Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2015 / 05 / Двенадцать принципов практического градостроительства в Санкт-Петербурге от старожила улицы Зодчего Росси (памяти В.Ф. Назарова)

Теория и практика

Двенадцать принципов практического градостроительства в Санкт-Петербурге от старожила улицы Зодчего Росси (памяти В.Ф. Назарова)

Б.В. Николащенко,

заслуженный архитектор РФ

1. Градотектура - наиважнейший элемент градостроительства.
Градостроительство – деятельность, направленная на пространственно-временную организацию территории в ходе ее приспособления для жизнедеятельности человека и общества с целью создания качественной среды обитания граждан. Градостроительство носит межотраслевой характер и включает в себя отрасли, отражающие и обеспечивающие различные стороны жизнедеятельности человека:

1 – геоподоснова масштабов 1:500 (для исторического центра), 1:2000 (для ППТ), 1:10000 (для генплана), 1:20000 и 1:100000 (для схемы терпланирования города и области);
2 – территориальное устройство;
3 – землепользование и землеустройство;
4 – функциональное использование;
5 – историко-культурное наследие;
6 – жилищный фонд;
7 – нежилой фонд;
8 – постоянное и временное население;
9 – рабочие места (по отраслям);
10 – улично-дорожная сеть (в том числе набережные, мосты, тоннели);
11 – городской транспорт;
12 – водный транспорт, акватории;
13 – внешний транспорт, включая морские порты;
14 – учреждения культуры;
15 – учреждения образования;
16 – учреждения здравоохранения;
17 – учреждения соц защиты;
18 – объекты торговли, общепита и коммунально-бытового сервиса;
19 – объекты туризма, спорта и молодежной инфраструктуры;
20 – зеленые насаждения;
21 – водоснабжение;
22 – водоотведение;
23 – электроснабжение;
24 – теплоснабжение;
25 – газоснабжение;
26- связь;
27- экологическое состояние;
28- геологическая среда;
29- защита населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая угрозу терроризма;
30- экономическая оценка недвижимости;
31- инвестиционное состояние, включая градостроительную и проектную документацию;
32- архитектура, включая стилевое разнообразие и время постройки зданий;
33 - градотектура (объемно-пространственная система, включая рельеф, застройку, зеленые насаждения и подземное пространство) на основе трехмерной модели города и прилегающих районов Ленинградской области.

2. Градопроектирование – коллективный труд 33 специалистов-градостроителей. Градостроительный замысел появляется в голове градостроителя-градотектора.
Градотектор – носитель градостроительного замысла, координирующего и гармонизирующего противоречивые отраслевые действия, мероприятия, интересы, требования и ограничения на территории Санкт-Петербурга.
Чтобы выполнять свою работу (интегрировать отрасли на территории), градотектор должен хорошо понимать отраслевых специалистов – градостроителей, быстро находить противоречия между ними и уметь определять приоритеты. Поэтому он должен хорошо разбираться в сугубо отраслевых вопросах.

3. Главная задача градопроектирования - структурирование городского пространства и времени.
Хорошо структурированные городское пространство и время должны обеспечивать:
- развитую иерархизированную планировочную систему магистралей, улиц, набережных, бульваров, велосипедных и пешеходных трасс, визуальных осей;
- сбалансированное взаимное расположение фукциональных зон и их необходимую и достаточную взаимную изоляцию;
- развитую систему городского общественного пространства, пронизывающего городскую ткань и имеющего эффективные средства ориентации;
- большое разнообразие видов городской среды, в том числе морфотипов жилой застройки;
- максимальную взаимную доступность этих видов городской среды за счет развитой системы городского пассажирского транспорта.

4. Главные инструменты градопроектирования – красные линии и поверхность ограничения высоты застройки (высотный регламент).
Красные линии фиксируют и защищают элементы системы городских коммуникаций всех видов (каркас). Каркас, будучи самым долгоживущим элементом города, является и самым уязвимым в период своего становления, а потому требует особого внимания и защиты.
Высотный регламент ограничивает высоту вновь возводимых зданий во избежание разрушения сложившихся исторических панорам и видов, утраты идентичности городского образа, формирует ориентационную систему доминант за пределами влияния исторического центра.

5. Методы градопроектирования должны быть адекватны задачам градопроектирования.
Исходные данные, выдаваемые отраслевыми учреждениями, имеют сугубо отраслевой характер. Простое суммирование отраслевых исходных данных не может дать представление о целостной городской среде, являющейся предметом градопроектирования.
Поэтому отраслевые исходные данные должны быть существенно дополнены тщательным натурным обследованием, совмещенным с фотофиксацией, а также с изучением геоподосновы разных масштабов с подземными коммуникациями и свежей аэрофотосъемки.
Знание реального города - это то, без чего нельзя вести градопроектирование. Опорный план - важнейший чертеж градопроекта.
Чем выше завершенность городской среды в границах проекта, тем большее значение имеет опорный план, работа над которым в историческом центре, например, может занять до 70% проектного времени.
Но и на пустыре внимательный градотектор всегда найдет что-то такое, что повлияет на градостроительный замысел, а иногда и определит его.
В традициях нашей градостроительной школы было стремление выращивать градостроительный замысел из геоподосновы, из опорного плана, а не из предвзятой априорной схемы.
Проектировать в Санкт-Петербурге - значит соблюдать правила, по которым Санкт-Петербург развивался первые 300 лет своего существования.

6. Часть территории Санкт-Петербурга является историческим поселением, а также частью объекта всемирного наследия № 540.
Этот факт должен влиять на градопроектирование в том смысле, что сохранение предметов охраны в ходе градостроительных преобразований следует рассматривать в качестве важнейшего ресурса развития, в том числе экономического.

7. Градостроительная политика в историческом центре Санкт-Петербурга должна содержать:    
- меры по стабилизации численности постоянного населения исторического центра (без западной части Васильевского острова) на уровне не ниже 600 тысяч человек - то же – по местам приложения труда - не выше 1000 тысяч рабочих мест;
- меры по недопущению вытеснения жилья офисными зданиями;
- меры по недопущению массового отселения коренных жителей центра с заменой их состоятельными иногородцами (т. н. джентрификация);
- меры по сохранению выдающихся качеств застройки исторического центра (иерархичность масштабов общественных пространств, тектоническое единство уличного фронта при большом стилевом разнообразии, стратификация доминант по высоте и масштабу, сложившаяся система путей и точек обзора, сложившееся соотношение высот доминант и фоновой застройки);
- меры по возврату на законодательном уровне для территории исторического центра правил брандмауэрной застройки, исторических красных линий и межевания;
- разработку и утверждение специальных строительных норм и правил для территории исторического центра и исторических пригородов, нацеленных на сохранение геометрии существующей застройки;
- предпочтение щадящим методам проведения ремонта и реконструкции в жилых кварталах исторического центра без расселения или с частичным расселением жителей;
- разведение ареалов постоянного и временного населения в жилых кварталах и дворах, пространственно разделяя техническими средствами общественные и приватные пространства и дворы;
- недопущение сносов исторических зданий (если же снос осуществляется, то не допускать сноса брандмауэрных стен, примыкающих к соседним зданиям, во избежание «эффекта домино»);
- отказ от тотального использования подземного пространства вблизи исторических зданий;
- выявление, учет и сохранение возможности воссоздания снесенных храмов Санкт-Петербурга;
- только те мероприятия, которые направлены на преодоление проблем (ликвидация коммунального заселения квартир, создание недостающих элементов обслуживания в помещениях первых этажей и подвалах, устройство лифтов, теплоизоляция кровель, создание дополнительных парковок, модернизация квартальных и домовых инженерных объектов с заменой газового на электропищеприготовление, модернизация систем мусороудаления, охраны, безопасности и оповещения населения, усиление фундаментов, простенков первых этажей и перекрытий), избегая излишне радикальных преобразований сложившейся среды.
Основной принцип - СОВЕРШЕНСТВУЯ , НЕ РАЗРУШАТЬ.

8. Необходимо внедрить в качестве основной работы в нашем учреждении (помимо Генерального плана) разработку концепций крупных частей города (Север, Юг, Восток, Центр, Южный берег, Курортный берег, Кронштадт с акваторией, промпояс) и проектов планировки на крупные планировочные районы в естественных границах. Эти работы должны становиться основой для уточнения положений действующего Генплана, утверждаться в установленном порядке и обеспечивать взаимную стыковку мелких ППТ, разрабатываемых сторонними проектировщиками.

9. Необходимо приступить к созданию межотраслевой базы градостроительных данных на территорию Санкт-Петербурга и прилегающих районов Ленинградской области. Эта база данных должна включать 33 отраслевых подсистемы с шестью ступенями классификации (квартал, муниципальный округ, административный район, крупная средовая зона, город в целом, агломерация в целом) и систему мониторинга с периодом актуализации не более года. Без этого не удастся возродить былой уровень градопроектирования.

10. Необходимо прекратить проектировать Санкт-Петербург на чистом белом фоне, так, будто бы он является островом, затерянным в океанских просторах.
Хотя у Санкт-Петербурга имеются некоторые территориальные резервы, серьезное экономическое развитие он может себе обеспечить, действуя совместно с соседним субъектом Российской Федерации.
Предлагается следующая последовательность действий:
- разработка и утверждение органами двух субъектов федерации совместной Концепции социально-экономического развития Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а затем на ее основе – разработка совместной схемы территориального планирования Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а затем на ее основе – разработка нового Генерального плана Санкт-Петербурга.
Излишне объяснять, насколько сильно этот Генплан будет отличаться в лучшую сторону от действующего.

11. Десятилетнее практическое применение Градостроительного кодекса 2004 года оказало разрушительное воздействие на действовавшую до этого систему управления городским строительством и хозяйством Санкт-Петербурга. Все принятые с тех пор поправки касаются второстепенных положений, не затрагивая наиболее деструктивных статей Кодекса.
Необходимо наконец подготовить и провести законодательную инициативу по внесению в этот судьбоносный документ более существенных поправок.
Предлагаются следующие поправки:
поправка 1 – в п.1 статьи 1 главы 1 дано тавтологичное определение понятия «градостроительная деятельность». Градостроительная деятельность как процесс, длящийся во времени, определена через другие процессы, длящиеся во времени (развитие, планирование, проектирование, строительство и т.п.), а не через то, что является конечной целью, результатом этого процесса. А результатом градостроительной деятельности является создание качественной среды обитания человека. Так и нужно писать в законе (см. определение в начале текста). Последствия этой важнейшей поправки трудно переоценить. Поскольку обозначен предмет граддеятельности, то необходимо предусмотреть в законе орган исполнительной власти, уполномоченный управлять процессом и контролировать достижение конечной цели этого процесса;
поправка 2 – внесение дополнительной статьи об уполномоченном органе управления градостроительной деятельностью на территории и о должности и статусе главного архитектора территории (города); в связи с появлением новой статьи вносятся поправки в большинство статей Кодекса с упоминанием об органе управления и главном архитекторе города;
поправка З – уточнение текста п.10 статьи 1 главы 1: «объект капитального строительства – здание, строение, сооружение, в том числе линейный или иной объект на территории общего пользования...»; а пока по закону на территориях общего пользования почему-то не могут быть объекты капитального строительства; а как строить улицы, сети, скверы?
поправка 4 – в статьях 10, 14 и 19 главы 3 содержание документов территориального планирования неправомерно сведено к перечню отдельных отраслевых схем, что противоречит п.1 статьи 9 главы З, где сказано: «...территориальное планирование направлено на определение ... назначения территорий исходя из СОВОКУПНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ, ЭКОНОМИЧЕСКИХ, ЭКОЛОГИЧЕСКИХ И ИНЫХ ФАКТОРОВ...», то есть акцент однозначно сделан на комплексном межотраслевом характере этой работы; необходимо внести в соответствующие статьи дополнительные пункты о разработке комплексных сводных межотраслевых схем назначения территорий;
поправка 5 - в п.З статьи 42 главы 5 в состав основной части проекта планировки ошибочно не включен чертеж «эскиз застройки, отображающий объемно-пространственное решение застройки территории квартала», без которого невозможно качественно выполнить межевание территории; необходимо дополнить текст статьи соответствующим пунктом;
поправка 6 – в п.2 статьи 44 главы 5 дана двусмысленная трактовка условий подготовки градплана земельного участка (и в составе проекта межевания, и в виде отдельного документа), что сделало этот пункт едва ли не самым коррупциогенным в Кодексе; необходимо убрать из п.2 слова «или в виде отдельного документа» и включить дополнительный пункт, четко фиксирующий случаи, когда градплан может быть выдан без проектов планировки и межевания;
поправка 7 – в статьях 47 – 55 глав 6 и 61, трактующих архитектурно- строительное проектирование, строительство и саморегулирование, термин «архитектурные решения» упоминается на 36 страницах только 4 раза; акцент сделан на инженерно-строительной и инженерно-технической составляющей изыскательской, проектной и строительной стадиях инвестиционного процесса; для контроля за качеством работ по этим составляющим на всех стадиях закон предусматривает создание органов управления и контроля, которые выдают разрешение на строительство и разрешение на ввод в эксплуатацию; при этом какой-либо контроль за качеством архитектурных решений закон не предусматривает; отсутствует в законе и соответствующий орган контроля и управления; такой перекос свидетельствует о том, что составители текста закона решили, что нашему государству архитектура не нужна; а история исчезнувших цивилизаций говорит о том, что как раз упадок архитектуры всегда предшествовал крушению государства; необходимо дополнить главы 6 и 6.1 статьями, предусматривающими орган управления архитектурой, возглавляемый главным архитектором города;
поправка 8 – в п.4 статьи 56 главы 7 информационная система обеспечения градостроительной деятельности представлена документами, совершенно недостаточными для обеспечения этой деятельности, охватывающими только некоторые отрасли, родственные землеустройству и инвестиционному состоянию; необходимо дополнить и серьезно расширить состав ИСОГД, включив в него все 33 отрасли (см. принцип 1);
Хотя могут быть предложены и дополнительные поправки, но предлагаемые восемь поправок являются основными и их реализация поможет залечить раны, нанесенные градостроительству и архитектуре как его части.

12. Давайте беречь и развивать лучшие традиции бывшей Первой мастерской (1960 –1994 гг.), такие как:
- любовь к городу как к живому существу;
- сплоченность отраслевых специалистов-градостроителей как единой команды, нацеленной на конечный результат, а не на процедуры;
- взаимное уважение и умение договариваться у архитекторов и инженеров;
- возрождение интереса у архитекторов-градостроителей к объемно-пространственному решению застройки с помощью рисунков, макетов или трехмерных моделей;
- особое внимание к формированию городского каркаса;
- регулярных заседаний научно-технического совета нашего учреждения с рассмотрением текущих проектов;
- ежедневный обход директором - главным градостроителем учреждения проектных бригад;
- тесный контакт со специалистами Комитета по градостроительству и архитектуре;
- начало работы по возвращению Комитету по градостроительству и архитектуре полномочий межотраслевого органа по управлению развитием территории города и пригородной зоны (по согласованию с Ленобластыо); при этом отраслевые комитеты должны выполнять только эксплуатационные функции и заниматься планированием собственного развития, а Комитет по градостроительству и архитектуре должен размещать запланированные отраслевые объекты с учетом четырех групп интересов (отрасль - город в целом - бизнес - граждане); отраслевые схемы разрабатывает наше учреждение по заказу Комитета по градостроительству и архитектуре по согласованию с отраслевыми комитетами;
- возобновление разработки комплексной схемы размещения строительства объектов всех видов на ближайшие два-три года с ежегодной корректурой; это тоже наша работа;
- взаимодействие с вузами, выпускающими специалистов-градостроителей, для сближения их программ с практикой;
- творческое взаимодействие с Союзом архитекторов и с мастерскими практикующих архитекторов.

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020