Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2016 / 05 / По итогам съезда

Съезд Союза архитекторов России

По итогам съезда

А.Г. Вайтенс, зав. кафедрой градостроительства СПбГАСУ, доктор архитектуры, профессор, советник РААСН, член Союза архитекторов РФ с 1980 г.

С самого начала Съезда возникло ощущение неорганизованности и недоговоренности. А главное, было явное ощущение отсутствие внимания законодательной и исполнительной власти к архитектурной профессии – как власти московской, так и общероссийской. На прошлом съезде внимание все-таки было…

Съезд должен был принять новый Устав. Это жесткое требование Министерства юстиции в целом удалось выполнить, посвятив дискуссиям из двух дней съезда полтора. Обсуждались в основном формулировки, а главное – существо профессии, профессиональных интересов, образования куда-то ускользало. В.Н. Логвинову и А.В. Бокову с большим трудом удавалось вести дискуссию в цивилизованных рамках – мешали постоянные экзальтированные выступления с мест, сбивавшие очень серьезные разговоры о выживании профессии в современных условиях.

Как привлечь молодежь в Союз архитекторов? Кто все-таки будет правомочен квалифицировать архитекторов и выдавать лицензии? Каким образом выйти на диалог с властью, чтобы показать, как многое в стране зависит от градостроительства? Все эти вопросы даже не обсуждались. О структуре и существе профессиональных стандартов архитекторов и градостроителей и их связи со стандартами образовательными тоже по сути не было сказано практически ничего…Так что остается только пожалеть, что важнейшие вопросы архитектурной профессии и образования, которые Союз как профессиональная общественная организация обязан обсуждать и инициировать, на Съезде практически не ставились.

Тему выборов Президента оставим в стороне – кого выбрали – того и выбрали. Жизнь покажет правильность этого выбора….

Выставка «Зодчество 2016» порадовала больше. Интересна сама идея размещения экспозиции в помещениях бывшей текстильной «Трехгорки».

Интересно решены зеркальные интерьеры, в которых пространство как бы разрывалось. На всех трех этажах присутствовали студенческие работы, подкупавшие своей новизной и неожиданностью. Интересно был решен и павильон № 24 с градостроительными проектами – полуостровом ЗИЛ, предложением по жилому комплексу на месте бывшего аэропорта в Ростове-на-Дону. Интерьер и освещение этого павильона способствовали восприятию градостроительных экспонатов – макетов и схем.

Радует то, что согласно новому Уставу подобные встречи будут не раз в четыре года, как это было раньше, а ежегодно. Хочется надеяться, что при будущих общероссийских встречах удастся обсудить насущные проблемы профессии, образования и Союза архитекторов более организованно и целенаправленно, чем это было на данном съезде, и попытаться найти выходы из сегодняшних бед.

С.В. Гайкович, архитектор

«По вашему запросу ничего не найдено».

Таков был ответ поисковика Яндекс на мою вежливую просьбу показать, что пишут об итогах IX съезда архитекторов России в средствах массовой информации. Нажав по этой теме клавишу «картинки», можно получить отчет о конференции корпорации «Триколор» и много президиумов незнакомых собраний вплоть до группового портрета ГКЧП. Среди сотни картинок несколько раз мелькает портрет уважаемого Андрея Владимировича Бокова. И это все? Нет, при известной настойчивости и терпении вы извлекаете довольно толковый отчет о съезде Союза архитекторов пресс-службы Гильдии управляющих и девелоперов – ГУД. Спасибо ГУДу за это!

Вспоминается 2012 год. VIII съезд САР в сиянии люстр Колонного зала Дома Союзов. Приветственная телеграмма президента России. Кроме шестисот с лишним делегатов, три сотни гостей, в том числе из далеких стран. Выступление генерального секретаря МСА. В повестке дня создание Национальной архитектурной Палаты. Журналисты печатных СМИ и корреспонденты ключевых телевизионных каналов. Делегаты разъезжаются в духоподъемном настроении. Вот-вот будут приняты необходимые поправки в Закон об архитектурной деятельности и Градостроительный кодекс, и вновь созданная НП поставит профессионалов-архитекторов на должную высоту.

Ничего подобного за прошедшие четыре года не случилось. Напротив, как практически всем членам Союза известно, в 2016 году у зодчих выдернули очередной коврик из-под ног: лишили авторских прав на бюджетные произведения и поставили под сомнение институт авторского надзора. Рассеялись надежды на принятие необходимых поправок к законодательству. Намечается сюрреалистическая картина создания Центров определения квалификации ГАПов неопределенным кругом лиц, не имеющих отношения к профессиональному сообществу. Как выяснилось на съезде, во всех регионах упал спрос на проектные работы. Многие архитекторы сидят без дела при том, что градостроительство пребывает в упадке, а немногочисленные возводимые объекты строятся по документации, скроенной малоквалифицированными чертежниками при подрядных организациях.

В атмосфере констатации безрадостной картины и проходил IX съезд. Не удивительно, что общество проявило к нему ограниченный интерес. Формирование правления и многочисленных комиссий навряд ли могло вызвать большой общественный резонанс.

Я, однако, далек от принятой в советские времена здоровой самокритики. Считаю, что происходящее на поле архитектурно-строительного процесса никак не следствие слабой работы выбранного на предшествующем съезде правлении и президенте. Причины кризисных явлений, к сожалению, лежат гораздо глубже, в зоне, недоступной для Союза архитекторов и архитектурного цеха России в целом. Причины в глубоком политико-экономическом кризисе российского общества. В этом отношении Гражданский кодекс накладывает на Союз строгие ограничения, что не исключает, однако, индивидуальной работы его членов. Работы по поддержанию здоровых тенденций развития России от изоляционизма, мракобесия и расточительного милитаризма в сторону международной экономической интеграции, культурного сотрудничества, высокой производительности труда и как следствие - возвращения активной инвестиционной и проектной деятельности.

Если таких членов Союза будет много, тогда следующий юбилейный X съезд архитекторов пройдет в атмосфере оптимизма и общественного интереса.

А.М. Катханова

Прошел IX съезд союза архитекторов России.

Все, о чем говорилось на съезде, нельзя назвать неожиданностью.

О том, что статус профессии «архитектор» необходимо повышать, что необходимы законы, подтверждающие полномочия архитектора как «главного строителя», ведущего проект от замысла до реализации, об авторских правах, о подготовке архитекторов, которые теперь и не архитекторы вовсе, а бакалавры и магистры, и непонятно кто и как будет их наделять этим статусом, об этом и многом другом мы говорим, спорим и пишем достаточно часто у себя в Союзе.

В Москве был показателен «срез» архитектурного сообщества. Приведенная в докладе мандатной комиссии цифра «19» о количестве депутатов старше 60 лет вызвала во мне недоверие и к остальным статистическим данным. 

Не буду подробно останавливаться на вопросах повестки дня съезда: все заинтересованные могут прочитать проект Устава Союза архитекторов России, ознакомиться с Программой деятельности до 2020 года на сайте Союза архитекторов России. Ключевые вопросы все те же: создание системы профессиональной квалификации под эгидой архитекторов (национальная палата или Союз архитекторов), а не под руководством строительного бизнеса; избавление творческих конкурсов из-под юрисдикции 44-ФЗ; возвращение архитектору авторских прав и полномочий по авторскому надзору.

Говорили, что Союз постепенно молодеет. Но совершенно очевидно, что пока недостаточно. Для достижения прорыва и достижения амбициозных целей творческой профессиональной общественной организации «Союз архитекторов России» необходимы энергия молодых людей, воодушевленных своей профессией и призванием быть архитектором во всей полноте этого высокого звания. 

А.И. Кицула, руководитель Архитектурного бюро «Я.К.»

Если отбросить в сторону всю рутину повестки дня и вынужденную политкорректность принятых решений, то самым главным вопросом, который волновал большинство делегатов, и, так сказать, формировал атмосферу съезда, был вопрос о будущем архитектурной профессии.

Дело в том, что последние несколько лет обнаружили совершенно разное понимание смысла работы архитектора внутри профессионального цеха с одной стороны и внутри органов государственной власти РФ – с другой. Если архитекторы видят свою профессиональную задачу и общественную миссию в создании качественной среды обитания человека, а проектирование каждого отдельного здания рассматривают как творческий акт, направленный в идеале на создание произведения искусства, то государственные чиновники и законодатели рассматривают архитектурную деятельность только лишь как часть строительного бизнеса, причем не самую важную. В их понимании задача архитектора сводится к выпуску проектной документации, необходимой для обеспечения строительного процесса. Не случайно в принимаемых законах слово «архитектор» все чаще заменяется словом «проектировщик». 

В результате достаточно последовательной государственной политики в области архитектуры и строительства, которая осуществлялась на протяжении последних 12 лет, начиная с принятия в 2004 году нового Градостроительного кодекса РФ, возможности архитекторов влиять на конечный результат своего труда, особенно на строительной площадке, критически снизились.

Все попытки предыдущего руководства Союза архитекторов донести до наших законодателей и государственных чиновников мнение профессионального сообщества о порочности такой политики или хотя бы организовать диалог с целью быть услышанными не увенчались успехом. Это стало очевидным после принятия накануне съезда очередных изменений в Градкодекс, узаконивших в определенных случаях автоматическое изъятие у архитекторов их исключительных авторских прав на свои произведения.

В этом свете уход А.В. Бокова с поста президента СА России выглядит вполне логичным. Удастся ли новому президенту Н.И. Шумакову запустить результативный диалог профессионалов и власти и переломить имеющиеся негативные тенденции, ведущие к деградации отечественной архитектуры, я не знаю. Каких-то новых идей о том, как это можно сделать, я на съезде не услышал.

В.Э. Лявданский, архитектор

Прошедший съезд был «рубежным» во всех смыслах. Не только потому, что произошла смена президента Союза: А.В. Боков ушел, а на должность президента избран Н.И. Шумаков, но и потому, что архитектурная профессия и Союз оказались в новой для себя реальности. В результате целого ряда законодательных инициатив государства и крупного бизнеса мы вдруг оказались в стране, которой не нужна ни архитектура, ни архитектурная профессия, ни сами архитекторы. Ситуация абсолютно фантастическая для любого общества, но не для нашего… О справедливости сказанного говорит хотя бы тот факт, что государственный орган, уполномоченный в сфере градостроительства и архитектуры (Минстрой), не только не счел нужным прислать своего представителя, но даже не обратился с письменным приветствием в адрес съезда. Ни администрация Президента, ни Госдума, ни Совет Федерации, ни даже власти Москвы просто не заметили проходящий съезд. Исключение составило министерство культуры, приславшее письменное обращение от имени своего министра(!). Все это говорит о том, что понимание роли и значения архитектуры в сознании высоких государственных мужей нашей страны полностью отсутствует. Это также говорит о том, что старые формы и методы взаимодействия Союза с властью исчерпали себя, необходимо искать новые подходы. И на съезде состоялся прямой, откровенный разговор об этом, и о Союзе, и о дальнейшей судьбе архитектурной профессии.

В этом контексте выставка на фестивале «Зодчество» выглядела просто сногсшибательно.  Весь антураж «Трехгорной мануфактуры», где проходило «Зодчество», – с ее полуразрушенными цехами и облупившейся штукатуркой, темным двором с закоулками, баней, пивными и рестораном, по которому снуют какие-то темные личности, с зеркальным залом основной выставки, – создавал ощущение какого-то зазеркалья. Сама экспозиция оставила очень хорошее впечатление. Странным образом кураторам выставки удалось передать атмосферу, реально сложившуюся вокруг архитектурной профессии. Это ощущение края, бездны, перед которой остановилась отечественная архитектура… Гениально!

Думаю, в следующем году «Зодчество» переедет в какое-нибудь другое место, об этом недвусмысленно высказался новый президент Союза архитекторов России Н.И. Шумаков. Но это уже будет другая история…

В.А. Реппо, архитектор

Ощущения после съезда остались сложные.

Кажется, как любят сейчас говорить, «мы нащупали дно». Или я оптимист? Позабытые властью и прессой архитекторы собрались на самый скромный за все годы существования Союза архитекторов съезд. Присутствие делегатов со всей России говорит о том, что наш творческий цех остро нуждается в поддержке друг друга, особенно на фоне падения заказов на проектирование и нарастающего давления строительного бизнеса, лоббирующего удобные для него условия игры. 

Архитекторы никогда не бывают довольны взаимоотношениями с властью и строителями. Старшее поколение прекрасно помнит шуточки на эту тему знаменитых в советское время Кохинора и Рейсшинки. Однако сегодня архитекторам уже не до шуток.

Попытки объяснить власти, что смыслом архитектурной профессии является деятельность по созданию функциональной и эстетически организованной гуманной среды обитания, а не разработка ПСД для заказчика, ни к чему не приводят. Проект изменения «Закона об архитектурной деятельности» уже второй год лежит под сукном. Палата архитекторов, которая создавалась как сообщество практикующих архитекторов в том числе и для подтверждения квалификации физических лиц, осталась не интегрированной в градостроительное законодательство. Закон, который должен обеспечить защиту общества от непрофессионального вмешательства в сферу градостроительства и архитектуры, движется прямо в противоположном направлении. Теперь архитекторы лишаются авторских прав уже на уровне заключения договора на проектирование, а авторский надзор будут обеспечивать прорабы.

В Ленобласти уже можно любоваться новыми поселками барачного типа, которые строятся, очевидно, по проектам тех же «прорабов».  В этих условиях профессию может защитить только активная, наступательная позиция Союза архитекторов на всех уровнях и единство его членов. Искренне желаю вновь избранному президенту Союза архитекторов России Николаю Ивановичу Шумакову и бывшему президенту Андрею Владимировичу Бокову, который как раз будет курировать тему взаимоотношений с властью, энергии и стойкости в эти непростые времена.

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020