Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2014 / 05 / О новом проекте театра А. Пугачевой

Актуальный комментарий

О новом проекте театра А. Пугачевой

Ю.И. Курбатов,

доктор архитектуры

Пытаясь осмыслить тенденции архитектуры ХХ века, Роберт Вентури разделил ее формы на две группы: «Утки» и «Декорированные сараи».

Утки – это формы, выражающие образы, обусловленные той или иной темой. Декорированные сараи – типичная архитектура развлечений Лас-Вегаса.

Продолжая это обобщение, назовем форму театра «упаковкой», которая может нести любую функцию. Заветы кумиров ХХ века забыты, их (кумиров) как бы и не было, как не было и их выдающихся шедевров. Может быть, это новая революция? Авторы проекта Театра им. А. Пугачевой из британского бюро Рорulos не изобретатели этой новации. Они ее продолжатели. Мастера ХХ века считали, что экстерьер здания – это предчувствие интерьера. Это художественная интрига, которая превращает процесс восприятия в творчество, которое в свою очередь разрешается удовольствием узнавания.

Скульптурная оболочка Театра Пугачевой скорее травмирует горожанина своей глухой закодированностью. Трудно представить, что в очень значимой по своему историко-культурному содержанию фокусной точке Васильевского острова появиться столь закодированная форма, оболочка которой воспринимается как упаковка. Может ли на стыке этой «упаковки» и внешнего пространства возникнуть новая, нам еще неведомая разновидность космической архитектуры? Ее оболочка как бы надежно защищает форму от кажущейся враждебной ей среды. И такая защита становится главной функцией упаковки!

 Можем ли мы согласиться с этим?

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020