Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2016 / 01 / Архитектурно-градостроительная идентичность Петербурга

Дискуссия

Архитектурно-градостроительная идентичность Петербурга

М.А. Мамошин,

архитектор

Уважаемые коллеги, в последние годы изменилась парадигма отношения архитектуры текущего момента к традициям архитектуры Петербурга и Ленинграда 30-50-х гг. XX в. В связи с чем от имени редколлегии предлагаю на страницах нашего издания открыть дискуссию о архитектурно-градостроительной идентичности Петербурга.

Строительство в историческом центре Петербурга велось на всех этапах его развития и этот процесс никогда не приводил к утрате его идентичности, а напротив усиливал архитектурный бренд Петербурга-Ленинграда.

В процессе многолетней практической работы, в сопутствующих ей дискуссиях, выступлениях, мастер-классах, интервью и т.д. у меня оформились некие мысли о петербургской архитектурной идентичности, которые, возможно, будут интересны профессиональному сообществу.

Иллюстрация_№1

В России важность сохранения идентичности национальной культуры, в том числе архитектуры, начинает осознаваться в период общественных перемен, начиная с 90-х годов ХХ в. В Петербурге проблема идентичности архитектуры сразу стала предметом активной общественной дискуссии. Академик Д.С. Лихачев в тот период говорил о «небесной линии», об «ожерелье пригородов», о «дополнительной архитектуре» и т.д.

 Современный период строительства в историческом центре. Последние четверть века в историческом центре постоянно велось строительство – это является очередным этапом непрерывного процесса развития города. В этот период разрабатывалась нормативно-правовая база этого процесса – установлены процедуры проведения историко-градостроительных экспертиз, общественных слушаний, разработаны и введены в действие Генеральный план, ПЗЗ, ЗРЗ, федеральные и местные законы и т.д.

 В последние годы в профессиональных кругах Европы велись разговоры о разработке «дизайн-кода» для городов. Во многих европейских городах они уже разработаны и даже нормативно обозначены. Сегодня эта тема актуальна и в Санкт-Петербурге, но дискуссию о Ментальности, Идентичности современной архитектуры Петербурга и ее Кодах необходимо вести на более глубоком  уровне. Результатом дискуссии должна стать некая фиксация идентификационных и ментальных исторических кодов, а также  их возможная рекомендация для современной практики.

 Данные «рекомендации» ни в коем случае не должны становиться  приложением к действующим нормативным документам для проектирования в историческом центре Петербурга. Определимся в терминах и обратимся к энциклопедичным определениям ментальности, идентичности и кода.  

 Ментальность (менталитет) (от лат. mens – ум, мышление, образ мыслей, душевный склад) – глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий и бессознательное; относительно устойчивая совокупность установок и предрасположенностей индивида или социальной группы воспринимать мир определенным образом. Ментальность формируется в зависимости от традиций культуры, социальных структур и всей среды жизнедеятельности человека, и сама в свою очередь их формирует, выступая как порождающее начало, как трудноопределимый исток культурно-исторической динамики.

 Идентичность. С английского identification переводится как: 1. отождествление. 2. узнавание, опознание. 3. (психоанал. соц. психол.) идентификация (со значимым другим лицом). Перевод с английского identical: 1. тождественный; 2. тот же самый (об одном и том же предмете). Перевод с немецкого: die Identitat также означает тождество.

 Код – правило (алгоритм) сопоставления каждому конкретному сообщению строго определенной комбинации символов (знаков) или сигналов. Кодом также называется отдельная комбинация таких символов (знаков) – слово. Для различия этих терминов код в последнем значении еще называется кодовым словом.

Ментальные коды в истории архитектуры и градостроительства Санкт-Петербурга

 Ментальные коды – особенности идентичной застройки  центра  Петербурга, сформированные архитектурным процессом ХVIII-ХХ вв. Из собственных наблюдений и анализа опыта строительства в городе считаю, что для исторической застройки города всегда были характерны следующие особенности, которые я попробую изложить в тезисном виде:

 ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО ПЕТЕРБУРГА

  • Градостроительный подход (решение как общих, так и локальных задач)
  • ­­ Небесная линия (по Д.С. Лихачеву)
  • ­­ Ожерелье пригородов (по Д.С. Лихачеву)
  • Правило красной линии (действует с момента основания города)
  • ­­ Ансамблевость застройки (город – ожерелье ансамблей)
  • ­­ Контекстуальный новой застройки (диалог с окружением)
  • ­­ Публичные пространства набережных (главная отличительная черта петербургских набережных)
  • ­­ Периметральность (основа застройки петербургских  кварталов)
  • ­­ Правило брандмауэра, обозначающее границы внутриквартального межевания.
  • ­­ Высотный регламент зданий (исторические ограничения и современное высотное зонирование в историческом центре).
  • ­­ Кривизна правильной геометрии Петербурга (Петербургу свойственно все чуть-чуть кривое в плане, даже в рамках прямолинейной геометрии)
  • ­­ Контраст живой линии воды и правильности застройки. Контраст приводной  застройки особенно ярко выражен на Неве, на реках и каналах Петербурга
  • ­­ Перпендикулярное обращение зданий на воду (приоритетная ориентация)

АРХИТЕКТУРА ПЕТЕРБУРГА

­­

  •   Протяженность фасада (по линии застройки 25-50 пм, исторически происходящее из объединения земельных участков)
  • ­­ Осевое построение фасадов, формирующих уличную застройку (одноосевая симметрия, многоосевое построение композиции фасада).
  • ­­ Нечетное количество окон на фасаде (как следствие обозначения оси).
  • ­­ Диагональные осевые построения композиций угловых зданий и их элементов (в зоне перекрестков улиц)
  • ­­ Уменьшение объема формы зданий вверх (следование традиционной тектонике)
  • ­­ Традиционное трехчастное тектоническое построение композиции фасадов (основание, средняя часть, аттика) 
  • ­­ Обязательное наличие цоколя (традиционно путиловская плита)
  • ­­ Традиционная геометрия правильного формообразования (комбинация форм, производных от квадрата, круга и трапеции)
  • ­­ Вертикальное решение оконных проемов(в историческом Петербурге нет горизонтальных окон)
  • ­­ Обязательное наличие четвертей, минимальная 1/2 – 2 кирпича, с устройством ливнестока.
  • ­­ Рисовка окон (Т-образная рисовка столярки окон (с форточками)
  • ­­ Микропластика фасада (наличие на фасадах горизонтальных карнизов и тяг, сандриков, кессонов, медальонов, декора и т.д.)
  • ­­ Лестничные клетки, обращенные во двор (в петербургских зданиях, в том числе в доходных домах, обязательно выходили во двор, в отличии от других российских городов (в том числе Москвы и т.д.)
  • ­­ Традиционный угол кровли (средний угол уклона кровли петербургских зданий 20-25 градусов)
  • ­­ Водосточные, печные и вентиляционные трубы (традиционный экстерьерный добор)
  • ­­ Петербургские дворы (иерархия дворов: первый, второй, третий петербургские дворы)
  • ­­ Квартиры Петербурга(квартиры, выходящие на красную линию имеют два входа: парадный и черный. Самые дорогие квартиры были в бельэтаже. Чем выше и глубже во двор, тем дешевле)
  • ­­ Конструктивные решения (традиционные петербургские дома трехстенные (3 продольных стены) с шагом 9+6 метров, перекрытые лиственничными балками).

 КУЛЬТУРОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ ПЕТЕРБУРГА

­­

  • Театральность Петербурга (Театр стилей, Театр геометрии и т.д.)
  • ­­ Петербург – фигуративный город (абстрактная геометрия чужеродна в историческом центре). 
  • ­­ Детерминация классикой и регионализмом (классицистические стили и региональные, в том числе северный модерн)
  • ­­ Петербург – штукатурный город (камень и керамика появились в архитектуре города только во второй половине XIX в).
  • ­­ Петербург – цветной город (в эпоху барокко рядовая застройка города была окрашена в яркие цвета (мазаные дома-декорации Трезини). В эпоху классицизма не было еще цвета охры и первоначально здания красили сажей. Первоначально ансамбли Росси были в саже. В эпоху историзма палитра расширяется, но основными для города цветами являются терракота, умбра, охра
  • ­­ Вид из окон в Петербурге(главным в Петербурге всегда был вид. Отсюда появление эркеров и курдонеров, обращенных на реки и каналы, проспекты и улицы)
  • ­­ Петербург – город, плавающий на плотах. Конструктивное решение фундаментов, известковые ростверки из Путиловской плиты на лежнях (метафора города, плавающего на плотах)
  • ­­ Мощение Петербурга(гранитные набережные, путиловская плита, деревянная брусчатка, каменная брусчатка (диабас и габро)
  • ­­ Эволюционно-историческая смена строений (деревянные, мазаные и кирпичные дома).

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020