Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2015 / 03 / Национальная Палата архитекторов сформирована. Что дальше?

Национальная палата архитекторов

Национальная Палата архитекторов сформирована. Что дальше?

А.В. Боков,

президент НПА, президент Союза архитекторов России

В Союзе архитекторов России 25 марта прошло общее собрание Национальной палаты архитекторов. В собрании приняли участие представители восьми межрегиональных палат, входящих в НПА. Президент Национальной палаты А.В. Боков, возглавлявший организацию с момента проведения учредительного собрания в октябре 2012 года, отчитался о проделанной правлением работе по подготовке и продвижению проекта закона «Об изменениях в Федеральный закон «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», стандартов профессиональной деятельности, форме квалификационного аттестата, едином реестре архитекторов и других документов, которые должны обеспечить переход НПА к активной фазе деятельности — приему новых членов. Существенную часть отчетного доклада президент палаты посвятил задачам, которые предстоит решить в предстоящие два года.

ОТЧЕТ ПРЕЗИДЕНТА НАЦИОНАЛЬНОЙ ПАЛАТЫ АРХИТЕКТОРОВ РФ О РАБОТЕ В 2013–2014 ГОДАХ И ЗАДАЧАХ НА 2015 ГОД

ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВЛЕНИЯ ЗА 2013–2014 ГОДЫ

Формирование палаты. Формирование НПА в основном завершено. Из 10 потенциальных межрегиональных палат 8 прошли процесс регистрации и являются полномочными членами НПА. Это Московская палата архитекторов (МПА), Северо-Западного федерального округа (МРПА СЗФО), Центрального федерального округа (МРПА ЦФО), Южного федерального округа (МРПА ЮФО), Северо-Кавказская (МРПА СКФО), Поволжская (МРПА ПФО), Уральская (МРПА УФО), Восточно-Сибирская (МРПА ВСФО). Кроме того, на повестке дня создание 11-й палаты – Крыма и Севастополя.
Национальная палата архитекторов зарегистрирована Минюстом РФ.

Проект ФЗ о внесении изменений в закон «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации». Актуализированная редакция проекта ФЗ подготовлена с привлечением специалистов «института законодательства и сравнительного правоведения» при правительстве Российской Федерации с участием НПА, МПА, МРПА СЗФО на основе согласительной версии, принятой в июне 2014 года.
Новая редакция составлена с учетом замечаний и предложений Минстроя РФ, других заинтересованных организаций, межрегиональных палат архитекторов, региональных организаций Союза архитекторов России. Результатом широкого профессионального обсуждения законопроекта стало уточнение концепции законопроекта в части определения структуры, которой должно быть делегировано право квалификационной аттестации архитекторов.
По мнению большинства участников дискуссии, такими полномочиями должны наделяться соответствующие органы межрегиональных палат, уполномоченные и поддерживаемые НПА и вновь создаваемой профессиональной ассоциацией, объединяющей организации Национальной палаты архитекторов и Союза архитекторов России. Следует особо отметить, что эта норма открыта для обсуждения.
Законопроект передан на рассмотрение в Министерство строительства и ЖКХ (Ю.У. Рейльяну), в экспертный совет при Комитете по земельно-имущественным отношениям и строительству Государственной думы Российской Федерации (С.С. Бачуриной), в Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации (С.Е. Рыбакову).Совет Федерации в лице руководства Комитета по науке, образованию и культуре выразил готовность внести данный законопроект на рассмотрение Госдумы.

Стандарты профессиональной деятельности. В феврале 2013 года НПА приняла в качестве документа организации стандарт профессиональной деятельности (подготовлен МРПА СЗФО), в состав которого входит кодекс профессиональной этики, разработанный с учетом мирового опыта, рекомендаций Международного союза архитекторов (МСА) и Архитектурного совета Европы (АСЕ). Как показывает практика зарубежных коллег, этот документ – самый надежный инструмент оздоровления профессии. Дальнейшее его движение связано с принятием изменений к закону об архитектурной деятельностиКонцепция программы дополнительного образования. Сформирована концепция программы (МРПА ЮФО и МРПА СЗФО), начата работа над программой дополнительного образования, получение которого позволяет претендовать на профессиональный аттестат.

Документы и ресурсы «технического блока». Приняты за основу с возможностью внесения поправок (подготовлены МПА, МРПА СЗФО) Порядок приема в члены межрегиональной палаты архитекторов, Порядок подготовки и выдачи квалификационного аттестата архитектора, Регламент ведения реестра аттестованных архитекторов, Положение о личной печати аттестованного архитектора.
Подготовлен фирменный стиль (МПА): разработан логотип НПА, образец квалификационного аттестата, личная печать архитектора, разработаны и запущены сайт и реестр НПА (статус реестра уточняется).

Взаимодействие с внешними структурами. Информация о деятельности НПА и состоянии профессиональной практики в РФ через помощника президента РФ (В.И. Толстой) регулярно проходит в Администрацию президента РФ.
Установлены прямые контакты, достигнуто взаимопонимание и договоренность о сотрудничестве с членами Совета Федерации, занимающимися вопросами законотворчества в области профессиональной деятельности (И.М. Зуга, С.Е. Рыбаков, В.В. Сударенков). Президент НПА участвовал в слушаниях по профильной тематике, проводимых под председательством главы Совета Федерации В.И. Матвиенко.
Установлены прямые контакты и достигнута договоренность о поддержке позиции НПА руководством Комитета Государственной думы по строительству и землепользованию (А.Ю. Русских, М.Л. Шаккум).
Установлены прямые контакты и налажен диалог с руководством Комитета Государственной думы по жилищно-коммунальному хозяйству (Г.П. Хованская).
Представители палаты активно участвовали в работе четырех круглых столов по профильной тематике, проводимых в ГД РФ.
Ведется мониторинг изменения позиции Министерства экономического развития РФ по вопросам саморегулирования и профессиональной практики. Вышедшая в конце 2014 года «концепция саморегулирования» уточняет позицию министерства, сближая ее с позицией НПА.
Во время регулярных встреч с руководством Минстроя (М.А. Мень, Ю.У. Рейльян) достигнута принципиальная договоренность о поддержке законодательной нормы, вводящей практику квалификации физлиц.
Установлены контакты с инициаторами создания Палаты медработников РФ (Л.М. Рошаль) и Палаты инженеров РФ (И.В. Мещерин), достигнута договоренность об обмене информацией.
Поддерживается постоянный диалог по вопросам профессиональной квалификации с коллегами из стран Таможенного союза: Беларуси и Казахстана, а также коллегами из Украины.
Подписаны «договоры о намерении» с палатами архитекторов Чехии и Польши. НПА принимала участие во встрече представителей палат Восточной Европы в Варшаве в 2013 году (С.П. Мельниченко). В конце 2014 – начале 2015 года подтверждена договоренность о сотрудничестве с Архитектурным советом Европы (Л. Лазари) и Международным союзом архитекторов (И. Мухаммед), что открывает путь к многосторонним и двусторонним внешним контактам, в том числе с целью взаимного признания квалификационных аттестатов.

Прогнозы. После реорганизации и объединения НОПа и НОИЗа, по мнению экспертов, естественно ожидать паузу (один-два года) в деле дальнейшего движения саморегулирования отрасли (позиция ожидания результата предпринятых шагов).
Со стороны Минстроя квалификация физлиц не вызывает вопросов, тогда как скептицизм в отношении саморегулирования юрлиц очевиден. Судя по тексту различных документов министерства и настроениям партнеров по Таможенному союзу, возможное предпочтение будет отдано лицензионному центру в составе министерства или в подчинении ему, палата в этом случае отсутствует (позиция скорее оформляется, следы ее продвижения пока незаметны).
НОПРИЗ больше не является открытым противником квалификации физлиц, но все больше склонен видеть процесс под своим контролем. Эта модель лишает палату и самостоятельности, и смысла, а все профессиональное сообщество делит на тех, кто трудится в рамках СРО, и тех, кто оказывается (вроде градостроителей, специалистов по интерьеру, ландшафтному дизайну и пр.) вне саморегулирования юрлиц.
Одним из наиболее дискуссионных из обсуждавшихся на правлении вопросов является взаимодействие с Союзом архитекторов России, организацией, которая, начиная с июня 2001 года, последовательно отстаивает идею создания палаты. Из трех возможных вариантов существования палаты и квалификационной аттестации: полностью автономного, в составе НОПРИЗа или иной структуры, наконец, в ассоциации с САР – последний представляется наиболее перспективным. Автономная палата, существующая в практике Германии и ряда восточноевропейских стран, порождает бессмысленную конкуренцию с союзами и быстро коммерциализируется, наподобие наших СРО. Палата «в составе» НОПРИЗа или иной организации практически нежизнеспособна и не нужна, так как дело неминуемо ограничится выдачей аттестатов. Отечественным реалиям ближе предусмотренная действующим законодательством ассоциация палаты и союза с образованием третьего лица. Эта концепция во многом сближена с той, которая лежит в основе самых успешных профессиональных организаций: AIA, RIВA и Союза архитекторов Испании.
Основные преимущества этой концепции:
- консолидация архитектурного сообщества перед лицом власти, бизнеса и общества, что особенно ценно в условиях малочисленности сообщества и низкого статуса общественных организаций. Интересы профессии должна представлять одна сильная и сплоченная организация;
- снижение орграсходов и непродуктивных издержек в связи с объединением аппарата, имущественного комплекса и иных ресурсов;
- сохранение ресурса союза – региональных структур – главной опоры организации, которых нет у палаты, но которые ей необходимы;
- представительство союза в международных организациях, традиционные контакты с органами власти становятся ресурсом ассоциации и НПА;
- палата сообщает ассоциации и союзу значимость и вес, гарантируемые законом в случае его принятия.

ЗАДАЧИ НА 2015–2016 ГОДЫ

Первоочередной задачей НПА является продвижение проекта ФЗ «О внесении изменений в Закон об архитектурной деятельности», легитимизация профаттестации и палаты, продолжение активного обсуждения документа и учет предлагаемых замечаний.
В основу работы положена «дорожная карта», предполагающая следующие этапы.
1. Проведение 15 апреля «круглого стола» с целью обсуждения принципиальных положений законопроекта. Корректировка текста по итогам «круглого стола» и замечаниям членов правления должна завершиться в конце мая 2015 года.
2. Внесение законопроекта на рассмотрение в Государственную думу – ключевой шаг «дорожной карты». В случае его осуществления будет запущен процесс рассмотрения в первом и последующих чтениях, который, по разным оценкам, может длиться от одного года до полутора лет, то есть закон может быть принят весной-осенью 2016 года.
3. В целях обеспечения прохождения законопроекта и процесса внесения замечаний необходимо создание из членов правления «группы мониторинга», от сплоченных усилий которой будет зависеть успех.
НПА продолжает работу по выдаче аттестатов, принятию новых членов, регистрации межрегиональных палат и совершенствованию документов (базовый пакет документов палаты, открытый для внесения изменений, к настоящему времени сформирован).
Скорейшего решения требует задача создания и регистрации межрегиональных палат: Западно-Сибирской и Приморской. Определение дальнейших действий калининградских, крымских и севастопольских коллег. Это потребует помощи и поддержки как НПА, так и коллег из соседних регионов.
Создание ассоциации САР–НПА – Российской ассоциации архитекторов (РАА).
Сигналом к началу работы по созданию ассоциации явится передача на рассмотрение в ГД РФ законопроекта «О внесении изменений…». Соответствующие решения должны быть приняты всеми юрлицами, входящими в состав САР И НПА, на съездах, конференциях и общих собраниях, где будут избираться представители оргкомитета, которому предстоит подготовить пакет основных документов ассоциации, включая регламент ее создания.
«Контуры», «очертания» Российской ассоциации архитекторов, обсуждавшиеся и принципиально одобренные правлением НПА, выглядят следующим образом:
- высший орган – конференция (съезд) полномочных представителей САР И НПА;
- исполнительный орган — совет с квотированным представительством САР И НПА;
- общий аппарат, обеспечивающий деятельность САР, НПА и ассоциации.
Основные функции:
- формирование, совершенствование и продвижение профессиональных стандартов;
- формирование, совершенствование и продвижение образовательных стандартов и программ;
- аккредитация вузов и образовательных программ;
- формирование принципов и критериев оценки профессионализма, аккредитация квалификационных комиссий, разработка и гармонизация правил приема в САР И НПА;
- ведение общего реестра;
- создание высокого совета по профессиональной этике.

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020