Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2015 / 01 / Соединение разрозненного

A’CITY 2015

Соединение разрозненного

А.М. Катханова,

куратор деловой программы 8-го форума градостроительства и архитектуры A’City

Иллюстрация_№1

В этом году форум проводился в рамках крупнейшей строительной выставки Северо-Запада «InterStroyExpo», и пленарное заседание было совместным с 15-м Международным  строительным конгрессом  IBC 2015. Тема пленарного заседания  «планирование – основа координированного развития строительного комплекса»  объединила представителей государственной власти, бизнеса, градостроителей.

 Необходимость усиления государственной политики в сфере территориального планирования прозвучала в приветственных словах Е.В. Басина, председателя Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере строительства, С.М. Зимина, помощника полномочного представителя Президента РФ. Тема координации действий участников стратегического и территориального планирования, экономистов и архитекторов, чиновников и строителей была  поддержана со-ведущими пленарного заседания А.П. Викторовым,  заместителем председателя Экспертного совета АНО «Стратегическое партнерство по экономическому и социальному развитию» и В.Н. Максимовым, профессором СПбГЭУ.  Совершенствование  институтов планирования и регулирования землепользованием,  других инструментов развития территорий, была убедительно раскрыта  представителем НИУ ВШЭ  архитектором В.Е. Полищуком и получила развитие в выступлении  С.С. Бачуриной, ответственного секретаря Экспертного совета по градостроительной деятельности Государственной Думы. Задача, поставленная Президентом государства, – увязать деятельность по территориальному планированию с экономикой,  требует соединить градостроительные, функциональные и художественные задачи. Это обязанность всех участников процесса – совершенствовать проектное управление в рамках «жизненного цикла» объектов недвижимости, от этого зависит качество жизни людей и конкурентоспособность страны. «Недоговороспособность» участников процесса как барьер к достижению результата неоднократно обсуждалась  участниками. Как отметил А.И. Вахмистров, генеральный директор группы компаний ЛСР, координация и совершенствующие системы планирования не должны увеличить число административных барьеров.

 Многое из упомянутого обсуждалось накануне градостроителями, архитекторами, представителями общественности и СМИ  в рамках дискуссии по теме  «полицентрическое развитие территорий».

 Принцип  «полицентрического развития» заявлен в материалах «Стратегии социального и экономического развития Санкт-Петербурга 2020-2030 годов». Как предполагается воспользоваться полицентризмом для преодоления  дисбаланса в развитии территорий, узнать не удалось, так как авторы этого документа не откликнулись на приглашение: ни Комитет по экономической политике и стратегическому планированию, ни Леонтьевский центр.

 Коротко о полицентричности. Регулирование стихийного роста промышленного города на основе его децентрализации было предложено в начале XX века Э. Говардом. С тех пор прошел длинный путь поисков оптимальной модели планирования. Международное сообщество в конце XX века договорилось о принципах  устойчивого развития на основе полицентризма – координированного развития  стран, регионов, городов, путем согласованного планирования транспорта, и на его основе размещения центров сосредоточения основных функций. Именно такой подход позволяет преодолеть территориальное расползание городов и уничтожение природы, использовать сильные стороны каждого города и поселения.

 Выступления  на форуме A’City специалистов ОАО «РосНипиУрбанистика»: главного архитектора И.Е. Гришечкиной и социолога Е.Б. Черновой о Концепции стратегического планирования Владивостокской агломерации показали, что такая работа стала возможна, благодаря инициативе властей Приморского края и подписанию соглашения с  администрацией города Владивостока. Политическая воля и профессиональные качества специалистов дают шанс территории и людям на развитие. Общая схема планирования объединяет экономические цели региона и города, позволяет использовать потенциал природного и социального ресурса, создает предпосылки для улучшения качества жизни. Ответственность за принятие решения в сфере планирования перешла к органам власти регионального уровня. Вместе с тем, возникла проблема получения разрешений и согласования  местного уровня.  Много сложностей предстоит урегулировать для достижения сбалансированного развития общего и частей. 

 В Санкт-Петербурге также, как в Москве и других крупных городах страны сохранилась моноцентрическая модель промышленного города начала XX века. Маятниковые транспортные потоки, стагнация бывших промышленных зон, занимающих обширные территории между центром и спальными районами – общая картина. За последние годы ситуация усугубляется из-за строительства многомиллионных жилых образований на границе города и области, что увеличивает нагрузку на транспортную, инженерную, социальную инфраструктуру города. О преодолении моноцентризма, масштабе локальных центров и  роли транспорта в процессе строительства полицентрического города говорил координатор общественного движения Б.В. Юшенков. Он выдвинул критерий пешеходной доступности как обоснование величины  под-центров. Специалисты ООО «Лабград» А.С. Баранов, Л.Ю. Истомина представили особенности транспортной модели, обеспечивающей  полицентричность развития территорий и материалы исследования пассажирских потоков Санкт-Петербурга за последние десять лет. Они демонстрируют снижение количества въездов в центр города на всех видах пассажирского транспорта. Очевидно, что моноцентричность постепенно размывается, но по какой причине, и по каким направлениям изменились маршруты движения транспорта, – неизвестно. Необходимо новое масштабное исследование.

 Ведущий панельной дискуссии доцент СПбГАСУ В.К. Линов, подводя итоги обсуждений, особо отметил Соглашение о создании Владивостокской агломерации, между муниципалитетами и администрацией края, что агломерация предполагает объединение населенных пунктов без изменения их границ,  позволит проводить скоординированную градостроительную политику, формировать единую политику управления, развивать транспортную, инженерную и социальную инфраструктуру.

 Дальнейшая дискуссия о миссии отдельных территорий в создании единой полицентрической агломерации Санкт-Петербурга, пока не существующей «де юре», но  реальной в повседневной жизни почти 7 миллионов людей, выявила общие проблемы. Кронштадту было посвящено выступление президента Союза архитекторов О.С. Романова. Природная ситуация и особенности положения Кронштадта в Финском заливе положили основу полицентризма Санкт-Петербурга. Кронштадт – военно-морская база столицы. Кронштадт по своим физическим размерам соответствует критерию пешеходной доступности и является центром системы следующего уровня: в его орбиту включены форты, далеко не полностью используемые в настоящее время. Важный фактор существования «центра» в относительном балансе живущих и работающих. В случае принятия решения о переносе судостроительного производства, для развития туризма необходимо дополнить движение по дамбе маршрутом рельсового транспорта.

 Полицентричность позволит реализовать миссию промышленного пояса Санкт-Петербурга, уверен архитектор, соруководитель архитектурного бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры» М.О. Кондиайн. При правильном использовании территории промпояса сократятся транспортные коммуникации. Сокращение длины транспортных коммуникаций возможно при правильном использовании территории промпояса. Низкая плотность населения и рабочих мест, недостаток УДС, нехватка зелени должны быть использованы как потенциал этой территории для создания общегородской системы общественных озелененных пространств, включая кладбища как особый вид зеленых зон, для  объединения комплексов разного назначения. Эта система должна быть привлекательна и доступна как для жителей спальных районов, так и центра.

 Южную планировочную зону Санкт-Петербурга в ближайшее время ожидает масштабное строительство жилья, миллионный прирост населения. Транспортные потоки из Колпино,  пригородов и области должны быть перехвачены и обеспечены городским общественным транспортом. О процессе создания транспортно-пересадочного узла Южной планировочной зоны рассказала руководитель проектной мастерской ГКУ НИПЦ Генерального плана Санкт-Петербурга Н.Ю. Мачерет. В условиях принадлежности земельных участков разным правообладателям, несогласованности документов, удалось преодолеть разрывы в деятельности разных ведомств и  решить задачу. Метро, пересадка на трамвай, торговая зона  решены компактно в  многоуровневом комплексе. Пример, как сложно решить относительно локальную задачу при существующей разобщенности всех участников процесса планирования и строительства. Многочисленные субъекты прав на землю, разобщенность управления, планирования  существует на всех уровнях и нуждается в переменах.

 Как известно из опыта западных городов, занимаясь процессом полицентрического развития, они не забывают об усилении основного исторического центра.  Выступление профессора АИЖСА им. Репина  Г.Л. Шолоховой выявило противоречия  существующей системы законодательства и профессиональных взаимодействий в сфере охраны культурного наследия и планировочного  развития на примере  территории вокруг бывшего Введенского канала. История  утраты знаковых для территории объектов и элементов ландшафта сопровождалась упадком связности планировочной структуры и качества среды. Сейчас требования охраны выполняются, но состояние территории ухудшается. Формально выполняемые нормы закона об охране не соответствуют планировочной и художественной логике процесса развития территорий. Стихийное и плановое в развитии территорий – тема, возникавшая неоднократно,  в первую очередь по отношению к историческому центру в сообщении архитектора А.Ю. Ананченко о градостроительных узлах по оси  Садовой улицы, и у других докладчиков.

 Выступление А.А. Скокана, руководителя архитектурного бюро «Остоженка» о полицентричности Москвы показало единство планировочного, экологического, образного подхода к решению проблем территорий. Это отличает работы «Остоженки», в том числе,  среди участников градостроительных конкурсов последнего времени. Достаточно случайное появление делового центра «Москва Сити» на месте советских заводов ж/б изделий, жесткое административное привлечение инвесторов на эту далеко не лучшую в транспортном отношении территорию уже состоялось. В конкурсе по развитию территорий Москвы реки «Остоженка» сделала  предложение по улучшению существующего положения: создать мосты – общественные пространства для объединения нового делового центра с частью общегородского центра – Кутузовским проспектом.

 Все мероприятия форума, включая круглый стол журнала «Капитель» о взаимодействии храмового строительства с градостроительной  структурой города (ведущая главный редактор И.О. Бембель), дискуссию о роли инноваций на всех этапах жизненного цикла объекта недвижимости: планирование, архитектура, строительные технологии и материалы (ведущий архитектор С.В. Цыцин), были поддержаны Санкт-Петербургским союзом архитекторов. 

 Дискуссии привели к выводу: необходима политическая воля и координация градостроительного и экономического блока Правительства Санкт-Петербурга  для разработки Стратегии пространственного развития Санкт-Петербургской агломерации с организационными, финансовыми, правовыми механизмами ее реализации.

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020