Информационно-аналитический бюллетень
Союза архитекторов Санкт-Петербурга,
Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,
Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»
В.М. Ривлин,
Архитектор
Человечество постоянно рассказывает о себе.
Так было и в темных пещерах при мерцающих огнях факелов, так было и в кельях монастырей, и в летописях академий.
Текстовые записи перемежались и дополнялись графическими, а порой и живописными формами. Палитра этих форм огромна: от скромных иллюстраций до огромных фресок и мозаик, которые заполняли стены храмов, монастырей и, разумеется, дворцовых сооружений.
Общеизвестно, что после заката Великой Римской империи европейская культура пребывала в состоянии колоссального упадка. И это чудовищное состояние упадка продолжалось вплоть до восхождения на историческую сцену эпохи средневековья.
И это время подарило человеческой цивилизации «мир готики» – потрясающие образцы христианского духа, воплощенного в бессмертных памятниках культуры и не в последнюю очередь в архитектуре. Никогда до этого человеческие образы так не сливались в божественных униях с героями священного писания. В них религиозное возносилось к масштабам космического, оставаясь, как это ни парадоксально, в границах бытового.
Именно тогда портрет через библейские образы начинал эволюцию сближения с природой обыкновенной реальности. Рисованные «картинки», воплощенные умелой рукой художника, «оживали» в сознании людей всех сословий, независимо от их состояния или положения в обществе.
Именно тогда проснулся интерес художника и рынка к прозе привычного, прозе «обыкновенного» образа жизни реального человека.
В эпоху Ренессанса культ человеческой личности через образы христианских пророков или светских вельмож достигает своего апогея, а в творчестве великих мастеров он закрепляется на несколько столетий вплоть до начала ХХ века.
Так что же случилось в это судьбоносное время?
Угас интерес к человеку?
Снизился уровень мастерства?
Исчез запрос общества?
Отложив на время ответ на эти важнейшие вопросы, переместим себя в выставочный зал, где экспонируются произведения современной художественной культуры.
Что поразит и бросится в глаза?
Полупустой зал.
А ведь наверняка найдутся даже среди нас современников люди, которые могут вспомнить и нечто прямо противоположное.
Переполненные залы, восторженную прессу, длинные очереди публики в нетерпеливом ожидании волнующей встречи с вожделенными объектами поклонения.
Так что же произошло с искусством и с живописью в частности, и почему из залов ушла публика?
В этом непростом вопросе попробуем разобраться.
На протяжении многих столетий в европейском искусстве последовательно развивается и эволюционирует потрясающий феномен – мастерство художника.
Терпеливо и настойчиво, начиная с наскальных изображений, художник воспевает образы животных и растений, правителей и рабов, королевских подданных и городских обывателей, чтобы рассказывать о них современникам и потомкам.
И этот, казалось бы, вековечный диалог художника с обществом становится неотъемлемой частью исторической реальности, повседневной реальностью. В нем каждый человек познает себя, свою жизнь, свою историю во всех деталях, подробностях и частностях. Можно даже с известной долей упрощения сформулировать такую максиму: «Вся человеческая цивилизация впечатана в свиток изображений, где уверенная рука художника ведет непрерывный диалог с человеком, природой и обществом»
Разбираясь в деталях этого глобального процесса, нельзя не обратить внимания на то, что в результате эволюции человеческой культуры, да и цивилизации в целом происходит постоянное и неуклонное совершенствование средств выражения. От каменного топора и стального зубила – через графику свинцового карандаша, печатного станка, акварельной, а потом и масляной живописи – художественная мысль энергично продвигается в сторону технического обновления.
С приходом новых технических средств (в первую очередь фотографии, а потом и кино) ручной труд начинает вытесняться машиной. Компьютер этот процесс еще более ускоряет. К сожалению, нельзя не признать, что искусство как феномен рукотворного творчества, медленно реформируясь, движется к упадку. Многими этот процесс не кажется очевидным, и в академиях, как и прежде, очень высок проходной балл.
Однако внимательному наблюдателю очевидно: тенденция к снижению уровня «ремесленного», ручного труда неуклонно растет.
Обобщая, можно сказать, что эта очевидность, прежде всего, сказывается в снижении качества и требований к этому качеству.
Что говорить, работы «старых мастеров» неизмеримо выше по своему уровню работ современных мастеров.
Все больше и больше молодые люди, отмеченные склонностью к художественному творчеству, уходят в технические сферы искусства и жизнедеятельности.
Массовый потребитель, которому уже не по карману позировать художнику в ателье, уходит к фотографу, а в последнее время и вовсе ограничивается «селфи».
Вот почему мне видится закономерным снижение внимания и интереса к такому древнему феномену, каким является в истории культуры рисунок и живопись.
С горечью, но нужно все-таки признать, что золотой век традиционных форм искусства и прежде всего живописи остается, увы, в прошлом.
Катастрофическое снижение качества представляемых работ на выставках отмечают, кажется, уже не только специалисты. Люди, как говорится, «голосуют ногами»
Поэтому, к сожалению, боюсь, что мы уже не увидим на вернисажах современного искусства прежнего оживления и интереса.
Впрочем, увидим, наверно, что-то совсем иное, что сегодня трудно, а может быть и невозможно даже представить.
Так что поживем – увидим!
© «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020