Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2014 / 01 / Лидерство как профессия

Архитектор об архитекторе

Лидерство как профессия

В.М. Ривлин,

Архитектор

Большое, как известно, видится на расстоянии. «Лицом к лицу – лица не увидать», говаривал поэт, но, любя поэта, смею утверждать все-таки противоположное.

Иллюстрация_№1

Крупную личность распознать можно только приблизившись к ней, исследуя подробности, частности и детали. С такими мыслями я приступаю к очередному портрету неспроста. Дело в том, что творчество петербургского архитектора Н.И. Явейна и его коллег по мастерской, с одной стороны известно достаточно хорошо, а с другой, недостаточно известно даже профессионалам. И причина здесь кроется в необъятности географии адресов их интересов: от крупных проектов в Казахстане, Сочи и Нижнем Новгороде до старинных кварталов Лондона.  В  этом мнении я смог утвердиться, посетив офис студии в Манежном переулке. С 2001 по 2012 год творческий коллектив «Студии 44» под руководством Н.И. Явейна подготовил к презентации 102 (!) проекта, и значительная их часть уже реализована на практике.  При этом нельзя не добавить, что 35 проектов получили престижнейшие дипломы и медали. Такой выдающейся результат безусловно характеризует Н.И. Явейна как незаурядного мастера, руководителя и менеджера в системе архитектурного дела не только в Петербурге, но, я полагаю, и  в России в целом.

 Ввиду необъятности творческого портфеля студии для анализа мной выбраны лишь два, с моей точки зрения, выдающихся проекта. Они реализованы в Петербурге и поэтому более доступны для обозрения, обсуждения и анализа. Каждый из этих проектов уникален как по содержанию, так и по форме, каждый из них отмечен наградами и дипломами, и каждый из них обладает одним очень важным свойством – он гармоничен.

 Начать, пожалуй, нужно с крупного железнодорожного вокзала «Ладожский» в Петербурге, который  был реализован в удивительно короткие сроки: 2001–2003 гг. (вместе с проектированием!). Как говорится в авторском комментарии, вокзал этот – «инновационное сооружение, совмещающее в себе вокзал – мост и вокзал – тоннель». И действительно, такое определение очень хорошо описывает сложнейшее по организации и четкое, в структурном отношении, сооружение. Высокие технологии, превосходный дизайн и безупречное зонирование – всему в этом комплексе нашлось достойное место.  Хочется привести еще одну интересную цитату в авторском комментарии:

«Материализованные линии движения пассажиров, транспорта, багажа, – летящие консоли и мостики, прозрачные оболочки лифтов и переходов пронизывают все пространство вокзала, формируя слой образов XXI века. Но этим семантический ряд сооружения не исчерпывается: интерьер главного зала наделен фамильными чертами множества прототипов, – от вокзалов – дебаркадеров конца XIX в. до вдохновлявших их авторов римских терм и триумфальных арок…»

 От себя остается только добавить, что такая образность, усиливая выразительность пространств, ненавязчиво сближает современное транспортное сооружение и с контекстом петербургской традиции.

 Любые комментарии, а тем более комментарии архитектора, субъективны. И тем не менее возьму на себя смелость утверждать, что проект отеля «Новый Петергоф» в большом ряду творческих работ Н.И. Явейна и его коллег является одним из лучших, если не лучшим. Эта оценочная безапелляционность  обусловлена несколькими причинами, и прежде всего виртуозностью решения проблемы вхождения нового в контекст исторической среды. Жесткие требования по охране и защите памятников архитектуры в данном случае послужили формированию уникальной программы, реализованной с отменным качеством. Камерность ансамбля, масштаб, рациональность в использовании материалов и, наконец, композиционная связь с собором Св. Петра и Павла стали, по-моему, образцовым примером существования современной архитектуры в исторической среде прославленных загородных резиденций Петербурга.

 Так за счет чего все-таки в этом небольшом комплексе удалось получить столь впечатляющий результат? К сказанному нужно добавить такое важнейшее, на мой взгляд, проектное решение, как «дробление целого». Эта идея дала в результате возможность перевести крупную форму в масштаб очаровательных загородных дач начала XX века. Целостное, современное и довольно сложное здание превращено в группу павильонов, объединенных подземным этажом, в котором интегрированы все жизненно важные коммуникативные функции. Вот именно в этом, как мне кажется, и были заложены успешные решения фундаментальных основ современного контекста, помимо, конечно же, блистательно исполненной «рубашки» самого комплекса.

 Если попытаться очень кратко (и не без издержек, конечно) сформулировать стиль или манеру творческого почерка Н.И. Явейна и его партнеров, то подойдет, наверное, термин «универсализм». Этот термин в творчестве успешного коллектива имеет еще одну краску – «беспрецедентность». Это сочетание обеспечивает такое разнообразие тем, образов и масштабов, какое не просто встретить в других архитектурных ателье. Во всяком случае, я не знаю коллективов, которые могли бы составить конкуренцию «Студии 44» во всеохватной, полноценной и успешной деятельности.  Не существует, пожалуй, сфер деятельности в области архитектуры и дизайна, которые бы обошли стороной этот профессиональный и довольно крупный коллектив, в котором трудятся более 120 архитекторов и конструкторов. В короткой статье невозможно описать глубину всех тем и сюжетов, отраженных в  проектах и постройках студии. Это возможно только в формате полноценной и яркой монографии. Впрочем, интересующихся творчеством Н.И. Явейна могу адресовать к недавно появившемуся в печати солидному и качественному альбому, в котором очень убедительно рассказывается о результатах работы студии за последние десять лет.

 Возвращаясь к заголовку этого очерка, хочу подчеркнуть, что лидерские качества архитектора Никиты Игоревича Явейна явственно проступают в его работе не только в рамках руководства крупной архитектурной студией. Он хорошо известен и преподавательской работой, и активной общественной деятельностью. Такое лидерство обусловлено, я думаю, не только признанием, но и высоким призванием.

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020