Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2013 / 02 / В очереди за правом быть памятником архитектуры

История

В очереди за правом быть памятником архитектуры

Б.М. Кириков

историк архитектуры

Памятники архитектуры становятся памятниками не когда создаются, а лишь тогда, когда осознаются в этом качестве. И не только осознаются – требуется пройти трудоемкую экспертную и сложную бюрократическую процедуру, чтобы здания получили искомый правовой статус. Причем общепринятое понятие «памятник архитектуры» стало теперь, скорее, обиходным. Согласно действующему федеральному закону 2002 года охраняемые здания и ансамбли официально именуются объектами культурного наследия или памятниками истории и культуры. Важно отметить, что в число таких объектов могут быть включены только те, с момента создания которых прошло не менее сорока лет. Установленный законом временной ценз призван содействовать объективности оценок.

 Существующие списки памятников Петербурга формировались специалистами ГИОП (КГИОП) в течение многих десятилетий. Долгое время под охраной состояли почти исключительно памятники эпох барокко и классицизма. Большинство интересных построек периодов эклектики и модерна ждали официального признания вплоть до 1990-х годов. Такие выдающиеся объекты, как Новодевичий монастырь, Мариинский театр и Политехнический институт, дом компании «Зингер», Витебский вокзал и ДЛТ, приобрели статус памятников менее двадцати лет назад, в сентябре 1993 года. Утвержденный тогда решением Горсовета № 327 обширный дополнительный список во многом выправил диспропорцию в составе охраняемого наследия. Но и после этого в нем оставалось немало пробелов.

 Корректировка и дополнение списков проводились на грани минувшего и нынешнего веков. Эта работа выполнялась в мою бытность заместителем председателя КГИОП по учету памятников под общим руководством Н.И. Явейна. Считаю, что нам удалось сформировать сбалансированную структуру объектов культурного наследия, более адекватную истории архитектуры Петербурга – Ленинграда. Особенно важным было внесение в перечень так называемых выявленных объектов значительного числа построек советского времени, преимущественно периода авангарда, а также многих промышленных сооружений и комплексов. (К сожалению, большинство из них до сих пор так и остаются «выявленными».)

 Тогда, более десяти лет назад, мы решили ограничить состав списков четким хронологическим рубежом – серединой 1950-х годов, когда в истории советской архитектуры произошел коренной перелом. Последними по времени охраняемыми объектами стали станции первой очереди метрополитена, открытой в 1955 году. Однако было совершенно очевидно, что вскоре станет актуальной задача включения в памятники лучших образцов архитектуры последующего периода, которые перейдут из области современной практики в сферу наследия.

 Сегодня эта проблема уже назрела и даже перезрела. Сорокалетняя дистанция открывает дверь в списки памятников для избранных зданий 1950 – начала 1970-х годов. Бесспорными кандидатами являются Финляндский вокзал, здание ЛенНИИпроекта, ТЮЗ, Дворец спорта «Юбилейный», аэропорт «Пулково-1» и еще ряд со-оружений.

 Задача становится тем более актуальной, что архитектурное наследие того времени нуждается в защите. Безжалостно снесена гостиница Речного вокзала, грубо переделаны фасады гостиницы «Москва», изменены интерьеры каменноостровской резиденции К-2. Угроза нависала над Морским вокзалом и зданием «Пулково-1». Вместе с тем, системный подход к охране наследия требует восполнить обра-зовавшийся пробел, охватывающий почти два десятилетия интенсивного строительства в Ленинграде.

 При отборе объектов следует придерживаться уже опробованных критериев: архитектурно-художественная ценность, значение в истории архитектуры города, роль в городской среде. Кроме того, необходимо учитывать конструктивные нова-ции, типологическую новизну, а также культурную значимость зданий и их связь с историческими событиями.

 Недавно Петербургский Союз архитекторов инициировал постановку под охрану группы объектов 1957–1987 годов. Список из двадцати позиций был передан  в 2009 году главному архитектору Петербурга Ю.К. Митюреву. В феврале 2013 года я выступил на Совете по охране культурного наследия с сообщением на ту же тему, предложив в первую очередь решить судьбу зданий, прошедших, в соответствии с законом, сорокалетнюю проверку временем. Совет постановил организовать рабочую группу, которая займется решением данного вопроса. Вслед за этим нами был подготовлен перечень ценных построек нашего города 1950–1980-х годов, направленный в президиум Союза архитекторов России. Как видим, идея охраны наследия послевоенной архитектуры пришла в движение.

 По своему опыту считаю, что эту проблему эффективнее решать поэтапно. Во избежание формальных препон следует пойти по легитимному пути: подготовить экспертные заключения по группе зданий, сооруженных не позднее 1973 года. Ниже приводится ориентировочный список первоочередных объектов.


 Финляндский вокзал. 1955–1960, арх. Н.В. Баранов, П.А. Ашастин, Я.Н. Лукин; инж. И.А. Рыбин. Пл. Ленина, 6.

 Здание института «ЛенНИИпроект» и жилой дом. 1952–1956, арх. О.И. Гурьев, Я.Н. Лукин, А.П. Щербенок. Троицкая пл., 3 и 5.

 Жилой дом. 1953–1957, арх. В.Ф. Белов, В.А. Потапов, М.П. Савкевич. Б. Сампсониевский пр., 108.

 Жилые дома. 1955–1960, арх. В.А. Каменский, С.Г. Майофис. Комсомольская пл.

 Театр юных зрителей. 1957–1962, арх. А.В. Жук, Г.М. Вланин, Т.П. Короткова. Пионерская пл.

 Плавательный бассейн. 1959–1964, арх. С.И. Евдокимов, А.П. Изоитко. Литовская ул., 3.

Телецентр. 1960–1963, арх. С.Б. Сперанский, В.С. Васильковский, А.Д. Кац. Ул. Чапыгина, 6.

 Большой концертный зал «Октябрьский». 1964–1967, арх. В.А. Каменский, Ж.М. Вержбицкий, Г.М. Вланин, А.В. Жук; инж. Н.В. Максимов. Лиговский пр., 6.

 Дворец спорта «Юбилейный». 1966–1967, арх. Г.П. Морозов, И.П. Сусликов; инж. А.П. Морозов, Ю.А. Елисеев, О.А. Курбатов. Пр. Добролюбова, 18.

 Гостиница «Ленинград» («Санкт-Петербург»). 1967–1970, арх. С.Б. Сперанский, В.Э. Струзман, Н.В. Каменский. Пироговская наб., 5.

 Автобусный парк № 5. 1967, арх. О.Б. Голынкин, инж. Т.М. Шапиро. Пр. Стачек, 108.

 Дворец молодежи. 1969–1970, арх. П.С. Прохоров, В.П. Тропин, А.П. Изоитко. Ул. Профессора Попова, 47.

 Аэропорт «Пулково-1». 1969–1973, арх. А.В. Жук, Ж.М. Вержбицкий, Г.М. Вланин.

 Детская спортивная школа. 1970–1972, арх. С.И. Евдокимов, Т.Ф. Хрущева. Малый пр. В. О., 66.

 Дом политпросвещения. 1970–1973, арх. Д.С. Гольдгор, Г.А. Васильев, Т.И. Сливинская. Пл. Пролетарской Диктатуры, 6.

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020