Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2017 / 02 / «Проект «Синергия». Интересы вместо агломерации»

Назаровские чтения

«Проект «Синергия». Интересы вместо агломерации»

В.А. Щитинский

В 1992 году при подготовке программы-задания на разработку «Концепции градостроительного развития Санкт-Петербурга» меня привлекла широта взглядов Валентина Федоровича на развитие города. Тогда в программе на проведение конкурса была поставлена задача представить концепцию градостроительного развития не только собственно Санкт-Петербурга, но и формирующейся зоны его влияния, под которой в задании понималась прежде всего территория Ленинградской области.

 Таким образом, в первом же градостроительном проекте для возрождающегося Санкт-Петербурга было предложено рассматривать весь регион. Обращать внимание на проблемы, затрагивающие общие интересы города и области, которые не могут быть решены в одностороннем порядке: создание нового аэропорта на территории области в Тосно, нового морского порта (также на территории области), строительство скоростной железной дороги Хельсинки-Москва-Юг, транзитных автомагистралей и объездных дорог, развитие зеленой зоны и лесопаркового пояса Санкт-Петербурга, курортной зоны, территорий садоводческих и дачных поселков, фермерских хозяйств, проблемы переработки и захоронения всех видов отходов, выход к Балтийскому морю на побережье Кингисеппского, Ломоносовского и Выборгского районов и т.д.

 Следующий проект, в котором нам довелось плотно поработать вместе с В.Ф. Назаровым, финансировался программой ТАСIS «Усиление синергии: Единая стратегическая политика для Санкт-Петербурга и Ленинградской области в контексте Северо-Западного региона России». Он выполнялся в 2000 году под общим руководством «Леонтьевского центра» (Б.С. Жихаревич).

 В рамках проекта была организована группа по пространственному планированию, в которую вошел Стив Боус (директор Агентства пространственного планирования, Нидерланды), В.Ф. Назаров и я. Координатором рабочей группы являлась Е.А. Возианова (КГА правительства Санкт-Петербурга).

 Работа группы осуществлялась под общим руководством и контролем Управляющего комитета проекта ТACIS, в тесном контакте с рабочими группами по другим темам проекта. Членам группы была предоставлена возможность ознакомиться с современным опытом при практическом решении аналогичных проблем во Франции, с методическими подходами, используемыми за рубежом в процессе анализа сложных ситуаций и выработки решений.

 В основу своей деятельности мы положили действующее законодательство Российской Федерации в области градостроительства: Градостроительный Кодекс РФ и ряд методических разработок, законодательные и нормативно-правовые акты субъектов Федерации, какими являются Санкт-Петербург и Ленинградская область. Группа использовала многочисленные проектные и научные разработки по градостроительному развитию города и области, опубликованные данные об использовании территорий, сведения о состоянии окружающей среды, статистические данные, картографическую и другую информацию, содержащуюся в открытой печати.

 В результате проделанного анализа был определен проект сотрудничества в области пространственного планирования, над которым и была организована дальнейшая работа: «Осуществление градостроительной деятельности в зонах взаимных интересов Санкт-Петербурга и Ленинградской области» (проект «Общие интересы - единый механизм развития»).

 Выполненный проект был призван оказать положительное влияние на обеспечение сбалансированного роста качества жизни в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, так как позволили выявить существующие проблемы и диспропорции в территориальном развитии города и области, наметить пути более эффективного использования территории в их интересах в контексте выработки совместной политики регионального развития обоих субъектов федерации.

 Ценность данной научно-исследовательской работы была в том, что впервые с момента принятия Градостроительного кодекса Российской Федерации 1998 года в ней был проделан анализ государственных, общественных и частных интересов в области градостроительной деятельности на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Были разработаны методические основы выявления территориальных зон взаимных интересов как объектов особого регулирования градостроительной деятельности, что фактически позволило определить границы Санкт-Петербургской агломерации и основные направления ее развития.

 В работе сознательно ни разу не упоминался термин «агломерация», так как в Градостроительном кодексе его не было. Мы не хотели вступать в противоречие с законом, чтобы облегчить последующую реализацию проекта.

 Были подготовлены конкретные предложения (базирующиеся на действующем в тот период законодательстве) по обеспечению единой стратегической политики в области пространственного планирования для Санкт-Петербурга и Ленинградской области в контексте Северо-Западного региона России, институционального сотрудничества, разработки градостроительной документации, формирования нормативно-законодательной и информационной базы.

 Было подготовлено и подписано на уровне вице-губернаторов Соглашение между администрацией Санкт-Петербурга и правительством Ленинградской области по осуществлению особого регулирования градостроительной деятельности в территориальных зонах взаимных интересов Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

 В 2010 году по заказу РАСН выполнялась научно-исследовательская работа, также посвященная проблемам развития Санкт-Петербургской агломерации: «Научные основы формирования системы управления территориальным (пространственным) развитием двух субъектов Российской Федерации на примере Ленинградской области и Санкт-Петербурга». Исполнители: В.Ф. Назаров, С.И. Соколов, В.А. Щитинский, Е.И. Изварин.

 В основу этой работы мы положили идеи, выработанные в процессе проекта «Синергия», так как нам казалось, что был найден достаточно верный путь к формированию системы управления пространственным развитием двух субъектов Российской Федерации в еще более ужесточившихся рамках современного российского градостроительного законодательства (благодаря принятию Градостроительного кодекса 2004 года).

 В Градостроительном кодексе 2004 года также нет понятия «агломерации», а значит и отсутствуют прямые нормы разработки единого документа территориального планирования субъектов Российской Федерации для исторически сложившихся, социально-экономически и градостроительно связанных регионов: двух субъектов Российской Федерации, одним из которых является город федерального значения – Москва или Санкт-Петербург, а другим – окружающая их соответствующая область.

 Отсутствие этих норм препятствует эффективному и полноценному соблюдению на территории указанных регионов основных принципов градостроительной деятельности, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ.

 Из Градкодекса были изъяты и понятия государственных, общественных и частных интересов в области градостроительной деятельности, на основе которых мы выстроили модель Санкт-Петербургской агломерации в проекте «Синергия». Поэтому пришлось пойти другим путем. Мы сделали упор на выявлении, классификации и территориальном размещении объектов федерального, регионального и местного значения, которые принимают участие в формировании территории агломерации. Особенностью любой работы, посвященной проблемам агломерации, должна явиться её комплексность. В терминологии Градостроительного кодекса это значит, что в ней одновременно должны рассматриваться территории и объекты всех трех уровней: федерального, регионального и местного.

 При современном российском градостроительном законодательстве эта мысль кажется достаточно «крамольной». Однако к ней нас привело изучение задач, требующих совместного рассмотрения и решения с соблюдением федеральных, региональных и местных интересов по использованию территории – как Санкт-Петербурга, так и Ленинградской области, формируя и развивая Санкт-Петербургскую агломерацию как объективно сложившийся объект градостроительной деятельности.

 Известно, что в настоящее время разрабатывается «Концепция совместного градостроительного развития Санкт-Петербурга и территорий Ленинградской области (агломерации)», являющаяся предстадийным документом для подготовки нового Генерального плана Санкт-Петербурга и внесения изменений в Схему территориального планирования Ленинградской области. На мой взгляд, эта концепция должна иметь статус научно-исследовательской работы – для более широкого изучения, охвата проблем и поиска возможных решений, чем это можно сделать в рамках действующего законодательства.

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2018