Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2017 / 01 / Размышления профессора Ю.И. Курбатова: как вернуть архитектуру в русло культуры

Теория и практика

Размышления профессора Ю.И. Курбатова: как вернуть архитектуру в русло культуры

О.П. Федоров,

архитектор, заместитель декана Архитектурного факультета СПбГАСУ

Рецензия на сборник статей Ю.И. Курбатова «Проблемы гуманизации современного модернизма»  

В сборник статей Ю.И. Курбатова, вышедший в издательстве СПбГАСУ в начале этого года, включены некоторые статьи, изданные в «Архитектурном Петербурге» в 2012-2016 гг. Наверное, можно сказать, что этот сборник является концентрированным изложением идей профессора. Приведем основные из них после небольшого введения.

 Советская архитектура, как известно, со времен Н.С. Хрущева, желая решить в кратчайшие сроки важнейшие социально-экономические задачи, встала на путь тотального использования индустриализации и новейших технологий. Но не обошлось без потерь. Вольно или невольно жесткий рационализм, обусловленный факторами объективными «измеримыми», более понятными для экспертов, ограничивает воздействие на архитектуру факторов субъективных – эмоционально-чувственных. Именно поэтому некоторые произведения такой архитектуры стали восприниматься, как правило, «гармонизованной технологией». Им не хватало знаков и символов, отражающих культурные особенности страны.

 Внедрившись в творческий процесс зодчих, вскрыв его «тайны и нетайны», Ю.И. Курбатов предлагает инструменты, которые могли бы найти уместное взаимодействие факторов измеримых с эмоционально-чувственными.

 Автор статей напоминает, что язык полноценной архитектурной формы принадлежит к знаковым или семиотическим системам. Именно поэтому в нем всегда присутствуют два кода, выполняющих определенные и разные смысловые функции: один их них – зашифровывающий (как правило, это новизна), другой – дешифровывающий (как правило, это преемственность). Новизна усложняет восприятие, провоцирует сотворчество потребителя, делает восприятие творческим. Преемственность облегчает восприятие, делает архитектуру адекватной гуманитарной культуре человека и его психологическим потребностям.

 Преемственность для профессора Курбатова – это не повторение того, что было, не копирование прошлого, что ущемляет новизну и ее развитие. И, наоборот, ассоциативность как результат воздействия на новую форму обобщенных свойств среды, ее образов или «духа места» вполне адекватно созданию формы, несущей и современность и Genius Loci.

 Автор утверждает, что включение новой ассоциативной формы в историко-культурный контекст, не разрушает его, а усиливает и сохраняет его целостность, дополняя ее взглядом в будущее.

 Затрагиваемая проблема взаимодействия «точного» и «не точного» в архитектурном творчестве, факторов измеримых с эмоционально-чувственными, крайне актуальна при подготовке студентов-архитекторов. Профессор Курбатов возвращает нас к сильным сторонам нашего университетского образования. Архитектура – это область деятельности на стыке технических наук и искусства. В нашем вузе изначально «под одной крышей» находились кафедры инженерно-технические, решающие проблемы рациональные, объективные и кафедры Архитектурного факультета, которые интегрировали достижения инженерно-технических наук с факторами эмоционально-чувственными. Путем взаимодействия преподавателей и научных сотрудников в соответствующих областях решались проблемы полноценной интеграции науки и искусства – этим всегда была сильна «школа гражданских инженеров».

 Сегодня многие кафедры работают вполне успешно, но, к сожалению, зачастую автономно. Одно из посланий, заложенных в сборнике, можно охарактеризовать как необходимость возрождения полноценного взаимодействия между кафедрами различных направлений науки и знаний. Процесс подготовки архитекторов должен включать не только констатацию студентам тех или иных фактов, решений и специальных знаний, но учить мышлению – способности искать, совмещать, синтезировать связи между «измеримыми» факторами и творчеством. Но как воспитать архитектора с полноценным представлением, пониманием необходимости симбиотического характера архитектурной деятельности, осознающего высокую миссию архитектуры как искусства? Представляется, что сегодня этого можно достичь, вернувшись к истокам образовательного процесса, к подходам, о которых упоминает автор статей сборника, – повышении интенсивности взаимодействия между кафедрами, обмена профессиональным опытом профессорско-преподавательского состава.

 Восстановление полноценного взаимодействия между кафедрами Архитектурного факультета и кафедрами других факультетов при организации образовательного и научного процесса может идти по следующим сценариям:
- корректировка учебных планов и рабочих программ дисциплин в части согласования и увязки задач различных дисциплин между собой по теме и по времени;
- приглашение и участие представителей различных кафедр в обсуждениях и подачах курсовых проектов и работ;
- более интенсивный обмен опытом и знаниями в рамках научной деятельности.

 Серьезные открытия, научные прорывы, яркая новизна могут быть достигнуты при работе на стыке различных наук, направлений, областей знаний. В СПбГАСУ, как и в других вузах, регулярно проводятся научные конференции, на которых с докладами выступают студенты, магистранты, аспиранты, молодые ученые и ученые - сотрудники университета со стажем. Однако обособленный характер этих конференций, которые проходят по секциям на кафедрах, не позволяет обеспечить полноценный обмен новыми знаниями, представить и точные знания, и науки, и эмоционально-чувственные достижения сферы искусства в едином контексте.

 Реализация данных сценариев могла бы без особых усилий поднять уровень подготовки наших выпускников – бакалавров, магистров и аспирантов, позволила бы более эффективно овладевать профессиональными компетенциями, воспринимать проблемы, задачи и перспективы профессии аналитически связно, в более широком, глобальном смысле. Затрагиваемые Ю.И. Курбатовым проблемы архитектурной практики, должны быть объектами серьёзного научного анализа, результаты которого, безусловно, повысят как уровень практического проектирования, так и уровень профессионального образования, вдохнут новую энергию во взаимодействие инженерно-технического экспертного сообщества и специалистов в сфере архитектурного искусства.


***

 Содержание статей профессора Курбатова Ю.И. ориентированное на возвращение современного модернизма в контексте культуры – результат его упорной и целеустремленной научной работы. Среди направлений его деятельности следует отметить: интеграцию историко-культурного и природного контекста с архитектурой; эволюцию архитектурно-градостроительных структур; формообразование как инструмент архитектора; творческий процесс зодчего; проблема уместного взаимодействия измеримых факторов, определяющих архитектурную форму с факторами эмоционально-чувственными.

 Среди двухсот публикаций Ю.И. Курбатова – шесть книг, получивших общественное признание и награды:

 «Архитекторы об архитекторах» (1989 г.) – награжден Большой медалью РААСН в 1999 г.;

 «Хельсинки» (1985 г.) – медаль Карла Людвига Энгеля (Финляндия,1986 г.);

 «Турку. История и архитектурный портрет города» (2005 г. переведена на финский язык);

 «Петроград, Ленинград, Санкт-Петербург, архитектурно-градостроительные уроки» (2008 г.) – диплом Союза архитекторов СПб, 2010 г.);

 «Хельсинки, образы города» (2014 г.) – диплом «Архитектон» СПб Союза архитекторов (2014 г.)

 «Слово в творчестве петербургских зодчих» (2014 г.) – диплом Союза архитекторов (2014 г.)

 На научных трудах Юрия Ивановича Курбатова выросло не одно поколение архитекторов. Затрагиваемые профессором проблемы и предлагаемые решения – это универсальные инструменты любого современного архитектора. Широта обзора, глубокий научный подход и анализ архитектурных процессов, великолепная аналитическая подача таких инструментов позволяют с легкостью донести до читателя суть глубинных, базисных процессов в архитектуре.

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020