севморпути, города-лайнеры могут вставать в специальные доки, чтобы избежать опасности, связанной с подвижкой льдов.

****

Подводя итоги исследований, связанных с освоением восточных регионов страны, можно утверждать, что в первую очередь следует осваивать Основную Зону Расселения и Хозяйственного Освоения страны. В этой зоне проходит Транссибирская магистраль. Если Транссиб превратиться в «русло расселения» – Сибстрим, то есть в скоростную трассу с активным освоением территорий по обе его стороны, это будет, в значительной мере, содействовать улучшению качества жизни населения в восточных регионах страны и должно повлечь за собой миграцию населения с Запада на Восток. Но для этого одного скоростного транспортного коридора мало. Необходимо, чтобы города вдоль русла были построены по стандартам XXI века, исключающим пятиэтажки и бетонные многоэтажные громады.

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020