Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2014 / 05 / Непрерывное профессиональное образование архитекторов – как оно устроено в Соединенных Штатах?

Профессия

Непрерывное профессиональное образование архитекторов – как оно устроено в Соединенных Штатах?

Константин Кияненко

«Архитектурный Петербург» продолжает публиковать материалы конференции «Профессия архитектор. Время перемен» (АП. 2012. № 6(16). С. 3) ввиду актуальности затронутых тем.

Конференцию провели группа компаний «Сен-Гобен» совместно с Союзом архитекторов России под патронажем Международной академии архитектуры (МААМ).

Курсы повышения квалификации – этот не сильно развитый институт дошел до нашего времени еще с советской эпохи. Обсуждаемый в последние два десятилетия тамошний феномен непрерывного профессионального образования у нас пока не прижился, в то время как на Западе это неотъемлемая часть профессиональной практики, непосредственно связанная с регулярным возобновлением лицензии на проектную деятельность. И этим, в общем, все сказано - желающих обойти или манкировать с обучением там не возникает.

Несколько лет назад я читал лекцию в Университете Калифорнии в Ирвине для небольшой группы аспирантов. В углу сидел человек, который по возрасту никак не походил на аспиранта, слушал внимательно, но вопросов не задавал. Вспомнилось советское прошлое, когда выступление всякого иностранца обязательно курировал вот такой внимательный и немногословный человек. Я спросил своих коллег-американцев – кто это? Они ответили, что, скорее всего, архитектор, который пришел, чтобы прослушать лекцию и заработать зачетную единицу в рамках программы непрерывного архитектурного образования. Меня эта тема заинтересовала, и я стал заниматься исследованием – года полтора на это потратил. В конце концов разобрался и хочу вас познакомить с результатами своих изысканий.

Я для себя поставил такие задачи. Во-первых, выяснить, как устроена система. Особенно меня интересовал вопрос: что заставляет успешных людей, имеющих прибыльный бизнес, ходить на такого рода мероприятия, учиться, получать зачеты, записи в своем транскрипте, который хранится на сайте Американского института архитекторов (AIA), как я потом узнал.
Второе – кто эту систему создал и поддерживает в рабочем состоянии? В-третьих, кто, чему и как архитекторов учит? Важно еще было разобраться в том, чему не учат, потому что это весьма показательно для понимания того, как архитекторы видят свою профессию.

На первый вопрос я получил ответ очень быстро. Заставляет архитектора постоянно совершенствовать свои знания система лицензирования. Для того, чтобы картина стала понятной, я составил специальную схему образовательной и профессиональной карьеры архитектора в Америке. Конечно, это упрощенная версия, потому что путей очень много и они разные. Во-первых, от 5 до 8 лет – это срок обучения по аккредитованной архитектурной программе. Этих аккредитованных программ три: бакалавр архитектуры, магистр архитектуры и еще одна уникальная в университете Маноа на Гавайских островах – доктор архитектуры. После получения академической степени выпускник еще не является архитектором и не имеет права называть себя архитектором. Он должен пройти 3 года чрезвычайно регламентированной практики. Не просто просидеть за компьютером – это обязательное знакомство с архитектурной практикой в ее различных аспектах. Затем примерно 5 лет подготовки к лицензионному экзамену (иногда меньше, но часто – значительно больше) и его сдача. После чего вы собственно становитесь архитектором, имеете право подписывать бумаги, руководить бизнесом и т.п.

Однако учеба продолжается. Дело в том, что по положению лицензионных комиссий большинства (43 из 54) отдельных штатов и заморских территорий США, которые имеют исключительное право выдавать лицензии, архитектор должен возобновлять лицензию каждые один-два года – в разных штатах по-разному.

А непременным условием для возобновления лицензии является участие в программе постоянного обучения и самообразования. Данные требования никак не обойти: не учишься – не возобновляется лицензия. Так эти программы и называются – «обязательного непрерывного образования» (Mandatory Continuing Education – MCE). В результате люди весьма зрелые вынуждены ходить на занятия и получать зачеты по пройденному материалу. В ответ на инициативу штатов AIA разработана собственная система непрерывного архитектурного образования – Continuing Education System (CES), которая должна помочь координировать очень разные требования на местах. А они на самом деле сильно разнятся – где-то учебных часов 8, где-то 16, где-то ежегодно, где-то – раз в два года. И т.д. и т.п.

Кто создал и поддерживает эту систему? Я буду говорить о CES. Ее основной принцип – обучение архитектора на протяжении всей жизни. Разработана сложная, отлаженная и постоянно совершенствуемая совокупность требований к непрерывному образованию. Это не просто записка на трех листиках. Создана электронная регистрация обучения членов института. У каждого из них есть электронный транскрипт – виртуальная зачетная книжка, где в режиме онлайн накапливаются часы

обучения, необходимые для подтверждения – в очередной раз – лицензии. Проводится огромная работа – исследования, конференции, семинары. Создан основной образовательный ресурс – это сеть из 2,5 тысяч авторизованных провайдеров образовательных услуг. AIA их аттестует и обучает. Создан первый портал знаний архитектора, где можно получить доступ к 120 тыс. источников.

Кто обучает, т.е. разрабатывает конкретные образцы программы и обеспечивает эти программы учебниками, справочниками, информацией? Целая сеть организаций и, прежде всего, сам AIA и местные отделения AIA – а их более 300. Потом Национальный совет комиссий штатов по лицензированию архитекторов (NCARB) – это зонтичная организация, которая объединяет отдельные органы лицензирования, – и Американский архитектурный фонд (AAF). Далее – правительственные агентства, имеющие отношение к городу и городской среде – такие как министерство жилищного строительства и городского развития (HUD), министерство энергетики, министерство транспорта. За ними – университеты, научные ассоциации и конференции. Также информационные центры  - библиотеки, архивы, музеи с их компьютерными базами данных, аккумулирующими информацию об архитекторе.

В центре Вашингтона есть потрясающий строительный музей, где можно зарабатывать зачетные часы, посещая экскурсии. Профессиональные ассоциации градостроителей, ландшафтных архитекторов, строителей, риэлторов, девелоперов – все предлагают учебные курсы для архитекторов, каждая в своей сфере. Наконец, проектные и строительные фирмы, редакции и издательства, фирмы – разработчики новых материалов. Появились специальные центры – провайдеры образовательных услуг. Раз на этом можно зарабатывать деньги – значит, возникают структуры, которые делают только это.

Программа CES тщательно регламентирована по объему и по содержанию. С 2012 г. это 18 академических часов занятий, в том числе 12 часов по конкретным вопросам, связанным со здоровьем, безопасностью и благополучием граждан (health, safety, welfare – HSW), которые архитектор должен подтверждать ежегодно. Упомянутая аббревиатура для американской профессии и образования ключевая. Из вышеупомянутых 12 часов 4 часа отводятся на программу устойчивого проектирования, 6 часов занимает самоотчет – наименее регламентируемая часть обучения.

Существенным образовательным ресурсом являются и съезды AIA, в том числе последний, который состоялся в мае 2012 г. в Вашингтоне. В одном репортаже о съезде написано так: «Архитекторы со всех концов США съехались на съезд, чтобы пополнить учебные единицы по программе непрерывного образования, побродить по выставочным залам, пообщаться друг с другом и, конечно же, собраться на фуршете». На первом плане – именно непрерывное образование. За три дня работы съезда было представлено примерно 150 докладов и столько же экскурсий, официально оцениваемых в зачетных единицах НПО, очень солидный ресурс.

Институт (AIA) представляет и продает на своем сайте 25 монографий по самым разным профессиональным вопросам: это и проектирование в контексте территориальных сообществ, и профессиональная этика, и анализ СНиПов, и энергосберегающая архитектура, и архитектура в условиях повышенной сейсмики и труд.

Большими образовательными возможностями располагает журнал «Architectural Record». С 1997 по 2008 г. архитекторами США на его страницах было заработано 500 тыс. учебных часов. Очевидно, это и один из источников существования издания.

Еще пара примеров. Частная компания Hanley Wood учит тому, чем владеет в совершенстве. Она производит конструктивные теплоизоляционные панели (SIP) и учит их применению коллег-архитекторов, которые на этом могут заработать одну учебную единицу по программе HSW и по программе устойчивого проектирования.

При университете Пратт, как и при многих других вузах, существует центр непрерывного профессионального обучения, который предлагает 122 учебных курса, в том числе по темам «Адаптивное использование», «Строительные нормы города Нью-Йорка», «Префабрикация строительных изделий для жилищного строительства», «Архитектура жилищных ландшафтов».

В заключение – чему не учат. Не учат коммерческим вопросам – как сделать бизнес прибыльным, как делать рекламу, как работать с населением по продавливанию своих проектных решений. Не учат тому, как строить личную карьеру, как управлять бизнесом и пр. Акцент, как уже отмечалось, делается на общественное служение, обеспечение здоровья, безопасности и благополучия граждан.

ВЫВОДЫ

Американские архитекторы постоянно учатся – к этому их побуждает необходимость регулярного возобновления лицензии.

НПО – это качественно выстроенная система, в достатке обеспеченная образовательными ресурсами.

Ключевые действующие лица в разработке и управлении данной системой – это Американский институт архитекторов и органы лицензирования штатов. НПО – это прибыльный бизнес и поддерживаемая обществом и властью социально полезная деятельность.

Цель этой системы – гарантировать обществу, что архитектор в состоянии заботиться о безопасности, здоровье и благополучии граждан.

России необходимо создавать собственную систему НПО, и в этих наших усилиях знакомство с американским опытом может быть весьма полезным.


«Архитектурный вестник»
№1 (30) 2013

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020