Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2016 / 05 / Исповедь архитектора Сергея Павловича Шмакова* – моего современника

Архитектор об архитекторе

Исповедь архитектора Сергея Павловича Шмакова* – моего современника

Ю.И. Курбатов,

доктор архитектуры, член-корреспондент РААСН, академик МААМ, профессор СПб ГАСУ

В докладе «О Ленинградской архитектуре 60-80-х годов ХХ века на основе современного проектного опыта» на Международном архитектурном форуме в Петербурге 18 августа Сергей Павлович удачно использовал один из основных законов диалектики «отрицание отрицания», характеризующий направление, форму и результат процесса развития. Это было вполне уместно, в том числе и по отношению к творчеству самого архитектора Шмакова.

Я хочу использовать такой же подход. Сергей Павлович в составе творческих бригад всегда был лидером, выполняющим роль разрушителя сложившихся стереотипов и предлагавшим новации для последующего развития.

Так, своей революционностью характерны кварталы №№ 7, 9 в районе Комендантского аэродрома (1970-е годы, С.П. Шмаков, В.Н. Щербин, В.Э. Шевеленко). Это был один из удачных примеров использования многосекционных жилых зданий, которые позволили создать ясный пространственных каркас кварталов и улиц-бульваров. Так появились характерные для Петербурга уютные жилые группы, объединенные в единое композиционное целое.

Один из самых революционных примеров, опережающих свое время – детская спортивная школа на месте бывшего Комендантского аэродрома (1982–1986, Архитектор С.П. Шмаков, конструктор М.Я. Резниченко). Основа скульптурного решения – «обволакивающее» ажурное покрытие, творчески использующее перекрестно-стержневую металлическую структуру типа «МАРХИ». «До меня, – как-то сказал Сергей Павлович, – эту структуру применяли в форме плоского перекрытия». Здесь структура «обволакивает» внутренний объем, артикулирует его скульптурность.

В первой половине 1980-х годов изобретательный характер детского сада-яслей в Лештуковом переулке (1983, авторы С.П. Шмаков и В.В. Мелякова) приобрел скандальный характер. А между тем это была удачная попытка из кирпича и технических изделий, предназначенных для создания инженерной инфраструктуры, сделать небольшой двухэтажный «замок» для детей.

Назову еще некоторые из новаторских проектов и построек, которые могли бы стать судьбоносными для Ленинграда. Прежде всего это проект нового телецентра, под который был отведен участок Удельного парка напротив станции метро «Пионерская». Этой грандиозной и поучительной работой Сергей Павлович продолжил традицию семейной причастности к теме радио и телевидения. Его отец Павел Васильевич Шмаков – основоположник советского телевидения, а супруга Елена Шмакова – успешный редактор на студии телевидения. Многолетний мучительный процесс (1982–1990 гг.) позволил получить новаторское объемно-пространственное решение – хоровод телестудий вокруг башни редакционного корпуса. Очевидно, это была бы одна из лучших телестудий страны. Однако политические процессы 1991 года внесли свои коррективы в судьбу почти законченной стройки. В одночасье оказалось, что такой современный центр никому не нужен, денег в казне нет. В конце 1990-х комплекс был выкуплен фирмой «Макромир» с намерением превратить его в торговый «сарай». Более того, талантливые маркетологи «Макромира» предложили затем недостроенный комплекс телестудии снести. Для них это было дешевле, чем возится с трансформацией. По воспоминаниям архитектора, он почувствовал себя коллегой по несчастью великого Кваренги, когда снесли его недостроенную Биржу, заменив затем ее Биржей Томона.

И еще об одном очень резонансном и радикальном проекте. В 1994 году идут дебаты о выходе на поверхность из подземного вестибюля станции метро «Адмиралтейская». Одним из самых неудачных вариантов – выход на кирпичный переулок и Малую Морскую.  Сергей Павлович предлагал революционную и весьма перспективную идею – выход подземного пространства метро под Дворцовую площадь в ее западной зоне. Однако было уже поздно. Проект выхода на Кирпичный переулок был уже согласован мэром города А.А. Собчаком.

И наконец о книге архитектора Шмакова. Ее органичная система, объединяющая архитектуру, живопись, графику и тексты, – мощный профессиональный и интеллектуальный капитал, обладающий огромной вдохновляющей силой для преодоления недостатков строгой функциональности.

Вот краткий перечень содержания такого капитала:

136 новаторских проектов и построек, преодолевающих сложившиеся стереотипы;

64 публикации и актуальные интервью. Хочу отметить статьи о проблемах развития центра города – «Дом-башня на центральной-дуговой», а также - «Страшный сон архитектора»;

В статье «Дом-башня на центральной-дуговой» (Строительство и архитектура Ленинграда, 1972 г.) автор точно обозначил структуру центра Ленинграда, тесно связав ее с характерными особенностями ландшафта – его геоморфологией и водными пространствами Невы. Он определил ее как «кратер» города. Статья, безусловно, оказала конструктивное воздействие на поиски уместных высотных характеристик застройки, как в центре города, так и в периферийных районах.

«Страшный сон архитектора» (статья готовится к печати в бюллетене «Архитектурный Петербург») – результат творческого и остроумного использования характерного литературного приема – остранения. С его помощью автор открыл глаза читателей на уникальный архитектурный ландшафт Петербурга и Москвы с необычной «странной» точки зрения. Целенаправленное использование «остранения» – свидетельство высокой гуманитарной культуры архитектора.

Особое место в интеллектуальном наследии Сергей Павловича занимает раздел «из старых записных книжек» Это результат постоянного бескомпромиссного честного и остроумного осмысления творческого процесса не только своего собственного, но и своих коллег. А это как раз та ипостась нашей проектной деятельности, без которой невозможен серьезный прогресс в архитектуре.

Выход в свет книги Сергей Павловича – огромное и очень значимое культурное событие. Но еще важнее то, что сам Сергей Павлович – уникальная творческая личность, которой может гордиться Союз архитекторов России.


* По сюжетам книги «Архитектор Сергей Шмаков, тексты, архитектура, живопись, графика» Издательство Пропилеи, Санкт-Петербург, 2013, 275 с., илл.

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020