Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2016 / 02 / Что случилось с живописью?

О вечном

Что случилось с живописью?

В.М. Ривлин,

Архитектор

Искусство как феномен рукотворного творчества, медленно реформируясь, движется к упадку

Человечество постоянно рассказывает о себе.

 Так было и в темных пещерах при мерцающих огнях факелов, так было и в кельях монастырей, и в летописях академий.

 Текстовые записи перемежались и дополнялись графическими, а порой и живописными формами. Палитра этих форм огромна: от скромных иллюстраций до огромных фресок и мозаик, которые заполняли стены храмов, монастырей и, разумеется, дворцовых сооружений.

 Общеизвестно, что после заката Великой Римской империи европейская культура пребывала в состоянии колоссального упадка. И это чудовищное состояние упадка продолжалось вплоть до восхождения на историческую сцену эпохи средневековья.

 И это время подарило человеческой цивилизации «мир готики» – потрясающие образцы христианского духа, воплощенного в бессмертных памятниках культуры и не в последнюю очередь в архитектуре. Никогда до этого человеческие образы так не сливались в божественных униях с героями священного писания. В них религиозное возносилось к масштабам космического, оставаясь, как это ни парадоксально, в границах бытового.

 Именно тогда портрет через библейские образы начинал эволюцию сближения с природой обыкновенной реальности. Рисованные «картинки», воплощенные умелой рукой художника, «оживали» в сознании людей всех сословий, независимо от их состояния или положения в обществе.

 Именно тогда проснулся интерес художника и рынка к прозе привычного, прозе «обыкновенного» образа жизни реального человека.

 В эпоху Ренессанса культ человеческой личности через образы христианских пророков или светских вельмож достигает своего апогея, а в творчестве великих мастеров он закрепляется на несколько столетий вплоть до начала ХХ века.

 Так что же случилось в это судьбоносное время?

 Угас интерес к человеку?

 Снизился уровень мастерства?

 Исчез запрос общества?

 Отложив на время ответ на эти важнейшие вопросы, переместим себя в выставочный зал, где экспонируются произведения современной художественной культуры.

 Что поразит и бросится в глаза?

 Полупустой зал.

 А ведь наверняка найдутся даже среди нас современников люди, которые могут вспомнить и нечто прямо противоположное.

 Переполненные залы, восторженную прессу, длинные очереди публики в нетерпеливом ожидании волнующей встречи с вожделенными объектами поклонения.

 Так что же произошло с искусством и с живописью в частности, и почему из залов ушла публика?

 В этом непростом вопросе попробуем разобраться.

 На протяжении многих столетий в европейском искусстве последовательно развивается и эволюционирует потрясающий феномен – мастерство художника.

 Терпеливо и настойчиво, начиная с наскальных изображений, художник воспевает образы животных и растений, правителей и рабов, королевских подданных и городских обывателей, чтобы рассказывать о них современникам и потомкам.

 И этот, казалось бы, вековечный диалог художника с обществом становится неотъемлемой частью исторической реальности, повседневной реальностью. В нем каждый человек познает себя, свою жизнь, свою историю во всех деталях, подробностях и частностях. Можно даже с известной долей упрощения сформулировать такую максиму: «Вся человеческая цивилизация впечатана в свиток изображений, где уверенная рука художника ведет непрерывный диалог с человеком, природой и обществом»

 Разбираясь в деталях этого глобального процесса, нельзя не обратить внимания на то, что в результате эволюции человеческой культуры, да и цивилизации в целом происходит постоянное и неуклонное совершенствование средств выражения. От каменного топора и стального зубила – через графику свинцового карандаша, печатного станка, акварельной, а потом и масляной живописи – художественная мысль энергично продвигается в сторону технического обновления.

 С приходом новых технических средств (в первую очередь фотографии, а потом и кино)  ручной труд начинает вытесняться машиной. Компьютер этот процесс еще более ускоряет. К сожалению, нельзя не признать, что искусство как феномен рукотворного творчества, медленно реформируясь, движется к упадку. Многими этот процесс не кажется очевидным, и в академиях, как и прежде, очень высок проходной балл.

 Однако внимательному наблюдателю очевидно: тенденция к снижению уровня «ремесленного», ручного труда неуклонно растет.

 Обобщая, можно сказать, что эта очевидность, прежде всего, сказывается в снижении качества и требований к этому качеству.

 Что говорить, работы «старых мастеров» неизмеримо выше по своему уровню работ современных мастеров.

 Все больше и больше молодые люди, отмеченные склонностью к художественному творчеству, уходят в технические сферы искусства и жизнедеятельности.

 Массовый потребитель, которому уже не по карману позировать художнику в ателье, уходит к фотографу, а в последнее время и вовсе ограничивается «селфи».

 Вот почему мне видится закономерным снижение внимания и интереса к такому древнему феномену, каким является в истории культуры рисунок и живопись.

 С горечью, но нужно все-таки признать, что золотой век традиционных форм искусства и прежде всего живописи остается, увы, в прошлом.

 Катастрофическое снижение качества представляемых работ на выставках отмечают, кажется, уже не только специалисты. Люди, как говорится, «голосуют ногами»

 Поэтому, к сожалению, боюсь, что мы уже не увидим на вернисажах современного искусства прежнего оживления и интереса.

Впрочем, увидим, наверно, что-то совсем иное, что сегодня трудно, а может быть и невозможно даже представить.

 Так что поживем – увидим!

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020