Информационно-аналитический бюллетень
Союза архитекторов Санкт-Петербурга,
Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,
Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»
Во Всемирный день архитектуры в Доме архитектора профессиональное сообщество объявило итоги смотра-конкурса «Архитектон-2014», вручив награды с комментариями членов жюри. Всего на конкурсе было представлено 71 конкурсная работа, 10 из которых получили призовые места. В этом году жюри конкурса было представлено международной командой архитекторов.
Петербургский союз архитекторов делегировал в жюри почетного президента Союза В.В. Попова, вице-президентов С.В. Гайковича, В.З Каплунова и В.О. Ухова, Р.М. Даянова, В.Э. Лявданского и Ю.К. Митюрева. Наравне с петербургскими архитекторами работы конкурсантов оценивали президент Союза архитекторов России Андрей Боков, выдающийся финский архитектор и историк архитектуры Севери Бломстед и председатель Белорусского союза архитекторов Александр Корбут.
Президент СПбСА, член Коллегии СРО НП ГАИП Олег Романов поприветствовал участников мероприятия поздравлением со Всемирным днем архитектуры, озвучив профессиональному сообществу пожелания от Президента Союза архитекторов России Андрея Бокова и Главного архитектора Санкт-Петербурга, председателя КГА Олега Рыбина.
«В мире наша профессия стоит особняком и оценивается достаточно высоко. При этом в нашей стране профессия архитектора потеряла свой престиж, и мы стремимся шаг за шагом определить ей достойное место. Петербург заслуживает того, чтобы у нас были хорошие архитекторы, и мы должны уделять этому большое внимание», – подчеркнул почетный президент СПбСА Владимир Попов.
Главной темой пресс-конференции стало награждение победителей смотра-конкурса «Архитектон-2014», который в этом году был проведен непосредственно перед профессиональным праздником. Главная цель смотра-конкурса – расширение сферы вовлечения творческих архитектурных сил Санкт-Петербурга и Северо-западного региона, Союза архитекторов России, в процессы профессиональной деятельности, выявление и поощрение лучших проектов и построек, их участие в фестивале «Зодчество» и других архитектурных выставках, привлечение внимания к проектам, требующим продвижения и реализации. Как рассказал вице-президент СПбСА, член Коллегии СРО НП ГАИП Святослав Гайкович, в этом году СПбСА решил расширить состав жюри, пригласив архитекторов не только из других городов, но и других стран. Возглавил жюри президент Союза архитекторов России Андрей Боков. Также в жюри вошли и иностранные эксперты: Председатель Союза архитекторов Беларуси Александр Корбут и финский архитектор Севери Бломстед. Помимо этого, в этом году ввели номинацию на лучшую книгу об архитектуре и архитекторах.
«В следующем году будет новый формат международного российского фестиваля архитектуры, который начнется с Петербурга под тем же названием «Архитектон» с приглашением всех российских архитекторов. Это очень важно для профессионального сообщества, поскольку мы расширяем границы и географию конкурса, приглашаем к оценке работ признанных архитекторов со всего мира», – подчеркнул Олег Романов.
«Союзом архитекторов России принято решение о проведении ежегодных смотр-конкурсов в стране. Это является возрождением старой доброй традиции советского прошлого, когда архитекторы собирались в разных городах и подводили итоги года, выбирали лучшую постройку. Проведение смотра-конкурса в Петербурге в следующем году выведет его совершенно на новый уровень, это серьезный шаг для всего сообщества, – говорит вице-президент СПбСА, член Коллегии СРО НП ГАИП Михаил Мамошин. – Номинирование своих проектов на «Архитектон» для любого петербургского авторского коллектива является важной частью профессиональной работы, поскольку отмеченный на конкурсе проект – это своего рода легитимизация со стороны профессионального сообщества».
А.В. Боков, президент Союза архитекторов России:
Я хочу поздравить своих питерских коллег с убедительной экспозицией с очень качественными работами.
В номинации «Реализованные проекты» с достаточно большим отрывом победил по справедливости наш коллега и его замечательный коллектив: Никита Явейн и «Студия 44» с работой, которая достаточно хорошо известна сегодня. Академия балета Б. Эйфмана - работа очень тонкая, в высшей степени профессиональная и петербургская, потому что она не могла появиться где-либо еще. Этот проект может быть неким эталоном для всех нас и имеет право считаться работой очень высокого мирового уровня.
Явейн соревновался с самим собой, и вторая представленная «Студией 44» работа заслужила не меньшее количество баллов. Это железнодорожный вокзал в Сочи, который очень органично и естественно вошел в Сочинский ландшафт и стал бесспорным украшением Олимпийского Сочи. Это, наверное, одна из лучших работ из тех, что появились благодаря сочинской олимпиаде.
Третья премия - это работа не менее известного коллектива с романтичным названием «Витрувий и сыновья». Коллектив Сергея Падалко отмечен за проект жилого дома. Это дом с двумя лицами: главным фасадом и дворовым фасадом. Здание продолжает некую традицию петербургских домов, сформировавших блистательный центр – сердце Питера. Очень ясным, как мне кажется, современным, но специфическим питерским языком выражен удивительный волнующий контраст между пространством двора и пространством, обращенном на улицу. Авторы при этом демонстрируют свободное владение и материалами, и цветом, и пластикой.
Наконец, работа компании Евгения Герасимова – не раз уже отмеченная – многофункциональное многоцелевое здание. Это весьма строгое, очень дисциплинированное, немного суховатое, тем не менее сделанное весьма профессионально здание вполне заслуженно получило третью награду – бронзовый диплом.
В номинации «Проекты» первую премию получил апарт-отель компании Сергея Орешкина. Это тоже сооружение сложное по своей функции, по своему наполнению, выполненное на высоком уровне. Второе место получила работа «Студии 44», и это достаточно тонкое, достаточно точное жилое образование – квартал в Кронштадте. И, наконец, третий бронзовый диплом достался коллективу, возглавляемому О.С. Романовым за квартал жилья особого рода – для пожилых граждан, для тех, кто сегодня нуждается в особом и бережном отношении для тех, кто, может быть, обделен вниманием общества и государства и кому мы обязаны возвращать наши долги. Это волнующая работа, в которой планировочные и архитектурные компоненты не расторжимы, которые использует язык современной архитектуры в интересах создания специфичной, но в то же время комфортной, достойной, и, как мне кажется, очень музыкальной человечной среды.
А.И. Корбут, председатель союза архитекторов Республики Беларусь:
Спасибо за приглашение на конкурс. Это очень почетно и демонстрирует уважение петербургских архитекторов к белорусским коллегам.
Без сомнения, для меня архитектура Петербурга, ленинградская и петербургская школа отличается от московской архитектурной школы. У нас в Беларуси это видят и понимают. Сегодня белорусские архитекторы очень много обращают внимания на работу петербургских архитекторов, и поэтому для меня вдвойне интересно увидеть ваши достижения. Было интересно и полезно также посмотреть студенческие дипломные работы, ведь у нас в этом году к международному дню архитектуры проходит конкурс дипломных проектов.
К моему удовольствию и удовлетворению оказалось, что мое мнение звучало практически в унисон с мнением коллег в жюри, а оценки совпали с баллами других членов жюри.
Севери Бломстед, архитектор, Финляндия:
Первое, что хотел бы сказать: для меня была большая честь быть в числе приглашенных в жюри, а сама эта работа оказалась для меня очень интересной. Состоялась интереснейшая дискуссия членов жюри.
Это хороший шанс оказать влияние на архитектурный процесс в Петербурге сегодня. Проекты, представленные на конкурс, представляли различные тенденции в российской архитектуре, в основном в регионе Санкт-Петербурга. Различия в подходах значительные: от монументальной до весьма скромной архитектуры. Процессы, идущие в Петербурге, я бы сказал, критичны для России, благодаря важности исторической архитектуры Петербурга в целом. Я имею в виду большие достижения в сохранении главных черт города – его горизонтальности и его раскидистости. Эти черты города прежде всего бросаются в глаза приезжим. Вообще сочетание горизонтальности города и наличие вертикальных доминант роднят Балтийские столицы Копенгаген, Таллин, Стокгольм, Ригу и Хельсинки.
Было очень легко согласиться с другими членами жюри, поскольку нами единодушно избраны те проекты и постройки, которые бережно относятся к названным характеристикам петербургской архитектуры. Я думаю мы сделали правильный выбор.
© «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020