Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2014 / 05 / Люди, годы, жизнь и архитектура Попытка рецензирования автобиографического альбома «Архитектор С.П. Шмаков»

Библиотека специалиста

Люди, годы, жизнь и архитектура Попытка рецензирования автобиографического альбома «Архитектор С.П. Шмаков»

В.М. Ривлин,

архитектор

Каким образом из обыкновенного мальчика, пусть даже из хорошей семьи, из профессорской семьи, получился художник, архитектор, философ, мудрец и внимательный летописец?

Иллюстрация_№1

Ответ на эти вопросы можно получить, ознакомившись с авторским альбомом, который придумал, написал, сочинил и оформил известный не только в Петербурге, Москве и Праге архитектор Сергей Павлович Шмаков. Питомец архитектурного факультета института им. И.Е. Репина Академии художеств, лауреат Государственной премии, победитель и участник многих архитектурных конкурсов, автор интересных зданий в Петербурге, опытный градостроитель-практик С.П. Шмаков – не только известный архитектор, но и глубокий человек, яркая личность.

В этом убеждаешься, внимательно всматриваясь в его творческие работы, изучая подробности его биографии, анализируя его тексты.

Попытаюсь сформулировать свое понимание личности Сергея Павловича, несмотря на то что «упаковать» огромный и разнообразный внутренний мир творческой личности всегда трудно. И чем крупнее личность, чем объемнее и глубже ее внутренний мир, тем сложнее объяснить ее одной фразой,одной формулой.

Альбом, о котором я пытаюсь говорить, написан творческим человеком. Кроме того, это исповедь, в которой исповедальность явлена по-особому, творчески и поэтому она, как мне кажется, – высшего порядка.

Вот почему возрастает и вероятность неправильных оценок. Очень надеюсь, что мне, как архитектору и сотоварищу Сергея Павловича, независимо от того, пишет ли он тексты, сочиняет ли проекты, пробует себя в живописи или графике, удастся распознать в его творчестве то основное, чем выделяется он в среде других коллег по цеху.

Мне представляется, что самое важное, чем характеризуется творчество С.П. Шмакова, – структурность мышления.

Под структурностью я понимаю тот особый порядок вещей, когда части и целое находятся в гармонической и ритмической взаимосвязи.

Конструкция автобиографической книги, подготовленная и осуществленная С.П. Шмаковым, – яркое тому свидетельство. Четкая периодизация, ритмически выверенная и превосходно артикулируемая фотографиями от «младенчества» до наших дней, размышления о жизни и творчестве, перемежающиеся работами, – все это замечательно продумано, скомпоновано и осуществлено Мастером. Эта структуризация, как мне кажется, проходит красной нитью через все его творчество. Конечно, она формировалась постепенно и не сразу оказалась его «фирменным» стилем. Взрослеющий мастер шлифовал и оттачивал свое мастерство вместе со временем, вместе с эпохой, страной, вместе с товарищами, с которыми ему доводилось работать.

Структуризация в творчестве, если она не опирается на теплоту человеческих отношений, если она не впитывает в себя опыт современников и мастеров прошлого, может превратиться в мертвую рутину, схоластический свод правил и догм, далеких от реальной жизни и архитектуры в самом широком смысле этого слова. Не то у Сергея Павловича!

Очень приятно было узнавать в альбоме и понимать, что Сергей Павлович за пятьдесят лет своей профессиональной деятельности рос в полном согласии с собой и своими друзьями – коллегами. Так было во всех творческих коллективах, где он работал, так было и в те годы, когда он уже в ранге руководителя вел за собой людей, увлекая их своими идеями. В альбоме представлено много материалов, свидетельствующих о теплых и дружеских отношениях С.П. Шмакова с известными мастерами, активно работающими или работавшими, как сейчас, так и в недавнем прошлом. Здесь не могу удержаться, чтобы не напомнить знаменитое: «Иных уж нет, а те далече…»

Разнообразная творческая работа, и это тоже узнается из альбома, постоянно сопровождалась записями в «тетрадочку» – в потаенную лабораторию Мастера. Обращает на себя внимание и тонкая самоирония, которая незримо присутствует в тексте, а это признак особой культуры, культуры высокого порядка.

«Пикассистый период» – тому подтверждение. Для того, кто не сможет стать счастливым обладателем уникального альбома, поясню, что так автор окрестил серию графических листов, исполненных под влиянием манеры испанского маэстро.

В альбом включены симпатичные живописные и графические листы первых лет ученичества в средней художественной школе, знаменитой СХШ. «Зуд» рисовальщика не покидает Мастера и сегодня, потому что рисунок для него – важнейший творческий инструментарий. В альбоме можно увидеть также стройный и последовательный ряд проектов, от первых студенческих и до хорошо известных и реализованных в последнее время.

Но это рассказ не только о собственном творчестве. Это рассказ и о времени, которое формировало С.П. Шмакова как архитектора, это рассказ и о проблемах завтрашнего дня, разумеется, в архитектурной ипостаси. Этому посвящены многие страницы альбома и записных книжек, которые можно было бы уложить в раздел «от эклектики до эклектики»

Не думаю, что в рамках рецензии необходимо подвергать анализу огромнейший пласт работы Сергея Павловича в области градостроительства, архитектуры, графики или живописи. Его вклад в отечественную теорию и практику архитектуры, безусловно, велик, и правильная оценка этого вклада еще впереди. Нам, его современникам, коллегам и товарищам, а также будущим поколениям архитекторов и художников еще предстоит объективно оценить этот вклад.

Ясно одно: явленная нам исповедь архитектора, летописца, мыслителя и практика С.П. Шмакова – крупное событие не только в узком кругу специалистов. Я думаю, что недавно вышедший из печати альбом, о котором в кратком очерке я попытался рассказать, – интересное событие в культурной жизни и Петербурга, и Отечества нашего.

Остается только пожелать Сергею Павловичу плодотворного творческого долголетия.


P.S. Нельзя не воздать должное руководству института «ЛенНИИпроект» и его директору Ю.П. Груздеву в финансовой помощи по изданию автобиографического альбома «Архитектор С.П. Шмаков».

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020