Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2014 / 02 / Комментарии архитекторов

Меморандум-2013

Комментарии архитекторов

В предыдущем номере «Архитектурный  Петербург» опубликовал Доклад Национальной палаты архитекторов «О положении в архитектурной профессии в Российской Федерации»

(«Меморандум-2013»)

Иллюстрация_№1

О.С. РОМАНОВ

После «перестройки» и последовавшему за ней изменению Государственной идеологии в сфере  «Архитектуры и строительства» наступил период неадекватного существования архитектурной профессии и соответственно искаженными целеположениями. Государство отказалось регулировать проектно-сметную деятельность. Болонская хартия и обязательства системы ВТО резко изменили прежние представления об архитектурном образовании и стандартам проектирования. В этой обстановке появления «Меморандума 2013» великое благо, позволяющее продекларировать позицию Архитектурного сообщества и развеять «дым» хаоса и разноплановых порой ошибочных умозаключений. Пожалуй, впервые за значительный временной отрезок «звучит» четкий профессиональный  документ – позиция о будущем профессии с целью исполнения главного ее предназначения – формирования гармоничной, комфортной среды обитания человека. По значимости и громогласности это созвучно глобальным обращения Союза Архитекторов Советской эпохи, но по сути, и содержанию «Меморандум» превосходит их аполитичностью, четким анализом ситуации, четкой программой деятельности, определением путей существования и развития благородной и знаковой профессии «Архитектор».

В.А. РЕППО

Обострившиеся проблемы взаимоотношений архитектора с заказчиком, строителем и в конечном итоге с обществом, оценивающим результат их совместной деятельности, резкое недовольство сегодняшним состоянием этих отношений привело к появлению «архитектурного» Меморандума. Это давно назревший «крик души». Но почему именно Меморандум, а не очередной Манифест или Декларация?

Форма Меморандума предполагает более спокойный, вдумчивый и многосторонний анализ происходящих  процессов и предлагает обществу ряд последовательных решений, которые могли бы изменить негативную ситуацию, сложившуюся в архитектурно-строительной сфере. Кроме того, Меморандум - это «живой» документ, который является открытой площадкой для дискуссий, рассчитан на постоянный «мониторинг» ситуации, готов для внесения дополнений и изменений, отвечающих требованиям времени. Этот документ позволяет консолидировать профессиональное сообщество и даёт ему некий «инструмент» взаимодействия.

Опубликованный около полугода назад, Меморандум уже приносит позитивные плоды. Заметно, что многие представители власти, ознакомившись с текстом  Меморандума, более адекватно начинают понимать суть проблем, волнующих архитекторов. Меморандум, это также программа  первоочередных действий, направленных на защиту общества от непрофессионального вмешательства в сферу градостроительства и архитектуры, осуществляемого под  давлением бизнеса и строительного лобби. Меморандум даёт исчерпывающее разъяснение функций созданной Национальной палаты архитекторов, которая должна на законодательном уровне обеспечить переход к индивидуальной аттестации практикующих архитекторов как физических лиц. Этот процесс позволит российским архитекторам стать идентичными международной квалификационной системе и принятым стандартам ВТО. В настоящий момент, когда идёт активная работа над новой редакцией закона «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации»,  Меморандум является, пожалуй,  единственным документом, провозглашающим  ключевые принципы будущих необходимых законодательных преобразований. 

 С.Ю. БОБЫЛЕВ

Считаю появления меморандума о роли архитектурной деятельности в градостроительном процессе давно назревшим и чрезвычайно необходимым. В условиях экономического кризиса пора разъяснить обществу, строительному комплексу и власти роль нашей профессии в общем созидательном процессе развития нашей страны.

При этом, в Разделе 2 «Правовой статус архитектурной профессии» Меморандума на мой взгляд необходимо отразить социальную роль архитектурной профессии, социальную значимость и социальную ответственность архитектора перед обществом. В треугольнике взаимодействия Заказчик-Архитектор- Государственная власть только архитектор объективно, наиболее полно может отражать интересы гражданского общества.

Необходимо понимать  почему возникает социальная ответственность, как формируется социальная потребность, как она отражается в заказе на проектирование, какой механизм обеспечивает контроль за ее обеспечением. Необходимо законодательно защитить архитектора от некомпетентности и алчности заказчика, от произвола государственной администрации. Законодательно необходимо закрепить за архитектором социальную ответственность перед обществом и  законодательно защитить  его от давления заказчика а органов власти. Не только градозащитники, а в первую очередь  архитектора должны  выражать общественные интересы.

В меморандуме много внимания уделено федеральному законодательству, при этом возможно необходимо отразить требования к законодательству субъектов федерации и роли Комитетам архитектуры и градостроительства, в которых должно творчески совершенствоваться конкретные, социально-ориентированные  механизмы управления развития территорий, а юристы и землеустроители, которых сейчас большинство в органах управления архитектуры, должны опираться на мнение профессионалов.

 А.Ю. АНАНЧЕНКО

В январе опубликован доклад Национальной палаты архитекторов «О положении в архитектурной профессии в Российской Федерации» («Меморандум-13»). Доклад составлен по итогам первого года членства России в ВТО, содержит  оценку неудовлетворительного состояния российского законодательства  о градостроительной и архитектурной деятельности, нормативного регулирования проектирования и строительства. Выполнена серьезная аналитическая работа, для реального продвижения предложений нужно профессиональное согласие по основным позициям, требующим изменения действующего законодательства.

Не вызывает сомнений необходимость приведения Градостроительного кодекса (ГК) РФ  в соответствие с современными задачами, со всеми основными документами национального законодательного блока, и с международными требованиями. При этом исключительно важным представляется включение в градостроительное законодательство термина «архитектурная деятельность», подразумевающего творческий процесс создания и преобразования архитектурного объекта (сегодня по терминологии ГК градостроительная деятельность включает архитектурно-строительное проектирование, что является лишь составной, технической частью создания объекта).

Представляется недостаточным законодательное определение  термина «архитектурная деятельность».  Формулировка подразумевает только создание произведения, что исключает реконструкцию или реставрацию объектов культурного наследия из круга архитектурных отношений.

Для полноценного существования проектного рынка необходима выработка единой терминологии, не допускающей расширительных толкований. Разумно ввести в официальный оборот возможно более полный стандарт терминов градостроительных и нормативных отношений.

Несовершенно выглядит нормативная база, включающая три самостоятельных блока: техническое регулирование, санитарное нормирование, региональные нормативы градостроительного проектирования.  Противоречивые правила добровольного, частично обязательного, обязательного применения, являются серьезным препятствием для гармонизации национальных норм с мировой практикой. Очевидно, требуется создание единой логичной нормативной базы.

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020